Соционика и реклама в интернете
Духанин Роман
Давайте сходу обозначим предмет обсуждения и в первую очередь самый важный фактор любой теории – её применимость на практике - «теория без практики мертва» (с)
Задумывались ли вы (здесь я скорее адресуюсь к коллегам - спецам по рекламе в интернете) когда-либо о том, почему одним людям нужен сайт в первую очередь красивый, а другим в первую очередь функциональный? Почему когда мы проводим рекламную кампанию в интернете, одни люди в большей степени склонны воспринимать яркие баннеры, а другие скорее среагируют на аналитический обзор, нежели на что-то еще? Хорошие вопросы, да?
На самом деле у меня нет абсолютного ответа на это «почему?» Зато в этом цикле статей я хочу раскрыть тему «что с этим делать?» Итак:
Соционика и реклама в интернете.Предпосылки (постараюсь коротко): в первой половине прошлого века некий интересный человек по имени Карл Юнг произвольным образом дифференцировал психику человека и в том числе его восприятия на четыре аспекта:
1. Сенсорика (скажем так, это восприятие и обработка информации связанные с нашими сенсорными органами чувств – зрение, слух, тактильные ощущения и пр.)
2. Интуиция (грубо говоря – это противоположность сенсорике – способность абстрагироваться от текущей реальности для создания чего-либо принципиально нового, либо для пересмотра того что было или возможности увидеть то, что будет)
3. Этика (ну этика – она этика и есть – эмоции, отношения с людьми – это всё этика)
4. Логика (и опять мы условно можем говорить о противоположностях – логика дихотомична по отношению к этике, так как не принимает в расчет отношения и эмоции, зато с помощью логики мы можем выделить взаимосвязи между предметами и явлениями и/или создать эти взаимосвязи в реальном мире)
Итак, мы имеем две дихотомии (два полюса единого целого):
Сенсорика – Интуиция.
Логика – Этика.
Причем здесь реклама в интернете? Немного терпения – я сейчас завершу предысторию
На основе вышеупомянутых дихотомий, и имея в виду третью дихотомию Экстраверсия - Интроверсия (расписывать не буду – с ней большинство из вас знакомо, хотя в Соционике она имеет несколько иное семантическое наполнение, отличное от расхожего в обществе), Карл Юнг выделил 8 типов психики людей. Повторюсь – это произвольное деление с одной стороны, но в то же время это можно пронаблюдать на практике с другой стороны.
Несколько позднее, а именно во времена правления незабвенного Леонида Ильича, прибалтийская ученая Аушра Аугустинавичуте развила теорию Юнга, и создала логическую модель социона (грубо-говоря, общества в целом) - т.н. «Модель А» - в которой присутствовало уже 16 типов человеческой психики, или 16
Типов
Информационного
Метаболизма – 16 ТИМов. (ознакомиться с этой моделью подробнее, вы можете скачав её работу "Дуальная природа человека" c
этой страницы).
Итак, реклама в интернете и 16 ТИМов. Реклама в интернете и 16 типов людей: один живет в реальности - другой витает в облаках, один хороший артист - другой может вычислять логарифмы без калькулятора. Кто-то из них обратит внимание на фотографию полуобнаженной фотомодели, а кто-то на энергичный рекламный слоган. Кто-то не купит товар, не потрогав его руками, а кто-то видит качество товара с первого взгляда.
И сразу еще одно очевидное для любого, знакомого с Моделью А человека следствие: рекламная кампания, реклама – это всегда компромисс. Суть в том, что как было сказано выше, аспекты психики дихотомичны – условно-говоря – противоположны. И реклама идеальная для одного типа психики (ТИМа), может вызвать полное отторжение к продукту или услуге у другого ТИМа. Это важный момент. Общаясь с клиентами, мне доставляет большое удовольствие наблюдать, как кто-то из них заходя на красивый сайт, сделанный скажем по технологии Flash, любит «потыкать по кнопочкам» искренне восторгаясь при этом. И в то же самое время, некто стоящий рядом с ним, кривясь, презрительно бросает: «это что за новогодняя ёлка?»
Знакомо, не правда ли?
Хорошо, на этом, я хочу завершить данное вступление: тема связи рекламы в интернете и типов человеческой психики обозначена.
Технология рекламы основанной на этом принципе, будет раскрыта в последующих статьях.