Маша Заборовская, 35 лет. Художник, дизайнер-график из Санкт-Петербурга.

1. Я закончила Санкт-Петербургскую Высшую художественно-промышленную академию (сейчас, кажется, она называется СПбГХПА им. Штиглица) по специальности "средовой дизайн", училась в Kunsthochschule Berlin-Weissensee, специальность "коммуникационный дизайн".

2. Моя мама - художник-керамист, а папа работает в области монументального искусства. В общем, я из...">

Загрузка...
Состав рекламного рынка


Маша Заборовская: "Иногда сам не можешь понять: то, что ты сделал - это еще пуританство, или уже порно?"


Маша Заборовская, 35 лет. Художник, дизайнер-график из Санкт-Петербурга.


1. Я закончила Санкт-Петербургскую Высшую художественно-промышленную академию (сейчас, кажется, она называется СПбГХПА им. Штиглица) по специальности "средовой дизайн", училась в Kunsthochschule Berlin-Weissensee, специальность "коммуникационный дизайн".

2. Моя мама - художник-керамист, а папа работает в области монументального искусства. В общем, я из семьи, где главной обсуждаемой темой было производство художественного продукта и все, что с этим связано. Все остальное как-то отодвинуто было на второй план. Конечно же, родители поддерживали меня в стремлении стать художником. В этом плане у меня была фора по сравнению с людьми из семей, где это занятие считалось маргинальным. В общем, все к тому, что кто-то должен поддерживать человека, кто-то должен вселять в него уверенность. Это важно.

3. Моими преподавателями в базовых формах были Александр Сергеевич Спицын и Геннадий Семенович Череповский, именно эти замечательные люди наконец-то смогли мне объяснить, как надо держать карандаш, чтобы в итоге оказаться на неплохом абитуриентском уровне и, в конечном счете, иметь возможность учиться у других замечательных преподавателей, в частности, - Бориса Ивановича Роенко, который преподавал специальность на "дизайне среды". Роенко - один из самых замечательных преподавателей, у которых я когда-либо училась. Хочется вспомнить так же фотографа Ханса Пилера из Berlin-Weissensee и ненавязчиво упомянуть Лукаса де Гроота, который, вел там же курс шрифта.

4. Мне кажется, научиться всему у одного человека просто невозможно. Я сторонник такой "пчелиной" тактики - с садиться на все цветы, собирая пыльцу. Я вот не считаю зазорным изучать программу по книжке. Нет другой возможности - пользуйся тем, что доступно. Как говорится, "арфы нет - возьмите бубен!" В общем, учиться у всех. Жить с "постоянно включенным сканером". Это и самое интересное и самое эффективное. Очень многому я научилась у своих однокурсников - это факт. В этом вообще чуть ли ни главный смысл посещения институтов. Поиск единомышленников, атмосфера.

5. Сейчас я работаю в разных областях: в основном занимаюсь графическим дизайном, некоммерческой графикой, так называемым, современным искусством; исследованиями, связанными с графикой и креативным процессом вообще; преподаю в СПбГУ и "Невском университете". Работаю как фрилансер для разных заказчиков. Параллельно работаю совместно с Андреем Люблинским под лейблом Pprofessors.

6. Последние пять лет мы вместе трудились над несколькими проектами - Torten, Trash-man Research, Trash-man Sculpture, скворечник "Прагматика", Only Toys, "9 Горящих автомобилей", а так же серией мастер-классов по развитию креативных способностей. До этого существовала с 1995 года группа 100 Projects. Design. В нее входили Боремир Бахарев, Андрей Люблинский и я. Мы произвели в таком составе множество различных проектов. Сфера наших интересов была чрезвычайно широка - концептуальное искусство, графика, игры, интерьеры, выставочное оборудование, упаковка, фотография, видео. Мы, кажется, только не проектировали кастрюли и автомобили.

7. Вот немного из того, что тогда делалось нами:


Фрагмент большого проекта Dogs. Один из объектов, сделанных к выставке, в которой мы смогли поучаствовать, скрывшись за формулировкой "художники-анималисты". 1997



Одна из работ проекта Totales Spielzeug, которую мы делали уже в Берлине в том же 1997



Упаковка для того синего объекта


8. Первый гонорар я получила, кажется, за иллюстрации к книге Арье Ротмана "Овцы Иакова". До этого правда, были еще какие-то работы, довольно чудовищные, с километрами дурацких вывесок, маниакальными заказчиками, мизерными гонорарами, но они как-то не оставили следа в памяти, так что эту, пожалуй, условно можно считать первой.

9. Когда я получаю заказ, я, прежде всего, сосредотачиваюсь на моменте его непосредственного получения, т.е. первом разговоре с заказчиком - обсуждении технического задания. Если спросить больше пока нечего, то в принципе дальше можно углубиться, можно радикально отвлечься, - в любом случае тема должна какое-то время "вариться" в голове. Ну а потом момент воплощения идеи провоцируется назревшей необходимостью со стороны автора, либо стимуляцией со стороны заказчика. Типа "ну как там у нас?"

