Закон "О персональных данных". Угроза директ-маркетингу и рекламе
25 ноября 2005 Госдума РФ приняла в первом чтении закон "О
персональных данных".
Событие в жизни страны значимое, если судить по
новостным лентам. Десятки новостей и полноценных уже публикаций, передачи по ТВ
(как минимум см. "К барьеру" по НТВ), уже и митинги прошли…
Партии,
которые на законе создают рейтинги, баламутят избирателей. Уместно ли, по
закону, присвоить человеку код? А не оскорбительно ли назвать человека
"субъектом персональных данных" и т.д. И народ, судя по всему, волнуется. Хотя
на самом деле закон дает ему, народу, права, а не ущемляет.
Что на самом
деле странно - это пренебрежение к закону тех, по кому он больно ударит, чьи
права он реально отбирает. Многие эти удары в законе отражены мелкими
пунктиками, на которые и внимания-то никто и не обращает - а надо бы.
В
первую очередь, коллеги, ударит он по рекламе и, в частности, по
директ-маркетингу. На мой взгляд, в редакции "первого чтения" закон может если
не убить, то серьезно покалечить рынок баз данных.
А значит, под огонь
попадает весь директ-маркетинг и инструменты рекламы, с базами связанные -
почтовая рассылка (директ мейл), телемаркетинг, промо-кампании "Собери и
выиграй", дисконтные клубы и программы лояльности и многое другое…
Это
серьезно.
Сразу после принятия мы внимательно изучили закон и
комментарии к нему думских Комитетов.
Очень коротко основные положения
закона, достаточно уже широко освещенные в прессе, которые коснутся
непосредственно директ-маркетинга.
Закон:
-Определяет права субъекта
персональных данных (сиречь клиента, которого мы хотим достичь, используя данные
о нем), и возможность использования данных о нем.
-Определяет
обязанности оператора персональных данных - того, кто будет обрабатывать базу
данных клиентов.
-И устанавливает ограничения, в которых этот оператор
будет работать под присмотром вновь создаваемого органа по надзору за оборотом
персональных данных.
Первый, несомненный и самый большой плюс этого
закона - появляется возможность контроля за оборотом нелегальных баз данных.
Ворованные ГИБДД, БТИ, налоговая и прочие - отныне вне закона не только для
соответствующих органов, но и для адресатов почтовой рассылки и телемаркетинга,
которые в этих базах окажутся. Компанию, осмелившуюся использовать подобные базы
данных для своих коммерческих интересов, ждут большие неприятности.
А
теперь пройдемся по тем положениям, которые будут "вязать руки" всем, кто хочет
работать законно.
1) Для работы с персональными данными база данных, в
которую они будут собираться, должна быть зарегистрирована в специальном
государственном реестре. Также должна быть зарегистрирована организация (или
частное лицо), которая работает с базами данных.
Возможно, к этому нет
особенных претензий. Просто появится еще одна сложность - как для тех, кто
работает с базами данных постоянно (директ-маркетинг, почтовая рассылка,
телемаркетинг, Интернет-маркетинг, мобильный маркетинг и т.д.), так и для
рекламных агентств и их клиентов, которые касаются баз данных изредка - при
организации промо-акций "Собери и выиграй".
Если совсем конкретно -
законом предусматривается специальный орган из 50 человек, который будет следить
за оборотом баз данных. Обратите внимание на количество промо-акций, в которых
надо что-то прислать, заполнить, оставить, собрать - и прикиньте, сколько
времени вы будете тратить на регистрацию базы данных перед акцией, если
заниматься этим на всю страну будет 50 человек? Дополнительно к работе с
регистрацией стимулирующей лотереи.
2) Отныне обращение к субъекту
персональных данных (то бишь использование персональных данных) становится
возможным только с его согласия, либо если использованные базы данных
(персональные данные) относятся к категории общедоступных.
В принципе, и
раньше в законе "Об информации, информационных технологиях и защите данных" была
такая норма, но ничего не было сказано, что будет, если ее не выполнить. И не
сказано было, каким образом согласие получать. Теперь сказано достаточно четко,
хотя и двусмысленно.
Во-первых, согласие должно быть выражено письменно.
Из этого следует, что Интернет-анкетирования попадают в категорию сбора
информации "под большим вопросом". Регистрация данных по телефону -
тоже.
Во-вторых, письменное согласие (если это анкета в печатном виде,
заполненная покупателем) должно включать еще и серьезный перечень дополнительных
пунктов - от согласия субъекта с целями сбора информации до срока действия
согласия, условий его отзыва и прав субъекта данных. В общем, любая анкета в
магазине, или "собери и выиграй", даже мини-опросник на/в упаковке продукта,
должна включать громоздкий абзац о том, что и когда можно делать с собираемыми
данными.
В-третьих, оператор персональных данных (владелец базы данных)
обязан по запросу предоставить доказательства согласия субъекта на контакт с ним
(использование персональных данных). То есть придется в любой базе хранить
изображения анкет с подписями.
Вот вам пример - из рекламной паузы в той
самой передаче "К барьеру", посвященной новому закону. За внимание телезрителей
соревновалось в основном пиво - что и понятно, учитывая время - после 22.00. Два
ролика призывали что-то собирать и отправлять: "Золотая бочка" уговаривала
покупателей собрать десять крышек для получения УАЗика, а "Клинское" - выслать
код по смс-ке, чтобы поехать в Европу.
