18 декабря 2024 г.

Брендинг по "бразильской" системе



Наталья Сараева,
директор по внешним коммуникациям,
"Market Capital Solutions"



     Любой серьезный финансовый успех всегда сопряжен с высокими рисками. "Закон рулетки" действует по одним и тем же принципам в любой сфере бизнеса: чем больше хочешь выиграть, тем выше риски.

Все этапы по разработке бренда сопровождаются рисками. На каждом последующем этапе возрастают риски и клиента, и исполнителя. Схематично этот процесс можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия целей на разных уровнях ответственности при разработке бренда



       Так, например, на уровне предоставления маркетинговой информации риски клиента (чаще всего в лице маркетолога или начальника отдела по маркетингу) минимальны: если четко следовать технологии сбора информации, будут получены объективные данные. На уровне принятия решения о том, что из себя будет представлять новый бренд (какие ожидания он будет вызывать у потенциальных потребителей), риски клиента и мера ответственности исполнителя возрастают (поэтому данный этап работы стоит на порядок дороже предыдущего). Однако этот уровень является промежуточным в вышеприведенной пирамиде, и самые высокие риски возникают на двух последующих уровнях - уровне окупаемости инвестиций в новый бренд и уровне капитализации бизнеса.


     В сложившейся российской системе брендинга маркетинговые и бренд-агентства, как правило, предоставляют услуги только на первых двух этапах, и, соответственно, не могут нести ответственность за результат своей работы на следующих уровнях. Клиент же всегда стремится получить гарантии и разделить свои риски на каждом из этапов разработки бренда, мотивировав соисполнителя "на результат". Такой вариант сотрудничества возможен, причем в случае успеха вознаграждение агентства существенно превышает суммы, зарабатываемые на первых двух этапах. Правда, в данном случае риски также увеличиваются.


    Прецеденты использования данного метода вознаграждения существуют и в других сферах. Собственно, название такой системы сотрудничества заказчика и исполнителя происходит от принципов оплаты игроков сборной Бразилии по футболу. В то время как игроки команды-победителя других стран помимо зарплаты премировались за каждую этапную победу (за четверть финала, полуфинал и финал), бразильские футболисты финансово мотивировались исключительно на победу в финале, за все прочие матчи они получали "среднюю" зарплату. Однако размер премии сборной Бразилии в случае победы в разы превышал доход игроков других команд. Не стоит забывать, что, имея столь существенное финансовое преимущество в случае победы, бразильские футболисты на порядок сильнее рисковали остаться без заработка. Маркетинговые агентства, которые разделяют риски и финансовую ответственность со своим клиентом на этапе возврата инвестиций в разработку бренда, рискуют и зарабатывают по тому же принципу, что и игроки сборной Бразилии по футболу.
Для того чтобы минимизировать свои риски, компаниям, работающим по такой системе, стоит следовать ряду правил.


    Во-первых, как и в любой игре, в подобном сотрудничестве существует вероятность проигрыша, и поэтому изначально для таких проектов необходимо иметь собственные финансовые средства. Проекты по бразильской системе во многом напоминают парные соревнования, где успех зависит в равной степени как от исполнителя, так и клиента, поскольку они играют "в паре". Конечно, участие сильных специалистов существенно повышают шансы на победу, но риски на 100% застраховать нельзя. Поэтому уровень риска следует регулировать, изменяя соотношение постоянных и переменных денежных поступлений от клиента. Постоянные поступления - это константа, которая выплачивается ежемесячно в ходе проекта на покрытие прямых издержек соисполнителя, а переменные - размер премии, которая выплачивается в случае успеха. Также необходимо быть готовым к непрогнозируемым издержкам, причем их сумма может варьироваться и отличаться на порядки в каждом конкретном случае.


   Прежде чем принимать решение о сотрудничестве по бразильской системе, необходимо очень внимательно изучить репутацию клиента (доверие в данном случае является краеугольным камнем сотрудничества). На данном этапе следует собрать информацию о партнерах, клиентах, настоящих и бывших сотрудниках фирмы. Предполагается, что исполнитель будет в курсе объемов продаж и других измеряемых показателей, от которых зависит финансовый успех агентства - разработчика бренда. Также необходимо быть уверенным в том, что клиент готов разделить с соисполнителем не только риски (что естественно), но и прибыль. Как правило, это является следствием положительного опыта сотрудничества и сложившихся доверительных отношений. Наконец, нужно осознавать, что такой вид сотрудничества потребует от исполнителя наличия достаточно крупных сумм для "кредитования" клиента, а также покрытия незапланированных издержек.