10. Если что-то не получается, приходится задуматься, а в чем конкретно заключается проблема? Достаточно ли сделать паузу, заняться на время сугубо физическим трудом или поискать вдохновения в работах других авторов, если нет, возвращаюсь к началу, к формулировке - возможно, не хватает информации или она противоречива.

11. Чтобы в правильную сторону заработали мозги, я поступаю по-разному. В большей степени у меня возникают проблемы не с тем, чтобы включиться, а чтобы выключиться. Для этого мне, видимо, служит метод параллельного ведения нескольких проектов. Мне так гораздо проще работать. Все происходит само собой. Вообще-то у нас с Люблинским за годы сложилась тактика - перед тем как "начать думать", мы довольно долго говорим о разных отстраненных вещах, о чем угодно, столько, сколько получается, а потом неожиданно синхронно переходим к нашей задаче.

12. Я ни с чем так не парилась, как с работой, связанной с другим менталитетом: когда я училась в Берлине, мне довелось столкнуться с такой проблемой. Конечно, не мне одной.Была, например, одна девочка, француженка у нас в группе, она расплакалась прямо на занятии от того, что не могла объяснить другим очевидные для нее вещи в собственной работе. А речь шла о графике... В общем, это наводит на мысль о небезграничной возможности графики как универсального языка. Другая сторона проблемы, это - иногда собственная неспособность почувствовать человека, для которого ты работаешь. Бывают ситуации, когда собственные внутренние критерии и камертоны невозможно использовать. Когда ты сам не можешь понять, что ты сделал - то ли это еще пуританство, то ли уже порно. Бесконечно взвешиваешь на своих весах, которые не работают, находясь в совершенно другой галактике. Вообще, если не близка тема, то надо отказываться, хотя есть иногда такой внутренний мотив типа "а слабо мне?".

13. В работе я использую обычные инструменты - компьютер, сканер, камеру. Из первичных, так сказать, инструментов люблю линеры, маркеры и блокноты. Иногда делаю модели из бумаги, пластика и пр. Могу и электролобзиком, и баллончиком, и вообще люблю инструменты как таковые. Никогда не прохожу мимо канцелярского или строительного магазина - один вид изобилия этих товаров приводит меня к "творческому обострению".

14. Мое рабочее место выглядит примерно так:


(В каждом новом доме оно, как правило, расползается по всей комнате от своего "композиционного центра" - обрывка плаката, который я, прежде всего, прикрепляю к стене. Он простой и бодрый и напоминает о времени, поведенном в Берлине.)


15. Здесь - три из любимых моих работ, хотя выбрать что-то очень сложно, особенно три картинки из всего. Тогда уж три из некоммерческой графики, и несколько из других проектов:


Этих очень люблю, они были сделаны в 2005 году, just for me, как говорится



Картинка была сделана для выставки The Stuff that surrounds you, организованной русским изданием Wallpaper* и проектом James 2004



Вот еще флаер для вечеринки, он мне до сих пор нравится



Одна работа из проекта Torten, 2004



Это из недавнего проекта "9 горящих автомобилей"


16. Жалко, что вот это сделала не я. Это коробка, в которой моя мама хранит запас электролампочек. Сделана она ею была исключительно в утилитарных целях:



17. Мне было бы очень интересно поработать когда-нибудь в проекте типа t.o.l., (люди, которые сделали анимационный фильм Tamala 2010). Вообще-то не понимаю, как им это удалось - it's magic! Или поучаствовать в создании чего-то вроде Les Paladins - барочной оперы Рамо, поставленной Хосе Монтальво.

18. Новое в профессиональном мире я узнаю в интернете, от коллег, студентов, в поездках за границы, люблю в иностранных городах проводить время в книжных магазинах. Вообще, печатное люблю больше электронного, всегда стараюсь привозить книжки. Очень хороший есть, например, журнал Etapes, уже упомянутый как-то в другом интервью.

19. Насчет дизайна будущего, я думаю, что дело не столько в развитии самих дизайнерских форм, а в масштабах потребления дизайнерского продукта и адекватности его восприятия. Меня волнует скорее вопрос повышения общей визуальной культуры. Есть множество интересных дизайнеров, но их аудитория не так широка в силу различных причин. Надеюсь, что в будущем ситуация изменится к лучшему.

20. Хочу научиться делать быстрее то, что уже умею делать, более рационально использовать время, научится еще многим полезным вещам - это из прагматического, а из идеализма - хорошо было бы выучить еще какой-нибудь иностранный язык, разобраться с ситуацией с велосипедом...

21. Из иностранных художников очень нравятся Yoshitomo Nara, Wolf Erlbruch, Marko Tuurunen, Gary Baseman, CX Huth. Нет, сложно... очень много хороших художников и дизайнеров, просто теряюсь.

22. Я стараюсь не работать с несимпатичными мне людьми.

23. В моем окружении есть, конечно же, люди, к мнению которых я прислушиваюсь. Но обычно я стараюсь показывать либо совершенно готовую работу, либо какие-то первичные наброски или делюсь замыслом. Не люблю обнародовать этап "половина работы".

24. Если бы я не была тем, кто я сейчас, я бы, наверное, была филологом, может быть лингвистом каким-нибудь, больше, пожалуй, нет вариантов, ну, если только из животных разве - кем-то явно меховым и не крупным.

25. Меня расстраивает, когда в моей профессии я сталкиваюсь с цинизмом, неуважением к труду художника, снобизмом. Или когда говорят "а что тут делать? Это ж быстро!", еще меня коробит "офисный язык", с которым приходится иногда сталкиваться - "проплатить", "отзвониться" и т.п.

26. Меня раздражает хамство. И еще когда взрослые люди говорят о себе "я кушаю", но с этим приходится мириться, что поделаешь.

27. В жизни меня сопровождают известные всем бренды - IKEA, H&M, все такое сборно-разборное и ненавязчивое. Я отношусь к типу людей, которые любимый кенгурушник и кеды снашивают до дыр. Вообще, интересно одетого человека ценю и приветствую, но тут мне не фирма важна, а комбинация и концепция.

28. Мои ближайшие друзья-коллеги: Андрей Люблинский - обладает неимоверной творческой импульсивностью, Бремир Бахарев - удивительным чувством материала, конструкции, пространства. Ксюша Наумова - очень деликатный и умный художник, как и Варвара Помидор, Зоя Черкасски - ценю чувство юмора и цельность образа, Женя Тонконогий - ироничный, очень наблюдательный, Карина Барабанова - асс и мастер в своей области. Она может с закрытыми глазами нарисовать так, как я и с натуры никогда не смогу. Александр Войцеховский - искренний, настоящий... Мой берлинский коллега Mawil - замечательный. Мои студенты нынешние и бывшие делают тоже очень интересные вещи. Жаль, что невозможно перечислить всех талантливых людей, которых я знаю. Еще есть люди, с которыми я не знакома лично, но мне нравятся их работы - это Саша Житомирский, Маша Краснова-Шабаева, Протей Темен, Маша Екимова, Полина Петрушина, Эдик Катыхин и можно продолжать еще.

29. Чтобы обо мне узнали в профессиональном сообществе, я как-то специально почти ничего не делаю. Пожалуй, это сами проекты, участие в выставках, конкурсах. Существует наш с Люблинским ЖЖ, пытаюсь спорадически реанимировать свой ЖЖурнал Idealismo img, но времени просто катастрофически не хватает. До сайта до сих пор руки так и не дошли.

30. Именно некоммерческих проектов было много. Сейчас, например, мы с Guprusom и Мо занимаемся подготовкой Санкт-Петербургского фестиваля рисованных историй, который состоится, я надеюсь, в конце июня этого года. Еще недавно тут мы с Люблинским придумали одну штуку для фонда "Ночлежка", который помогает бездомным. Опять же выставка "Хорошо/Плохо" и много других еще.

31. У меня как-то не оказалось нетрудовых увлечений - они какие-то абстрактные или вытекающие из трудовых. В итоге - музыка, кино, блуждание по барахолке в поисках чего-нибудь. Может быть еще настольный теннис - по-своему очень лирический вид спорта, к сожалению, играем редко. Приготовление пищи тоже довольно интересное занятие, если подойти к процессу как к диджейству.

32. Вот пример нечаянного хулиганства, случайно обнаруженного на полях в рабочем файле. Когда-то я делала по работе такой флаер-инструкцию к детской игре, где нужно из частей складывать разных животных. Слоган был тоже понятно какой... Ну вот, в итоге отвергнутые элементы в процессе работы сами сложились в такую композицию, которая была неожиданно замечена и зафиксирована:



33. Маленькую часть моих работ можно посмотреть тут: http://idealismo.livejournal.com. Наше с Люблинским - тут: http://pprofessors.livejournal.com

34. Пользуясь случаем, хочу сказать вот что:

Мне кажется, что лимузин - очень смешная машина.
И еще: когда, пишешь ответы на вопросы, выходит то слишком подробно, то банально, то претенциозно. Мешает отсутствие интонации при письме. Надеюсь, она улавливается... Не ставить же смайлики после каждой строки?


35. Если у вас есть вопросы ко мне, задавайте их здесь: meekro {@} yandex.ru.



Ведет проект Юлия Богатко
.2007

Загрузка...


New (art) Generation
New (art) Generation - это те, кто уже сейчас закладывает основы принципиально нового подхода к визуальной культуре. Кто учился на западных примерах и не обременен "советской" нехваткой красивого вокруг. Молодые графические и промышленные дизайнеры, фотографы, иллюстраторы, архитекторы, дизайнеры шрифтов, копирайтеры - от выпускников профильных вузов до арт-директоров - новый объект наблюдения Юлии Богатко.

Редакция Sostav.ru убедительно просит воздерживаться от критики работ, иллюстрирующих рассказ об их авторах, потому что цель проекта - не их демонстрация, а представление людей, которые в самое ближайшее время будут обновлять картину мира.
New (art) Generation, 2008 г.
New (art) Generation, 2007 г.
New (art) Generation, 2006 г.

© Состав.ру 1998-, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов