Как я не вступил в Союз дизайнеров Санкт-Петербурга
Цылин Алексей Александрович
арт-директор
маркетингового
агентства "Прайм" (Санкт-Петербург)
Не продается вдохновенье,
но можно рукопись продать.
А.С. Пушкин
Что значат для нас "корочки" той или иной организации, ВУЗа, профсоюза (список можно продолжить)? Наверное, то же, что для спортсмена звание мастера спорта, а для породистой собаки - родословная. Признание заслуг, подтверждение профессиональной компетентности и все такое…Короче, мелочь, а приятно.
Идея вступить в Союз дизайнеров пришла спонтанно - как-никак десять лет в рекламе, должность арт-директора серьезного маркетингового агентства города, солидный творческий багаж, призы и награды в профессиональной сфере, и, смею надеяться, уважение среди коллег по цеху. И вообще, скоро наступит мой тридцать третий год, а это, как говорят серьезные люди, рубеж, и надо, в принципе, подводить итоги и осмысливать свой творческий путь. В общем, дело серьезное. А что может быть серьезнее Союза дизайнеров? Только рождение сына, посадка дерева и строительство дома. Ну и, конечно, нельзя забывать о приписке "член Союза дизайнеров" под фамилией на собственной визитке.
Как-то раз, общаясь на одном из заседаний креатив-клуба "Парадокс" с одним именитым дизайнером-графиком и, как оказалось, членом правления вышеназванного Союза, я стал обладателем заветной визитки, необходимых телефонов, паролей и явок. Настроение улучшилось, когда по первым переговорам с секретариатом я понял, что в текущем году в Союзе явный недобор. До приема оставалась всего неделя (как раз хватало времени, чтобы подготовить подачу) и, судя по разговорам, только меня им и не хватало. Осталось соблюсти некоторые формальности, заполнить анкеты и т.д. и т.п. При всей моей заинтересованности, звонки из Союза поступали достаточно регулярно - "а вы не забыли…, а мы вас ждем…, а вы помните"….
Но я не забывал об этом ни на минуту. Принес заявление о приеме, портфолио за восемь лет работы в рекламном дизайне, копию диплома о художественном высшем образовании (без этого оказалось никак), бумагу, подтверждающую участие в выставках и завоевание призов, и обязательную сумму в 900 рублей. Со второго раза (на первую встречу не пришел ни один человек из приемной комиссии, я зря прождал до вечера) получил рекомендацию секции графиков. Рекомендация звучала так: "Высокий профессиональный уровень работ". Успокаиваться было некогда - через три дня подача. Пришлось вспомнить студенческие времена и немного поднапрячься. Отобрал штук двадцать работ. Все-таки хорошо, что есть широкоформатные принтеры.
Настал заветный день подачи. Восемь планшетов с моими работами (напоминаю, их было двадцать) вывешены вместе с работами других соискателей. Правда, оказалось, что у меня работ раза в четыре больше, чем у моих коллег (заставь дурака Богу молиться…). Но на тот момент я счел это серьезным преимуществом. И естественно, успокаивали призы, полученные представленными работами. Придется перечислить: первое место в печатной рекламе на "Фестивале-диалоге рекламистов", третье место на том же фестивале на следующий год, диплом Лондонского рекламного фестиваля, второе место в конкурсе "Профи" текущего года и т.п.
В целом, получилось мелковато. Нет, это я не о призах, а о работах. На двух квадратных метрах двадцать работ выглядят менее убедительно, чем четыре работы у "соседки" по подаче на той же площади. Несолидно как-то.
И вот заветный момент защиты. Неожиданно для себя я оказался единственным представителем сильного пола из всех соискателей - вернее, соискательниц, юных и нежных. Судя по защитам предшественниц, комиссия была настроена благожелательно. Я чувствовал это, даже находясь в соседнем помещении. Долетали обрывки фраз: "огромный потенциал…", "перспективный дизайнер…" и т.п. Задавались вопросы, обход продолжался, девушки возвращались с защиты раскрасневшиеся и довольные. Правда, одна из претенденток отсутствовала, но ее с успехом заменил супруг, оказавшийся впоследствии, правда, членом приемной комиссии. Он просто раскрыл альбом с фотографиями, выполненными супругой, и сказал, показывая: "Что тут скажешь, вы же сами все видите…". Все долго и молча смотрели.
Меня представили Совету последним (немного перепутав некоторые факты моей биографии), а затем… Недоумение на не очень молодых лицах, беглые взгляды на работы и гробовая тишина. Наконец, молчание было нарушено: "А вы сами, вообще, понимаете, что все это ОЧЕНЬ ПЛОХО?". И началось.… Звучало много разных комментариев. От довольно смехотворных, что-то вроде "я сам сделаю такой логотип за пять минут", до, как мне показалось, достаточно хамских, вроде "кто привел сюда этого человека?"… Скромно вышли вперед два "графика", и, глядя в пол, начали каяться, что вроде как они рекомендовали, но при этом сомневались и искренне советовали… Забавное зрелище. Чувствуя, что все рушится, я попытался возразить, что, по-моему, ценность рекламного дизайна не в "красивости", а в реально решаемых маркетинговых задачах. Но то ли слова "реально" и "маркетинговых" подействовали на комиссию, как красная тряпка на быка, то ли сам факт того, что я вообще возражал, но на меня окончательно махнули рукой. Вопросов не было. О чем можно говорить с этим коммерсантом, в принципе не понимающим суть дизайна? Даже не просто не понимающим, а извратившим самое святое? Дизайн - это же наше все!
Секретарь Союза любезно сообщила мне, что решения нужно подождать пару часов. Я не стал ждать, а тихонько вышел из помещения (не дай Бог, увидят, что я сажусь в иномарку - могут и побить).
В этот день я ответа не услышал. Обсуждение кандидатов продолжалось до вечера и было перенесено на следующий день. Кипели страсти и ломались копья. А вечером следующего дня я позвонил и узнал, что не принят. Со счетом 18:2 не в мою пользу. Интересно, кто же были эти два человека, голосовавшие за меня? Наверное, какие-нибудь беспринципные (в смысле, финансово успешные) дизайнеры. Мне сообщили, что если я захочу услышать комментарии по поводу приема или подать апелляцию, то меня ждут. Да и работы неплохо было бы забрать. Остальные висят, а мои сняты, но в Союзе следят, чтобы ничего не пропало. В итоге выяснилось, что апеллировать бесполезно. Уж больно велик разрыв между голосами "за" и "против".
Но я не расстроился. Ну, жил и работал без этого десять лет, проживу и дальше. Без "корочек", звания мастера спорта или родословной. Как и раньше, я продолжаю считать, что графический дизайн - вещь прикладная. Рекламный дизайн - тем более. Удивляет другое: неужели там, в Союзе, собственно, дизайнеров (!) не видят принципиальной разницы между искусством и дизайном? Кем же тогда считают себя участники этого уважаемого объединения? Художниками? Потому что дизайнер (и не только на мой взгляд) - это профессия. Искусство, вечное и прекрасное, не может зависеть от коммерческого успеха. Дизайн - не может НЕ зависеть. А хороший дизайнер - это практик, успех которого составляют принятые (а значит, ПРОДАННЫЕ, как бы не боялись этого слова в Союзе дизайнеров) работы. Но, видимо, чтобы вступить в Союз, нужно быть или непризнанным гением, или скромной милой девушкой, недавно окончившей институт и компьютерные курсы, которой так нужны поддержка и помощь взрослых дядь, умудренных опытом.
Несколько простых советов для рекламных дизайнеров, готовящихся вступить в Союз Дизайнеров:
1. Призы на рекламных фестивалях не имеют значения
2. Успешные проекты (в коммерческом смысле) лучше не подавать
3. Приемной комиссией лучше воспринимаются логотипы с плохо читаемыми шрифтами (как раз те, что не приняты заказчиком - он ведь тоже не дурак)
4. Чем крупнее логотип на подрамнике - тем лучше
5. Неплохо было бы заранее произвести хорошее впечатление на всю комиссию (не обязательно взятки, надо знать и хвалить работы членов комиссии - такой, своего рода, пиар)
6. Исключить из лексикона слова типа: маркетинг, реклама, эффект, целевая аудитория, заказчик и пр.
7.Лучше сменить пол на женский
Дерзайте!