   Результат сотрудничества можно привязывать к различным показателям. Однако необходимо учитывать, что при определении мотивации должны использоваться только те показатели, за которые отвечает соисполнитель. В идеале это должно быть количество обращений (измеримый маркетинговый результат), но при таком подходе, как правило, много денег не заработаешь. Наиболее оптимальной видится привязка результата к объему продаж. Поэтому, определяя размер вознаграждения, необходимо уметь очень грамотно планировать прогноз продаж, поскольку если он будет завышен, то соисполнитель так ничего и не заработает. Если же, наоборот, прогноз продаж будет занижен, клиент может заподозрить агентство в том, что оно умышленно занижает свои риски, что может привести к досрочному расторжению договора и прекращению деловых отношений.


   Не стоит забывать о том, что проект обязательно должен быть ограничен во времени. Другими словами, фирме-исполнителю ни к чему "растягивать" собственную ответственность, и на определенном этапе необходимо поставить точку в проекте, подведя соответствующий финансовый итог.


   Необходимо также помнить о том, что при взаимодействии с заказчиком очень важно иметь выход на "первое лицо" компании - того человека, от которого непосредственно зависит исполнение решений. Только так можно быть уверенным в том, что суть идеи по продвижению корректно изложена и утверждена. Контактировать с генеральным директором фирмы-заказчика должен очень искусный коммуникатор: как показывает практика, до 70% усилий и времени, затраченного исполнителем, уходит на всякого рода контакты, переговоры, обсуждения, согласования рабочих идей с клиентом. В противном случае исполнителю не избежать коммуникативных потерь, вслед за которыми не заставят себя ждать и потери финансовые. Важно также, чтобы заказчик выделил компетентного сотрудника, который отвечал бы за исполнение поставленных задач внутри компании.


   Ключевым моментом в самом начале сотрудничества должна стать четкая регламентация обязанностей клиента и агентства - чтобы исполнитель отвечал только за то, на что он в состоянии повлиять. Это не позволит клиенту привлечь агентство к ответственности в случае неудач, возникающих не по его вине. Помимо этого исполнителю необходимо до тонкостей изучить механизм работы, "кухню" компании-заказчика. Это нужно для того, чтобы застраховаться от провала, который может произойти из-за промахов клиента. Несмотря на безупречную работу агентства, продажи могут резко упасть, например, из-за непрофессионализма персонала - грубости продавцов, плохо приготовленных блюд в ресторане и т. д.


   Очевидно, что при сотрудничестве на основе бразильской системы на максимально возможный результат настроены как исполнитель, так и клиент. Высокий риск провала бренда, особенно на финальных этапах проекта, "подстегивает" исполнителя к принятию взвешенных решений и повышает вероятность успеха. В то же время клиент чувствует себя более комфортно, будучи уверенным в компетентности и надежности исполнителя, готового к тому же разделить его риски. С другой стороны, агентство, начинающее работать на основе бразильской системы, выходит на новый, более серьезный и солидный уровень, а успешно созданный бренд подкрепляет репутацию и увеличивает его известность. Что касается "осязаемого", измеримого итога сотрудничества, то по завершении проекта гонорар агентства будет в разы превышать сумму, которую бы он получил просто за разработку нового бренда. Однако не стоит забывать, что приключения хороши лишь для тех, кто их любит, а брендинг по бразильской системе сильно напоминает экстремальное приключение.





08.11.2005



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
свернуть
20.12
13.12
06.12
29.11
22.11
22.11
15.11
08.11
01.11
25.10
18.10
11.10
04.10
27.09
20.09
13.09
06.09
30.08
23.08
16.08
09.08
02.08
26.07
19.07
12.07
05.07
28.06
22.06
15.06
07.06
31.05
24.05
17.05
14.05
11.05
26.04
19.04
12.04
06.04
29.03
22.03
15.03
09.03
01.03
22.02
16.02
08.02
01.02
25.01
18.01
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов