1:100. Такова вероятность выигрыша в шахматы без обдуманной стратегии
Макс Бурцев, Arriba Media Group
Как показывает практика, в бизнесе дела обстоят так же - сложно добиться успеха, не имея определенной стратегии поведения на рынке.
Рекламная стратегия. Термин, который одновременно вызывает недоверие, уважение и массу вопросов. Первый вопрос, который задавали мне руководители компаний, звучал так: «Реклама - это бесполезная трата денег. Мой бизнес работает и без нее. Зачем мне нужна реклама и, тем более, рекламная стратегия?». В ответ на этот вопрос я просил объяснить мне, почему во всем мире бюджеты, затраченные компаниями на рекламу своих товаров, исчисляются сотнями миллиардов долларов, и почему именно такие компании занимают лидирующие позиции на рынке.
Зачем нужна реклама?
Один бизнесмен довольствуется маленьким магазинчиком, а второй не может успокоиться до тех пор, пока не откроет сеть магазинов по всей стране. Фактически, реклама - это вопрос целей и амбиций. Если Вас устраивает состояние Ваших дел – не стоит тратить деньги на рекламу. Лучше потратить эти же средства на обучение персонала, усовершенствование мат.части и технологии обслуживания. Если же Вас интересует рост Вашей компании – без рекламы Вам не обойтись.
Сложно спорить с бизнесменами, которые заявляют, что их товар хорошо продается и без вмешательства рекламы. Товар продается хорошо только до тех пор, пока уровень конкуренции в данной сфере не достигнет критического уровня. А когда этот уровень будет достигнут, выживут только те компании, которые успели “выжечь” свое имя в мозгах потребителя. Вот эту функцию и выполняет реклама – она создает желаемый имидж товара, который будет близок и понятен потребителю, который побудит его к покупке, который, с Вашего позволения, будет говорить с ним на одном языке.
Что продает реклама?
Всем рекламистам известна фраза: “Вы продаете не колготки. Вы продаете красивые ножки”. Эта фраза есть чистейшая правда: мы ходим в ресторан, потому, что это престижно; покупаем костюмы Boss потому что это модно и солидно; покупаем Volvo потому, что это надежно; мы дарим конфеты «Рафаэлло», а не «Буратино» потому, что они «для любимых».
Реклама продает мечту, реализацию самых сокровенных желаний, счастье. Только в этом случае рекламу можно назвать успешной.
Самый простой пример работы хорошего имиджа – это реклама товаров, физические свойства которых практически ничем не отличаются друг от друга. Например, сигареты или пиво. Вопрос покупки той или иной марки в этих категориях являются всего лишь вопросом близости имиджа, которым обладает данная марка. Marlboro предлагает почувствовать себя эдаким авантюрным, спокойным мужественным ковбоем, Davidoff приглашает присоединится к обществу «сильных мира сего», а пиво «Тинькофф» в России пьют исключительные люди, не похожие на ту серую массу, которая окружает каждого из нас.
На конкурентных рынках реклама, которая не вызывает какие-либо эмоциональные переживания у потенциальной аудитории, провальна. И привлечет такая реклама только ту группу людей, которые в данный момент ищут данный товар/услугу. Можно рассчитывать только на таких людей, но в этом случае вопрос о росте компании не идет, ибо реклама должна не просто привлекать заинтересованных лиц, но и вызывать интерес у незаинтересованных.
А зачем же нужна рекламная стратегия?
Если реклама – это способ показать имидж, то рекламная стратегия – это планирование этапов и методов, с помощью которых этот имидж будет создаваться и поддерживаться.
Пиво “Тинькофф”, сигареты Marlboro, компании Киевстар и UMC… Все эти марки повышенной узнаваемости, т.е. нам не обязательно видеть логотип или слушать/читать текст, чтобы понять о каком товаре идет речь. Происходит так именно благодаря хорошо спланированной, долгосрочной рекламной стратегии.
Наличие стратегии позволяет не только создать сильный положительный имидж Вашей компании в глазах целевой аудитории. Рекламная стратегия – это описание рекламных действий компании в целом, которое описывает основные черты Вашего продукта, создает стандарты поведения Ваших сотрудников при общении с потребителем, дает возможность поддерживать Ваш имидж даже в тех случаях, когда Вам приходится работать с несколькими рекламными агентствами по разным направлениям.
Что включает в себя разработанная рекламная стратегия?
Основные разделы, которые включает в себя разработанная рекламная стратегия:
1. Аналитическое описание целевой аудитории
демографическое и психографическое описание, стиль жизни и поведения, характер восприятия рекламных сообщений).
2. Имидж компании/товара/услуги
- описание философии товара/услуги;
- определение основных позиций, которые являются отличительными для целевой аудитории, и которые будут проходить «красной нитью» через всю рекламу;
- описание графического и текстового представления выбранного имиджа.
3. Медиаланирование
выбор средств и методов рекламации, которые будут соответствовать п.1 и п.2
В конечном варианте у Вас в компании появляется инструкция по рекламе Вашего товара/услуги, которой будут следовать каждый отдел, каждый сотрудник Вашей компании. Именно такое единство создает тот самый “механизм, в котором все части работают гармонично”.
Почему рекламное агентство?
Действительно, зачем нужно обращаться в рекламное агентство за разработкой рекламной стратегии, если Ваш рекламный отдел может разработать ее сам. На этот вопрос я бы хотел ответить так:
1. Потому что рекламное агентство – это люди со стороны, а со стороны, как известно, лучше видятся ошибки, положительные и отрицательные стороны Вашей компании. Рекламному агентству легче анализировать Ваш рынок, Вашу целевую аудиторию и ее предпочтения.
2. Новые идеи. Рекламное агентство – это более десятка людей с, соответственно, концептуально новыми для Вашей компании идеями.
3. Разработка рекламной стратегии подразумевает знания, навыки и опыт в разных сферах рекламной и маркетинговой деятельности – медиапланнинг, брэндинг, PR, BTL, креатив, стратегический маркетинг, социология, психология, демография… Профессиональное рекламное агентство – это компания специалистов в вышеперечисленных областях, которые, работая в тандеме, создают рабочий эффективный план рекламного поведения Вашей компании на рынке.