Создателям эмблемы Олимпиады-2012 позавидовал бы сам Остап Бендер
|
Виктор Кухарский,
креативный директор АИМК "ИМА-пресс" |
Креативный директор агентства "ИМА-пресс" Виктор Кухарский в своем комментарии разоблачает заморских специалистов из Wolff Ollins и призывает более трезво оценивать их "новаторские" находки.
Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии
возобновили старинную моду -- разливать чай через
ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно.
В ответ на приведенную выше фразу Остапа Бендера из литературного произведения Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" Эллочка-людоедка ответила "Должно быть, знаменито". Видимо, таким же принципом руководствовались коллеги из Wolff Ollins, создавая эмблему лондонских олимпийских игр.
В последнее время нам часто ставят в пример англичан как самых креативных, талантливых и вообще знающих все лучше всех рекламистов. Если "сделано в Британии" - значит, автоматически присваивается знак качества. В то же время отнюдь не всегда такое слепое преклонение перед обитателями туманного Альбиона оказывается оправданным. Взять тех же коллег из Wolff Ollins. При всем уважении к таланту их специалистов, с точки зрения дизайна их работы зачастую грешат элементарной стилистической неграмотностью. Нашумевшая эмблема лондонской Олимпиады-2012, например, являет собой типичный образец заурядной студенческой работы. Многим моим студентам свойствен такой подход: вместо понимания, анализа, размышления, какой-то осмысленности, воплощенных в графике, они пытаются взять нахрапом. Получается скетч, не более того. Обоснование при этом сводится к лаконичному "это круто". Однако, согласитесь, что для таких работ, как эмблема Олимпиады, логотип Билайна или МТС, этого явно недостаточно. Хочу подчеркнуть, что я не говорю про рекламные кампании и продвижение соответствующих брендов, речь идет о конкретном дизайн-решении логотипов, которое явно не соответствует заявленным характеристикам. Не вдаваясь сейчас в детали, утверждаю, что все три из названных знака откровенно слабы с точки зрения дизайна. Однако, нам буквально впаривают их чуть ли не как образец высокого искусства.
С другой стороны, существует другая крайность, свойственная нашим людям: чрезмерная консервативность и ортодоксальность. Например, недавно был выбран официальный знак дня города.
Хороший, в общем-то, красивый символ, но эксплуатирует он все те же старые образы: Юрия Долгорукого и Кремля. С одной стороны, это оправдано. Но все-таки уже 21 век на дворе, нельзя постоянно обращаться к прошлому. Это другая крайность.
Возвращаясь к знакам Олимпиады: они всегда были самыми актуальными проявлениями дизайнерских тенденций в мире. В последние годы они несколько захирели: фактически интерпретировался один и тот же образ - человечка - в том или ином виде. И вот, наконец, свершилось - английские "пионеры" придумали нечто новое. Получилась другая крайность. Так и хочется воскликнуть: "Джентльмены, хорошо, что вы мыслите нестандартно, но мыслить профессионально вы обязаны!"
Мы должны прекрасно понимать: зарубежные коллеги отличные продавцы, но, как показывает жизнь, не всегда классные дизайнеры. Как правило, первое с избытком компенсирует им второе. Наша задача при этом - не вестись на мыльные пузыри, научиться отличать добротный продукт от наглой профанации. А принцип "должно быть знаменито" оставим Эллочке-людоедке.
Виктор Кухарский, креативный директор АИМК "ИМА-пресс"
Член Союза Дизайнеров России, лауреат премии Союза журналистов России, лауреат премии Союза упаковщиков России, соучредитель премии "Хрустальный глобус", автор проекта оформления Красной Площади к 60-ти летию Великой Победы, участник многочисленных выставок в области дизайна, упаковки, фотографии, как в России, так и за рубежом. Старший преподаватель Национального Института Дизайна. Кандидат искусствоведческих наук.