|
Термины в маркетинге употреблять нельзя запретить. Где поставить запятую?
«Услуги брендинга,
один оттиск – 5 центов (тираж от 1000 шт.)» Из прайс-листа одного киевского рекламного агентства Термин - слово или словосочетание, являющееся точным обозначением определенного понятия какой-либо области знания. Понятно, зачем их употребляют, например, в дизайне - оверпринт, треппинг, абрис, кернинг, дукт и т.п. Одни и те же термины значат для посвященных одно и то же, а непосвященные их просто не употребляют. Но в маркетинге все употребляют термины, зачастую не понимая их. Значение этих терминов часто меняется не только от того, кто их произносит, но и кому и в какой ситуации. Представьте себе вопрос «Вы можете сделать мне бренд?»: В дизайн студии В патентном бюро В консалтинговом агентстве В PR-агентстве В организации «Бренд года» [1] Представили. Понятно, что в каждом случае под одной и той же фразой подразумевались совершенно разные действия. А теперь представьте ответы. Они тоже будут одинаковы - во всех этих компаниях согласятся «сделать бренд» и получить за это деньги. Причем сделать бренд ни одна их них не сможет. Можно попробовать отмахнуться от этой темы так же, как от предыдущей статьи, типа «нас это не касается и нормальные профессиональные люди не должны это обсуждать». Но не стоит - это касается всех. Приведу дословные слова руководителя одного достаточно известного агентства. «Мой любимый вопрос при приеме на работу последние несколько месяцев – в чем разница между маркетингом и брендингом. Я был ошеломлен количеством людей, которые несколько лет работают в рекламе, претендуют на большие зарплаты и не могут даже своими словами ответить на этот вопрос». Путаются не только претенденты, но и признанные специалисты. Совсем недавно многие эксперты высказывались о замене UMC МТС. Кто-то говорил положительно, кто-то отрицательно. Но все называли этот процесс ребрендингом. А теперь задумайтесь, насколько правомочно употребление этого термина при полном уничтожении одного бренда и внедрении другого, уже давно существующего. Я задал некоторым из этих экспертов простой вопрос. В далекой-далекой стране существовала национальная сеть ресторанов быстрого питания. Ее приобрела международная сеть, например, McDonalds или KFC, после чего: • Разместила свой логотип на заведениях • Изменила интерьер и экстерьер • Ввела свой ассортимент блюд • Надела на работников свои бейсболки • И т.п. Можно ли назвать происшедшее ребрендингом? Они назвали это поглощением. А ведь эта ситуация – практически полное повторение происходящего с UMC. Т.е. даже схожие по сути процессы профессионалы могут называть по-разному. Не разобравшись в своем кругу, маркетологи некоторые термины (самый любимый, естественно, «бренд») зачем-то несут в широкие массы[2]. Употребляют в своей рекламе разные фразы, которые не смогут объяснить даже сами, а не то, что народ у телевизора. Например, кто-то сможет объяснить, почему торговая марка, терявшая весь год свою долю рынка, вдруг становится «брендом года». Но даже если мы четко определим перед началом общения термины, чтобы иметь в виду одно и то же, есть еще одна причина не злоупотреблять ими. Термины могут помешать пониманию самого процесса. Обозвав процесс (или получив его название извне), мы классифицируем его. Ставим на некую полочку в мозгу рядом с другими процессами, назваными так же. Появляется проблема – ее обозвали, и сразу к полочке с подобным названием, на которой лежат подобные ситуации. Нашли – взяли решение. Те признаки процесса, которые не будут помещаться в отведенные рамки, будут игнорироваться, а другие будут подгоняться. Вышесказанное вовсе не означает, что надо отрицать чужой опыт и не надо понимать значение терминов. Нет, конечно, это все важно. Но куда важнее изучать текущую ситуацию и не прятаться в башне из терминов и старых примеров[3]. И думать, думать, думать. А затем постараться выразить увиденное и придуманное как можно проще и яснее. И если Вам не удается выразить свою мысль просто и ясно, то может ее и нет. Просто отсутствие смысла уже не спрятать за ворохом терминов. [1] Кстати самая понятная услуга из перечисленных. Рекомендуется любителям услуг с гарантией. Платишь строго оговоренную сумму и получаешь именно то, о чем договаривались (грамоту с медалькой и право всем рассказывать об этом). Никаких непоняток (не то нарисовали, не так сняли, не те продажи и прочие глупости) просто не может возникнуть. Правда возникает вопрос, почему за кусочек недрагоценного металла и бумаги без водяных знаков и разрешение говорить глупости приходиться платить так много. По-видимому из за временного отсутствия конкуренции. Но ничего, надеюсь, скоро появятся новые проекты «Супербренд года», «Мегабренд квартала» и т.п. Тогда не исключаю возможности такого звонка: – Здравствуйте это из проекта «Месячные бренды», мы хотим, чтобы покупали наши грамотки, а не конкурентов. Сделайте нам бренд.
[2] Вряд ли это делается с целью повысить маркетинговую грамотность населения. Но у меня есть одна догадка о первопричине этого. Маркетологам поставили задачу «сделать бренд». Они устали от бесплодных попыток и решили больше не морочиться, а просто заявить потребителю: – Мы бренд! Спустя всего несколько млн.$ все потребители и непотребители будет знать, что «Х – это бренд». Задача выполнена. А дальше пусть каждый сам догадывается о значении этого слова в меру своей Правда есть пара подводных камней. Первый - чем дальше, тем больше таких «умных» маркетологов, поэтому просто сказать «мы бренд» уже мало. Надо «позиционироваться». Поэтому одни бубнят «бренд №1», другие «наш бренд признан в …надцати странах» и т.д. Второй - связка «я куплю это, потому что по ТВ сказали, что это бренд» все никак не внедрится в мозг покупателей и, соответственно, количество продаж никак не связано с количеством упоминаний слова бренд в рекламе.
[3] С примерами тоже все непросто. Например, один и тот же случай с появлением NewCoke одни считают крупнейшим провалом, другие (в том числе бывший директор по маркетингу Coca-Cola) крупнейшим успехом. И обе стороны приводят аргументы, вроде как подтверждающие их правоту. 28.08.2007
|
Публикации
|
© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2 При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail |