Брендинг по "бразильской" системе
|
Наталья Сараева, директор по внешним коммуникациям, "Market
Capital Solutions" |
Любой серьезный финансовый успех всегда
сопряжен с высокими рисками. "Закон рулетки" действует по одним и тем же
принципам в любой сфере бизнеса: чем больше хочешь выиграть, тем выше риски.
Все этапы по разработке бренда сопровождаются рисками. На каждом последующем
этапе возрастают риски и клиента, и исполнителя. Схематично этот процесс можно
представить в виде пирамиды (рис. 1).
Рис. 1. Иерархия целей на разных
уровнях ответственности при разработке бренда
Так, например, на уровне
предоставления маркетинговой информации риски клиента (чаще всего в лице
маркетолога или начальника отдела по маркетингу) минимальны: если четко
следовать технологии сбора информации, будут получены объективные данные. На
уровне принятия решения о том, что из себя будет представлять новый бренд (какие
ожидания он будет вызывать у потенциальных потребителей), риски клиента и мера
ответственности исполнителя возрастают (поэтому данный этап работы стоит на
порядок дороже предыдущего). Однако этот уровень является промежуточным в
вышеприведенной пирамиде, и самые высокие риски возникают на двух последующих
уровнях - уровне окупаемости инвестиций в новый бренд и уровне капитализации
бизнеса.
В сложившейся российской системе брендинга
маркетинговые и бренд-агентства, как правило, предоставляют услуги только на
первых двух этапах, и, соответственно, не могут нести ответственность за
результат своей работы на следующих уровнях. Клиент же всегда стремится получить
гарантии и разделить свои риски на каждом из этапов разработки бренда,
мотивировав соисполнителя "на результат". Такой вариант сотрудничества возможен,
причем в случае успеха вознаграждение агентства существенно превышает суммы,
зарабатываемые на первых двух этапах. Правда, в данном случае риски также
увеличиваются.
Прецеденты использования данного метода вознаграждения
существуют и в других сферах. Собственно, название такой системы сотрудничества
заказчика и исполнителя происходит от принципов оплаты игроков сборной Бразилии
по футболу. В то время как игроки команды-победителя других стран помимо
зарплаты премировались за каждую этапную победу (за четверть финала, полуфинал и
финал), бразильские футболисты финансово мотивировались исключительно на победу
в финале, за все прочие матчи они получали "среднюю" зарплату. Однако размер
премии сборной Бразилии в случае победы в разы превышал доход игроков других
команд. Не стоит забывать, что, имея столь существенное финансовое преимущество
в случае победы, бразильские футболисты на порядок сильнее рисковали остаться
без заработка. Маркетинговые агентства, которые разделяют риски и финансовую
ответственность со своим клиентом на этапе возврата инвестиций в разработку
бренда, рискуют и зарабатывают по тому же принципу, что и игроки сборной
Бразилии по футболу.
Для того чтобы минимизировать свои риски, компаниям,
работающим по такой системе, стоит следовать ряду правил.
Во-первых, как и в любой игре, в подобном
сотрудничестве существует вероятность проигрыша, и поэтому изначально для таких
проектов необходимо иметь собственные финансовые средства. Проекты по
бразильской системе во многом напоминают парные соревнования, где успех зависит
в равной степени как от исполнителя, так и клиента, поскольку они играют "в
паре". Конечно, участие сильных специалистов существенно повышают шансы на
победу, но риски на 100% застраховать нельзя. Поэтому уровень риска следует
регулировать, изменяя соотношение постоянных и переменных денежных поступлений
от клиента. Постоянные поступления - это константа, которая выплачивается
ежемесячно в ходе проекта на покрытие прямых издержек соисполнителя, а
переменные - размер премии, которая выплачивается в случае успеха. Также
необходимо быть готовым к непрогнозируемым издержкам, причем их сумма может
варьироваться и отличаться на порядки в каждом конкретном случае.
