В Беларуси слово "пиар" больше не ругательное
|
|
Андрей Эзерин, директор по развитию бизнеса PR&BTL-агентство "Артстайлер |
Роман Костицын, директор PR&BTL-агентство "Артстайлер |
А кстати, как правильно пишется это слово - PR, Public relations, "Пиар" или вообще вот так, по-простому, - "пиар"? Интересный вопрос. Потому что ответ на него показывает статус данной сферы услуг в нашем обществе - ведь язык всегда отражает степень ассимиляции инородного (или просто относительно нового) явления в нашей жизни.
В газетах уже давно пишут "пиар" ? обычное такое слово, мужской род, второе склонение. Мы отчасти разделяем такой подход, потому что в общественном мнении произошла важная перемена: слово "пиар" больше не ассоциируется у большинства людей только с прилагательным "черный". Оно перестало быть чужим, ругательным, иностранным и непонятным. И свидетельство тому ? участившиеся в последнее время звонки менеджеров среднего звена в PR-агентства. Эти люди - соль бизнеса, от их мнения и установок зависит если не все, то очень многое.
Как бы ни был продвинут топ-менеджер, каких бы там MBA не заканчивал, если "средний класс" не принял инновацию, остальное - пустые хлопоты. Но вот свершилось: В Беларуси о пиаре активно и с уважением стали говорить в курилках, на корпоративных вечерах, в тренажерном зале, в маникюрных салонах. Народ созрел? Аллилуйя!
Чтобы избежать классических ошибок, по праву опытных мы решили дать несколько полезных советов тем, кто осознал необходимость заниматься систематическим PR-обеспечением своего бизнеса.
Во-первых, из того небольшого списка белорусских PR-предприятий, который вам удалось выудить из интернета, вычеркните тех, кто указывает "PR-услуги" после "рекламы на автомобилях, печати визиток и производства сувенирной продукции". PR - это специализация, так принято, так сложилось во всем мире. Нельзя оказывать PR-услуги между делом. Ищите профессиональные агентства.
Во-вторых, при встрече обязательно поинтересуйтесь специализацией предприятия. Бойтесь фразы "мы умеем делать все". Правильный ответ - "мы предлагаем полный комплекс PR-услуг, но наши наиболее удачные проекты осуществлены в области… (далее возможны варианты - работы с прессой, организации корпоративных праздников, промо-акций, event-мероприятий и т.д.). Здесь как в автобизнесе: или ты занимаешься "японцами" или тюнингом Mercedes. Сфера PR-услуг - очень математична на самом деле. Здесь все измеримо и в цифрах, и в других единицах. Задайте вопрос о том, как агентство намерено просчитывать эффективность планируемой кампании, каким образом оно даст вам возможность оценить эту эффективность в бизнес-режиме.
И, наконец, третье - клиенты! Это ? лакмусовая бумажка успешности агентства. Но и тут ? внимание! Не верьте безоговорочно тому, что написано на cайте или указано в рекламном буклете. У нас уже, похоже, стало модным включать в списки клиентов уважаемые компании, с которыми ? максимум ? состоялись переговоры, не приведшие к реально осуществленному проекту. Уважаемая компания с удивлением обнаруживает себя в списке клиентов небольшого, но амбициозного PR-агентства. Удивляется. Иногда до такой степени, что может подать на агентство в суд. Но практика "присвоения" себе несуществующих клиентов среди "молодых и амбициозных" агентств - это факт, который не прибавляет оптимизма.
Чтобы не попасться на такую удочку, наберите название заинтересовавшего вас предприятия, например, в Yandex или Google. Интернет - беспристрастный судья. Если агентство толковое (то есть оно есть, работает и именно в сфере пиар) - вы найдете интересную и конструктивную информацию, если дутое - не найдете ничего или обнаружите негативные отклики подрядчиков или партнеров.
Все эти советы нужны, конечно, только тем, у кого нет доброго товарища или коллеги, уже прошедшего свои "университеты" и знающего "что почем" на белорусском рынке PR-услуг. Ведь у нас по-прежнему мнение знакомых ? лучшая рекомендация. Как ни странно, но применительно к нашей сфере деятельности эта схема работает. К нам приходят, ссылаясь на рекомендации. Иногда - на интернет-сайт. И, как правило, такое обращение выливается в проект или долговременное сотрудничество. Потому что в таком случае клиент точно знает, какой вид корпоративной коммуникации ему необходим. Конечно же, PR. Ой, простите - конечно же, пиар!