А теперь внимание. По нынешней
редакции закона "Клинское" не может связаться с победителями, поскольку те
отправили смс - а нужно письменное разрешение от покупателей на связь с ними.
"Золотая бочка" не может, потому что даже если покупатели прислали в конверте 10
крышек и подпись, то закон все равно не соблюден - покупатели должны быть
извещены, для чего данные собираются, сколько времени будут использоваться,
какие у них права, кто есть оператор данных (организатор лотереи), каков его
регистрационный номер... И все это надо дать в телеролике как
минимум!
Что будет, если не выполнить этого. Будет отзыв регистрации и
требование об уничтожении базы данных, а Комитет по делам религиозных и
общественных организаций требует в явном виде прописать и уголовную
ответственность.
3) Запрещается обработка персональных данных,
касающихся расовых, религиозных, политических и т.д. взглядов. Де-факто
запрещается директ-маркетинг для политических и религиозных
организаций.
4) Субъекту персональных данных предоставлена
возможность запрашивать оператора персональных данных о наличии у него,
оператора, данных об этом субъекте. И запрещать их использование. Отдельно даже
сказано об использовании данных в рекламных целях - если у субъекта есть
основания полагать, что его данные будут так использованы, он может возразить и
запретить использование. А у оператора установлен срок и порядок ответа
субъекту.
Это значит, что при любой акции, особенно почтовой рассылке, по
базе данных, оператор может быть завален грудой вопросов от адресатов, и обязан
будет на них ответить в установленном порядке. А поскольку люди склонны забывать
(что дали согласие), то запросов по любой легальной базе может быть весьма
много…
Интересно, сколько нужно отдельных менеджеров по ответам на
запросы в агентствах - как параноидально настроенных, так и вполне
законопослушных, но очень интересующихся своим спокойствием
граждан?
5) Требуется согласие субъекта персональных данных не только
на использование его данных владельцем базы данных (которому он согласие дал),
но и на передачу данных третьим лицам.
Это как минимум говорит о том, что
подобное условие надо прописывать в согласии. А покуда его нет - никаких
партнерских акций и баз данных в аренду быть не может. Равно как и непонятно,
как с данными будут работать мейлинговые агентства, колл-центры, разработчики
программ лояльности и поставщики CRM-систем…
6) В базе данных
запрещено хранить сведения, которые не имеют отношения к целям, для которых база
данных собиралась.
Не совсем ясно в таком случае, как будут определяться
данные "для целей" и "не для целей". Например, в анкете акции "Собери и выиграй"
по некоей дорогой, например, мебели, будет просьба ответить на вопрос "Как часто
Вы ездите за рубеж в турпоездки?". Видимо, организатор пытается хоть как-то
установить доход. Но с целями это никак не связано - будьте любезны убрать… Да
вообще любые "лишние" вопросы по идее с целями не связаны.
7) Не
определено само понятие "персональные данные". К сожалению, и Комитеты по этому
поводу не высказались. Что есть персональная информация, что - нет? Например,
место работы и должность - персональные данные? Видимо, да.
А тогда как
будет развиваться индустрия b2b? Любая база данных, где есть информация о
руководителе - имя и должность (генеральный директор, например, или финансовый
директор) - противозаконна, если он, генеральный, не дал согласия. Но при
банальном исходящем телемаркетинге ФИО в 70% случаев можно выяснить у секретаря
- что в этой информации закрытого?
8) И, наконец, самое "вкусное" -
то, что закон имеет обратную силу. То есть любые данные, собранные на текущий
момент, должны ему удовлетворять - иметь подписи, да не просто подписи, а под
перечнем прав субъекта… Иначе говоря, практически все базы данных в рекламе,
директ-маркетинге оказываются вне закона.
Под конец требование (уже
думских Комитетов) - установить уголовную ответственность, причем как для
операторов персональных данных, так и, отдельно, для их работников.
На
самом деле в законе много неясных мест и не определено множество понятий.
Поэтому стоит думать, что ко второму чтению он изменится очень серьезно. В том
числе и в комментариях к закону Комитетов есть моменты, которые устраняют
недостатки - четкое определение "база данных", отделение понятий "владелец
данных" от "оператор данных", определение "обработки данных".
Особенно
приятны комментарии, в которых прямо говорится, что субъекту персональных данных
дали необоснованно много прав, тогда как права бизнеса в отношении данных сильно
урезали. Да и вообще, приняли "вроде как" по подобию европейских законов, а на
самом деле навернули много лишнего, и, в принципе, ненужного.
Впрочем, и
ужесточающие комментарии тоже есть.
Это если посмотреть на все
вкратце.
Стоит заметить, что закон поступал в Думу уже несколько раз
начиная с 1998 года - и так и не прошел. Однако теперь есть все основания
полагать, что игры кончились. Во-первых, принятия закона требует Евросоюз.
Во-вторых, комментарии всех Комитетов к закону начинаются со слов "Ввиду оборота
ворованных данных у нас в стране закон очень своевременен и должен быть принят".
Да и шумиха вокруг него заставляет задуматься.
Еще раз стоит отметить,
что многие "проблемные" для нас места отмечены в законе мелкими (на первый
взгляд) пунктами, и никак не прокомментированы Комитетами, вокруг них никто не
шумит. То есть они могут пройти и во второе чтение, и, по необходимости, в
третье, и на стол Президенту лечь… Вот теперь точно делайте выводы.
Илья Шагаев