Прежде чем принимать решение о сотрудничестве по бразильской
системе, необходимо очень внимательно изучить репутацию клиента (доверие в
данном случае является краеугольным камнем сотрудничества). На данном этапе
следует собрать информацию о партнерах, клиентах, настоящих и бывших сотрудниках
фирмы. Предполагается, что исполнитель будет в курсе объемов продаж и других
измеряемых показателей, от которых зависит финансовый успех агентства -
разработчика бренда. Также необходимо быть уверенным в том, что клиент готов
разделить с соисполнителем не только риски (что естественно), но и прибыль. Как
правило, это является следствием положительного опыта сотрудничества и
сложившихся доверительных отношений. Наконец, нужно осознавать, что такой вид
сотрудничества потребует от исполнителя наличия достаточно крупных сумм для
"кредитования" клиента, а также покрытия незапланированных издержек.
Результат сотрудничества можно привязывать к различным
показателям. Однако необходимо учитывать, что при определении мотивации должны
использоваться только те показатели, за которые отвечает соисполнитель. В идеале
это должно быть количество обращений (измеримый маркетинговый результат), но при
таком подходе, как правило, много денег не заработаешь. Наиболее оптимальной
видится привязка результата к объему продаж. Поэтому, определяя размер
вознаграждения, необходимо уметь очень грамотно планировать прогноз продаж,
поскольку если он будет завышен, то соисполнитель так ничего и не заработает.
Если же, наоборот, прогноз продаж будет занижен, клиент может заподозрить
агентство в том, что оно умышленно занижает свои риски, что может привести к
досрочному расторжению договора и прекращению деловых отношений.
Не стоит забывать о том, что проект обязательно должен быть
ограничен во времени. Другими словами, фирме-исполнителю ни к чему "растягивать"
собственную ответственность, и на определенном этапе необходимо поставить точку
в проекте, подведя соответствующий финансовый итог.
Необходимо также помнить о том, что при взаимодействии с
заказчиком очень важно иметь выход на "первое лицо" компании - того человека, от
которого непосредственно зависит исполнение решений. Только так можно быть
уверенным в том, что суть идеи по продвижению корректно изложена и утверждена.
Контактировать с генеральным директором фирмы-заказчика должен очень искусный
коммуникатор: как показывает практика, до 70% усилий и времени, затраченного
исполнителем, уходит на всякого рода контакты, переговоры, обсуждения,
согласования рабочих идей с клиентом. В противном случае исполнителю не избежать
коммуникативных потерь, вслед за которыми не заставят себя ждать и потери
финансовые. Важно также, чтобы заказчик выделил компетентного сотрудника,
который отвечал бы за исполнение поставленных задач внутри компании.
Ключевым моментом в самом начале сотрудничества должна стать
четкая регламентация обязанностей клиента и агентства - чтобы исполнитель
отвечал только за то, на что он в состоянии повлиять. Это не позволит клиенту
привлечь агентство к ответственности в случае неудач, возникающих не по его
вине. Помимо этого исполнителю необходимо до тонкостей изучить механизм работы,
"кухню" компании-заказчика. Это нужно для того, чтобы застраховаться от провала,
который может произойти из-за промахов клиента. Несмотря на безупречную работу
агентства, продажи могут резко упасть, например, из-за непрофессионализма
персонала - грубости продавцов, плохо приготовленных блюд в ресторане и т. д.
Очевидно, что при сотрудничестве на основе бразильской
системы на максимально возможный результат настроены как исполнитель, так и
клиент. Высокий риск провала бренда, особенно на финальных этапах проекта,
"подстегивает" исполнителя к принятию взвешенных решений и повышает вероятность
успеха. В то же время клиент чувствует себя более комфортно, будучи уверенным в
компетентности и надежности исполнителя, готового к тому же разделить его риски.
С другой стороны, агентство, начинающее работать на основе бразильской системы,
выходит на новый, более серьезный и солидный уровень, а успешно созданный бренд
подкрепляет репутацию и увеличивает его известность. Что касается "осязаемого",
измеримого итога сотрудничества, то по завершении проекта гонорар агентства
будет в разы превышать сумму, которую бы он получил просто за разработку нового
бренда. Однако не стоит забывать, что приключения хороши лишь для тех, кто их
любит, а брендинг по бразильской системе сильно напоминает экстремальное
приключение.