Бизнес образование. Зачем MBA?
Александр Лядов
В ближайших трех статьях я отвечу на три "почему":
- Почему MBA?
- Почему Executive MBA?
- Почему University of Chicago?
Поначалу я задавал их себе сам, потом выпытывала бизнес школа, а теперь интересуются друзья и знакомые. Надеюсь, что мои ответы помогут кому-то определиться нужно ли ему MBA образование вообще и если да, то какого типа. Для тех же, кто решится, январь это, по сути, последний в этом году шанс, чтобы, бросив силы на подготовку, успешно поступить.
Заранее предупреждаю как легко внушаемых, так и излишне скептичных товарищей, что по данным вопросам выражаю сугубо личное мнение. Вариантов решений данного вопроса существует множество, а оптимум зависит только от ваших персональных предпочтений и обстоятельств. Поэтому рекомендую собирать информацию из максимального числа источников (некоторые перечислены в самом конце).
Карусель, карусель.
У меня есть одна любимая ассоциация. Помните детскую карусель? Ну, ту, которую кто-то из детей раскручивает вокруг оси, а остальные сидят, кто где, и держатся изо всех сил, поскольку центробежная сила все сильнее разжимает пальцы. Так вот тому, кто сидит близко к центру очень даже весело глядеть на вращение мира вокруг, а вот тот, кто с краю, недолго наслаждается процессом и быстро вылетает носом в песочницу. Стабильность только в центре. Ваша задача пробраться ближе к нему, чтобы можно было, наконец, расслабиться и получить удовольствие от этой игры. Если же вы остались с краю, то руки скоро ослабнут и песочница примет вас. Тогда вы станете созерцателем чужой игры.
Наш бизнес очень похож на эту детскую карусель. Кому-то повезло, и он сразу оказался в самом центре. Может, он раньше всех туда залез, а может, его папа подсадил и раскрутил. Остальным же надо очень постараться, чтобы, начав с края продвинуться дальше. Нужен опыт, знания, навыки, удача, в конце концов. Ну, хорошо, вы смогли, вы много работали, брались за самые сложные задачи, читали запоем умные книжки, задавали вопросы умудренным старцам. Теперь как профессионал вы уже чего-то стоите, вы уже далеко от края карусели и могли бы позволить себе расслабиться. Стоп! Дополнительное условие. У взрослой карусели есть только одно отличие - она постоянно увеличивается в размере. Например, рынок растет, конкуренция ожесточается, требования усложняются и т.д. Вы вроде бы совершили кардинальный профессиональный рывок, достигли сверхрезультатов, но не успела протрезветь голова после победного шампанского "Одесса" (product placement), а вы уже на том же расстоянии от края, что и раньше. Такие вот дела…
Из этой странной истории есть один значимый вывод: Чтобы быть в комфортном центре вам мало просто двигаться. Вы должны это делать быстрее роста рынка. В этом ракурсе конечно очень интересны ваши профессиональные успехи вчера и сегодня, но гораздо интереснее насколько ваш рост завтра будет быстрее изменений вокруг. Однако за счет чего будет достигаться такая сверхскорость в условиях привычного течения? Как необычное появится из обычного? Гадание на кристальном шаре, обследование инопланетянами, побег из Матрицы?
В экономике есть полезное различие между бухгалтерской прибылью и экономической. Различие в учете стоимости альтернативных возможностей (opportunity costs). Формально ты можешь зарабатывать приличную прибыль (positive accounting profit), однако если, работая в другом месте (другим местом :) ), ты бы заработал сегодня больше, то ты в убытке (negative economic profit). Несмотря на все наши успехи, мне давно не давала покоя мысль, насколько еще более успешными мы могли бы быть, если бы раньше узнали то, что потом пришло с опытом. Две точки можно соединить бесчисленным количеством кривых, однако есть длинные пути и …еще длиннее. Уже были люди, которые все это доказали десятки лет назад. Да, понимание многих вещей приходит с опытом. Да, со временем вы наткнетесь на ту самую умную книгу или просто наступит просветление. А что если слишком поздно? Вы можете позволить себе такую роскошь? А ваши акционеры (у-у какой я жестокий :) )? Как организованная система знаний, отработанная на предыдущих поколениях подопытных менеджеров, MBA представляется мне эффективным способом получения знаний, позволяющим сэкономить и время и энергию.
Помимо поиска на давно мучившие вопросы, т.е. осознанного незнания, есть еще такая штука как неосознанное незнание. Когда-нибудь можно найти ответ на вопрос, который знаешь, но что делать с вопросами, которые у вас просто не возникают. В рамках замкнутой системы новым вопросам появится очень сложно, и можно всю жизнь продолжать собирать бруснику на золотом прииске. Поэтому выход за рамки привычной системы, возможность услышать радикально новые вопросы и непривычные ответы может оказаться самым мощным катализатором вашего профессионального развития.
Мы говорим, что наш рынок за год проходит десятилетний путь запада. Но почему так долго? Почему бы ни пройти пятьдесят лет за тот же год? Зачем учиться методом тыка, когда рядом на полке лежит инструкция по эксплуатации?
Вот вам еще одна картинка. Можно много работать, получать уникальный опыт, читать, анализировать, но при этом вас будет не покидать ощущение, что вы находитесь ночью в огромном неосвещенном зале с фонариком в руках. Его слабый луч отрывочно выхватывает из темноты какие-то предметы, и вы уже кое-что знаете, например, на чем вы стоите, что там стоит, в метре от вас, и что лежит на ближайшей полке. Осторожно передвигаясь, вы собираете все больше ценных деталей. Однако для получения ответа на глобальный вопрос "Где я?" нужно включить свет как минимум в этом зале. Тогда все детали соединятся в одну цельную картину. Из моего химического прошлого помню один весьма наглядный опыт, наверняка популярный у средневековых шарлатанов. Совершенного прозрачный, но перенасыщенный раствор какой-то соли свинца. Легкий удар вызывает удивительно красивую картину - из центра сосуда мгновенно произрастают во все стороны иглы золотого цвета, превращая прозрачный раствор в растущий кристалл этой самой соли. Что будет тем сотрясением, что соединит ваш уникальный, но разрозненный опыт в цельную взаимосвязанную систему знаний?
Вообще удивительная ситуация получается. Необходимость специального образования для, скажем, физика-ядерщика или хирурга-кардиолога не вызывает ни у кого сомнений. В тоже время, считается, что для директора или финансового менеджера крупной украинской компании наличие бизнес образования не обязательно. Был бы опыт работы, а там, мол, освоится. Нет, все понятно, исторические предпосылки, врожденные навыки, уникальность опыта, универсальность советского диплома и т.д. К сожалению, практика показывает, что сегодня успешный в прошлом топ-менеджер на новом месте заходит в тупик - у него просто не хватает фундаментального понимания бизнес процессов. В старых условиях срабатывал накопленный опыт, а теперь этого мало. Это как самоучкой научится говорить на иностранном языке - вроде и говоришь быстро, но всегда с ошибками. Правил то толком не знаешь, вот и запоминаешь все новые сочетания (мой английский, кстати, тому отличная иллюстрация).
Лирическое отступление: Один студент-россиянин (успешный сорокалетний финансист), учащийся со мной в Барселоне, рассказал, как его поразила ситуация покупки компанией, где он работает, нового нехарактерного для нее направления - производства и продажи дорогих вин. После интенсивных поисков наняли сильного менеджера как директора торгового дома, с каким-то элитным московским образованием и 15 летним опытом успешной работы на разных направлениях. Короче умный, грамотный и опытный мужик. Разработал человек бизнес план, попросил энную сумму на оперативные расходы, нарисовал перспективы продаж. Понятно, что исследование объема рынка, его сегментацию, определение целевой группы и прочих вещей по серьезному не происходит - все просто ч у в с т в у ю т и з н а ю т, что рынок ждет их как та перезрелая девица Ричарда Гира на белом Кадиллаке. У всех есть, короче, общее понимание ситуации. Мой товарищ, будучи человеком осторожным, убедил всех уменьшить цифру вдвое - "Продайте хоть столько, а там видно будет". Результат? Не продали даже на осторожный прогноз. Но поразил моего товарища не факт просчета (что случается), а именно наличие объективно блестящих (по нашим меркам) характеристик потенциального директора и полученного результата.
К чему я это рассказываю? Топ менеджеры принимают решения, зачастую стоящие владельцам компании миллионы долларов в год и десятки миллионов впоследствии, решения затрагивающие судьбы сотен, а то и тысяч сотрудников. Поэтому решения эти не менее важны чем, скажем, операция на сердце или запуск ядерного реактора. Стоит ли считать тогда бизнес образование излишеством, нелепым порождением западных менеджеров не знающих чем еще себя занять? Или все-таки 100 лет вполне достаточный срок, чтобы наиболее успешные западные компании могли убедиться в бесполезности MBA и перестали тратить весьма значительные средства на обучение своих лучших сотрудников на этих программах, равно как и нанимать новых предпочтительно из лучших бизнес школ? Конечно, у нас есть примеры людей, очень многого добившихся за последние 15 лет безо всякого бизнес образования. Они, безусловно, достойны уважения и я первых рядах их восхищенных фанатов. Только ситуация сильно меняется и многие из них сегодня находятся в замешательстве, ломая голову над принципиально новыми вопросами:
- Как управлять компанией удваутраучетверяупятиряющейся в размере ежегодно, сохраняя при этом прибыльность и стабильность?
- Каким образом просчитать, будет ли выгодным запуск нового продукта и как оценить привлекательность покупки нового бизнеса?
- Как внедрить эффективную систему бухгалтерского и управленческого учета, которая позволит оценить реальную прибыльность компаний или адекватно рассчитать стоимость производства отдельных продуктов и услуг?
- Как построить эффективную организационную структуру группы компаний, добившись эффекта синергии, а не тяни-толкая?
- Как привлечь капитал отчаянно необходимый для расширения производства и не потерять при этом гибкости в принятии решений?
- Что нужно делать, чтобы компания из 3000 человек сохранила ключевые черты вчерашней компании из 30 человек? Как растить, сохранять и мотивировать своих лучших сотрудников?
- Как обеспечить себе конкурентное преимущество в новых условиях жесткой конкуренции, когда старые связи уже не действуют, а привычная монополия упразднена? Почему ваш объективно самый качественный на рынке продукт продается хуже конкурентных?
- Когда необходимо входить в явный/неявный сговор с конкурентами вместо того, чтобы выбрасывать деньги на бессмысленную борьбу? Как это делать в рамках закона? И т.д. и т.п.
Попытки решить новые вопросы привычными методами оборачиваются потерями - денег, партнеров, сотрудников, возможностей. Самые умные из успешных людей кардинально пересматривают свой подход к построению бизнеса, нанимают вместо родственников профессиональных менеджеров и не бояться снова садиться за учебники.
Нет, я далек от мысли, что MBA является оптимальным решением для всех. Кому-то нужно купить грузовик книг на Amazon.com или перепробовать все свои гипотезы на личном опыте (некоторые очень богатые люди могут себе это позволить…и позволяют). Кому-то будет достаточно пройти серию тренингов по наболевшим темам. Практически все бизнес школы предоставляют так называемое Executive Education - интенсивные 3-5 дневные тренинги по множеству вопросов. В серьезных школах существуют также месячные тренинги для Senior Executives (умудренных топ менеджеров), позволяющих по-новому взглянуть на свой бизнес и его перспективы. Можно, например, пройти 10-месячный получить Sloan Masters degree - аналог MBA, но с другими акцентами.
Для меня привлекательность образования MBA в его бизнес специализации, поскольку более ста лет лучшие академики и практики ломали себе голову над вопросом, как помочь бизнесмену стать более успешным, какими знаниями нужно его накачать, на что заставить взглянуть по-новому. Причем процесс эволюции MBA школ проходил в условиях жесткой конкуренции с другими учебными заведениями и между собой, в тесном контакте с компаниями-работодателями, а полученные знания проверялись на практике многими поколениями менеджеров. Сегодняшнее MBA образование - это система тщательно отобранных знаний, показавших свою максимальную эффективность для реального бизнеса. Однако это всего лишь инструмент, вас учат, как им пользоваться и в каких ситуациях это наиболее целесообразно. Странно было бы отрицать ценность микроскопа для изучения структуры ДНК. Однако было бы наивно надеяться, что его наличие гарантирует получение Нобелевской премии. Это уже от вас зависит, насколько успешно вы примените и инструмент, и новые знания в своем бизнесе.
Вот собственно, я и ответил на один из самых часто задаваемых вопросов "Зачем тебе нужно это MBA?!".
Некоторые ссылки, оказавшиеся весьма полезными:
1.
http://gsb.uchicago.edu/dynamic.asp?nNodeID=41
2.
http://www.mbaconsult.ru/
3.
http://www.begin.ru
4.
http://www.e-xecutive.ru/education/
5.
http://www.businessweek.com/bschools/;
http://www.businessweek.com/common/forums.htm
6.
http://specials.ft.com/businesseducation/index.html;
http://forums.ft.com/2/OpenTopic?q=Y&a=tpc&s=646099322&f=386092324&m=994099603
7.
http://www.mba.com
8.
http://www.kaplan.com/
9.
http://www.mbafinancing.com/
Информация о школе и программе.
Программа MBA (Master of Business Administration) нацелена на вооружение профессионалов знаниями и навыками, необходимыми для успешного ведения бизнеса. Модульная программа Executive MBA предназначена для опытных топ менеджеров, целью которых является существенное повышение профессионального уровня в области general management, но которые при этом хотят продолжать работу в своих компаниях.
Основанная в 1898 году бизнес школа Чикагского Университета (University of Chicago Graduate School of Business) является одной из 5 лидирующих мировых школ в компании с такими школами как Kellogg, Wharton, Harvard и Stanford. Согласно рейтингам Business Week 2001 года и US News 2002 года Executive MBA program of Chicago GSB занимает 2-е и 4-е место в мире. В недавно опубликованных рейтингах 2002 года изданий Business Week и The Economist, Full-time MBA program of Chicago GSB заняла 2-е и 4-е место соответственно. Школа знаменита особенно сильной подготовкой в области Finance и Economics, а также самым большим количеством нобелевских лауреатов среди преподавательского состава. Chicago GSB предлагает уникальную возможность обучения на трех континентах, поскольку американское отделение школы расположено в Чикаго, европейское в Барселоне и азиатское в Сингапуре.
Пишите:
[email protected]