|
Зачем нужен банк фотоизображений?Инна Прудникова, руководитель проекта "ПРОФИ-ИМИДЖ" Стоковая фотография. Рекламной фотографией считается любой снимок, который может быть использован в рекламе. Но каждая компания предъявляет свои требования к использованию фотоизображения. Уровень художественности, оригинальности, легкости и запоминаемости фотографии потребителем определяется индивидуально для каждого конкретного проекта.
Мне хотелось бы затронуть одну из разновидностей рекламной фотографии - стоковую фотографию.
В современном понимании стоковая фотография - это легкое для восприятия фотоизображение, которое может успешно иллюстрировать какую-либо идею, или же само являться источником идеи. Такие фотографии, являясь качественным и удобным материалом для работы, не создаются под какой-либо конкретный заказ, а предлагаются фотобанками на определенных условиях.
За рубежом стоковая фотография существует с 60-х гг. ХХ века. В России это понятие появилось несколько лет назад. В своей книге "Фото на продажу" Ли Фрост говорит о том, что на протяжении многих лет фотобиблиотеки рассматривались как удобная свалка никому не нужных фотографий, однако, к настоящему времени ситуация изменилась, и стоковая фотография превратилась в отрасль с оборотом в миллиарды долларов. Использование стоковых фотографий открывает большие возможности для работы рекламных агентств, дизайнерских бюро и издательств глянцевых журналов. При этом важно отметить, что не менее творческим является сам процесс создания стоковой фотографии - действительно полезных и нужных изображений, которые могут вдохнуть новую жизнь в рекламный продукт.
В наши дни огромный поток рекламной информации зачастую блокирует сознание человека, поэтому только неординарная, интересная идея и грамотная ее реализация помогает добиваться поставленной маркетинговой цели.
Для профессионального воплощения идеи заказчика рекламные агентства часто несут большие финансовые и временные затраты, поэтому они нередко пытаются экономить средства именно за счет снижения цены на создание рекламного фотоизображения. Не всегда этот компромисс между ценой и качеством оказывается удачным.
Оптимальным решением нередко становится использование именно стоковой фотографии, купленной в российском или зарубежном фотобанке. За сравнительно небольшие деньги и экономя при этом время, заказчик получает фотоизображение хорошего качества с соблюдением авторских прав, с наличием Model Release (документа, разрешающего использование образа модели в коммерческих или иных целях.) и Property Release (документа, подписанного собственником и разрешающего использование изображений его собственности (полностью или частично) в коммерческих или иных целях).
С удовлетворением хочется отметить, что в России уже заметна тенденция понимания того, что у каждой фотоработы есть свой хозяин. При использовании фотоизображения в рекламных целях, как правило, автор и/или правообладатель не указываются. Что касается СМИ, то тут есть определенные стандарты указания подписи под произведениями, с обязательным упоминанием хозяина (автора и правообладателя). Пример такой подписи можно рассмотреть на следующем фотоизображении:
© - знак Авторского права
Георгий Розов - автор произведения
ПРОФИ-ИМИДЖ - правообладатель произведения
Серьезные и уважающие себя компании не хотят рисковать, пользуясь ворованными фотоизображениями. Сотрудничество таких компаний с банком стоковых фотографий исключает возможность несанкционированного использования фоторабот.
Проведенное нами маркетинговое исследование современного рынка фотоизображений в России показало, что рекламным агентствам не хватает профессиональных фоторабот, созданных при участии отечественных моделей и отражающих российские реалии. Рассчитанная на нашего потребителя реклама будет гораздо эффективнее, если используемые в ней образы будут близки российскому менталитету.
Итак, у российских фотографов есть большой творческий потенциал, а у рекламных компаний, работающих на российском рынке, есть потребность в качественном продукте по приемлемой цене. Решению этих задач и будет служить банк отечественной стоковой фотографии.
"Эксклюзив" или нет? Этот вопрос, который касается передачи или покупки фотоизображений, волнует в равной мере и фотографа, и покупателя, обратившегося в банк фотоизображений.
Автор, передавая исключительные права агентству, несомненно, сохраняет за собой авторство. Исключительное право лишь означает, что продажа произведения будет осуществляться только через агентство или через договоренность с автором в течение срока действия договора. С одной стороны, сильно развитое чувство собственности не позволяет автору так легко пойти на это. С другой стороны, автор должен понимать те преимущества, которые может обеспечить передача исключительных прав агентству:
1. Фотограф - это талантливая творческая личность. Агентство, в свою очередь - это команда квалифицированных сотрудников. У фотографа и агентства есть общая цель - продать качественное фотоизображение за достойные его деньги. Для достижения этой цели автор и агентство объединяют свои усилия. Ситуацию, при которой агентство сработает хуже, чем автор, в продвижении его работ, трудно представить. (Отметим, что одна из важнейших функций агентства - именно сбытовая).
2. Есть два правовых статуса фотоизображений: Rights-Managed и Royalty-Free.
Правовой статус Rights-Managed традиционно присваивается наилучшим фото-произведениям. С технической, композиционной и содержательной точки зрения такие работы выгодно отличаются от произведений Royalty-Free статуса.
Для потенциального покупателя одним из преимуществ фотоизображения со статусом Rights-Managed является возможность проследить историю его использования, чтобы в дальнейшем избежать его повторного применения в аналогичной отрасли. Это преимущество, существенно повышающее стоимость продаваемого фотоизображения, может сойти на нет в том случае, если агентство не имеет возможности предоставить покупателю достоверную информацию, которой оно может обладать только при наличии исключительных прав на фотоизображение.
Фотографии с правовым статусом Royalty-Free более удобны для покупателя и, следовательно, продаются чаще, чем фотоработы со статусом Rights-Managed, хотя первые практически полностью исключают возможность эксклюзивной покупки.
Присвоение фотоизображению статуса Royalty-Free или Rights-Managed осуществляет агентство. Очевидно, что авторам имеет смысл обладать произведениями обоих правовых статусов, поскольку, в зависимости от целей использования, заказчику могут в равной степени быть интересны и те, и другие.
3. Если автор размещает фотоизображение в нескольких фотобанках, то он должен иметь в виду, что заказчик купит его в том фотобанке, где цена фотографии ниже, поэтому фотограф получит меньший гонорар.
Теперь рассмотрим обладание "эксклюзивом" с точки зрения клиента.
"Эксклюзив" хотят всегда и везде, и это неудивительно. Но если подойти к вопросу обладания "эксклюзивом" разумно, то выясняется, что нужен он далеко не всегда.
В случаях, когда вопрос цены является решающим для покупателя, и у него нет возможности для приобретения исключительных прав на фотопроизведение, не говоря уже о проведении заказной съемки, хорошей альтернативой становится покупка фотоизображения в агентстве стоковой фотографии.
Покупка фотоизображения с правовым статусом Rights-Managed дает возможность исключить использование одного и того же фото в схожей отрасли. Тем не менее, его цена намного ниже стоимости приобретения исключительных прав на фотоизображение, хотя и формируется в зависимости от целей использования и ряда других факторов
(подробнее о Rights-Managed и Royalty-Free фотоизображениях Вы можете прочитать в моей предыдущей статье).
Покупка Royalty-Free фотоизображений позволяет использовать эти фотографии любыми способами (кроме оговоренных в лицензионном соглашении) в течение неограниченного срока при более низкой цене.
При выборе правового статуса фотоизображений (Rights-Managed или Royalty-Free) каждый клиент исходит из идеи и отведенного на ее реализацию бюджета.
Обладание "эксклюзивом", как минимум, очень приятно. Только "эксклюзив" дает гарантию того, что никто другой никогда не будет использовать выбранное фотоизображение. 01.11.2005
|
Публикации
|
© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2 При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail |