Формула блога.
|
Автор: Светлана Минина
Коммуникационное агентство CREATORIC |
Формула блога
Если мировую блогосферу рассматривать как коммуникационную среду, то субъектная формула будет выглядеть следующим образом: блоггеры + маркетологи + корпорации.
Для российской блогосферы формула будет выглядеть иначе: блоггеры + «компании-первопроходцы».
Отсутствие звена маркетологов, специалистов, которые бы теоретически-практическим путем осваивали новую медиасреду, обусловлено незначительным спросом среди рекламодателей на данный вид продвижения. Блоговые проекты могут себе позволить пока только крупные компании, являющиеся лидерами отраслей. И связано это не с величиной затрат, а с величиной «приятия новшеств». Небезызвестная сегментация потребителей по степени принятия нового также применима и к рекламодателям - новаторы составляют 2-5% от общего числа.
Об одном из таких немногочисленных проектах «решившихся» рекламодателей в российской блогосфере и предлагаю поговорить, предварительно выяснив отношение блоггеров и маркетологов к появляющимся медиаформатам.
Блоггеры.
Немного статистики: (http://www.cifrovik.ru/publish/open_article/9217)
Наиболее активно Интернет используют жители Москвы, Петербурга и Владивостока. 79% русскоязычных блоггеров живут в Москве и Петербурге. На десятку остальных крупнейших городов России приходится еще 16%. На периферию приходится лишь 5% пользователей.
Две трети блоггеров - женщины. Более 80% пользователей - в возрасте от 15 и до 35 лет. 47% - студенты. При этом, как отмечают исследователи, блоггерское сообщество отличается схожестью интересов не зависимо от возраста. Не удивительно, что именно эта группа пользователей сегодня специалистами рынка называется «идеальной социальной «лакмусовой бумажкой»» и «самой показательной фокус-группой».
Немного аналитики:
Аналитическая компания Bluestreak выпустила исследование "Emerging Digital Channels: Consumer Adoption, Attitudes & Behavior" (http://mediarevolution.ru/formats/effectiveness/454.html).
(Исследование проводилось в сентябре 2006 года специалистами независимой консалтинговой фирмой ROI Research. В рамках исследования был опрошено порядка 1000 потребителей панели eRewards' (она охватывает свыше полутора миллионов домохозяйств и включает респондентов, которые пользуются как электронной почтой, так и как минимум одним из «новых» медиаканалов (RSS, текстовыми сообщениями, блогами, досками объявлений или подкастами).
В нем было проанализировано поведение потребителей и их отношение к новым видам цифровых технологий - подкастам, SMS-сообщениям, RSS-трансляциям, блогам и доскам объявлений, а также к уже ставшим традиционными рассылкам по e-mail. Как оказалось, пользователи не только позитивно относятся к появляющимся форматам, но и постоянно наращивают их использование.
Согласно данным исследования, 100% респондентов пользовались электронной почтой, 88% - SMS. Однако, как оказалось, и другие каналы также использовались ими достаточно активно. 71% опрошенных заявили, что пользуются досками объявлений, 63% - блогами, 36% - подкастами и 28% - RSS-трансляциями.
Новейшие медиаканалы позволяют потребителям контролировать потраченное время и самим задавать темп, в котором информация будет поступать. Интересным оказалось и то, что те пользователи, которые используют новые коммуникативные каналы, лояльно относятся к баннерам и рекламным объявлениям.
Авторы отмечают, что новыми медиаканалами сегодня пользуются люди обоих полов и всех возрастов, разного уровня образованности, и Интернет-каналы становятся все более и более «мейнстримными», особенно с распространением широкополосного доступа.
При этом группа пользователей старше 35 лет оказывается наиболее восприимчивой к онлайновому маркетингу. Более старшие респонденты чаще других реагируют на предложения, содержащиеся в электронной почте и делают заказы. Все это позволяет авторам доклада предположить, что разница в использовании Сети между молодыми и более взрослыми пользователями будет нарастать: если молодежь использует Интернет в основном для развлечений, то старшее поколение чаще это делает для бизнеса.
По словам Дуга Андерсона (Doug Anderson), президента Bluestreak, «сегодня маркетологи тратят рекламные бюджеты на мультиканальную коммуникацию без ясного понимания того, какова эффективность каждого из каналов, и насколько люди готовы его использовать».
Один из основателей современного Интернета, Николай Данилов (Норвежский Лесной) в интервью для webplanet (http://www.webplanet.ru/news/advert/2006/11/21/nl_ntv.html)
назвал сегодняшнее состояние российской блогосферы «золотым веком»: "90-95% авторов живут в крупных городах, пишут охотно и бесплатно, сюда еще не пришли деньги, вы уже можете читать блоги в карманных компьютерах".
Таким образом, потрет аудитории блогов можно представить следующим образом:
- Люди, стремящиеся к общению и самовыражению;
- Новаторы, наиболее быстро реагирующие на появление инновационных продуктов;
- Люди следящие за развитием тенденций, за частую сами являющиеся законодателями трендов;
- Люди, которые задают вопросы;
- Люди, которые отвечают на вопросы.
- Люди, которые открыты для общения:
— 58% не скрывают внешнего вида;
— 85% не скрывают пола;
— 72% не скрывают возраста;
— 48% не скрывают e-mail.
Маркетологи.
Согласно исследованию "The future of marketing: From monologue to dialogue", проведенному в 2006 году The Economist Intelligence Unit (аналитический отдел журнала "The Economist") совместно с компанией Google(http://graphics.eiu.com/files/ad_pdfs/Google_Future_of_Marketing_060907.pdf), блоги стали одним из главных открытий года, опередив социальные сети, онлайн - игры и подкастинг.
Всего в ходе исследования в январе 2006 года были опрошены специалисты двухсот крупных корпораций, годовой оборот семидесяти из которых превышает $5 млрд. География - Восточная Европа, северная Америка, западная Европа, латинская Америка, средний восток и Африка, Азия.
Вот некоторые результаты исследования:
О каком Интернет-тренде за последние 12 месяцев вы узнали от своих детей или знакомых?
Какие появляющиеся медийные и маркетинговые форматы на ваш взгляд являются наиболее действенными и необходимыми для улучшения измерений аудитории?
Действительно, блоги предоставляют реальную возможность «посмотреть» своему потребителю в глаза, понять, что его волнует, с какой целью он использует предлагаемый вами продукт. Сегментируя аудиторию и составляя ее портреты у себя в кабинете, маркетолог рискует нарисовать карикатуру. Например, в ходе конкурса среди домохозяек на лучшее письмо о своем продукте, компания P&G неожиданно получила немало писем и от мужчин, которые попросту мыли этим средством свои пепелацы)) http://www.sf-online.ru/article.asp?OID=FD93AB03-FB29-458F-B781-3E3C042C5C6A&rubricOID=4F9B77B8-C0DE-44C7-A72B-0F0C8C3E9E31).
"Какие маркетинговые цели, прежде всего, преследует ваша рекламная/промо-кампания в Интернете, и какие будет ставить через 2 года?
Иерархия целей - имиджевые, привлечение покупателей, привлечение лидеров мнений, налаживание и развитие отношений с покупателями, стимулирование продаж - изменится в ближайшее время.
Налаживание и развитие отношений с потребителями по праву займет почетное второе место, разделив его с активностью по привлечению лидеров мнений.
Блог в помощь!
В течение ближайших 2 лет планируете ли вы увеличить или сократить инвестиции в следующие медиа-каналы?
Это подтверждает общую тенденцию: Интернет - самый динамично развивающийся сегмент мирового медиарекламного рынка: в 2004 году на нее было потрачено 13,9 млрд. $, а в 2005 - 17 млрд. $! Рост составил 22,4%.
Рост объемов Интернет-рекламы в России составляет 80-100% в год, рост аудитории - не менее 30% в год, при этом, Интернет имеет самую качественную аудиторию по сравнению с традиционными медиа. По прогнозам «Видео Интернэшнл» к 2010 году объем инвестиций в рекламу составит 14 млрд.рублей.
Какие форматы продвижения будут востребованными вашей компанией в речение ближайших двух лет?
Некоторые компании при выборе медиамикса ориентируются на потребителя.
Так, Скотт Андерсон, директор по бренд-коммуникациям компании Hewlett-Packard объясняет приоритеты маркетинговой политики: "Мы отслеживаем то, как наши потребители воспринимают бизнес-информацию, и обнаружили, что их предпочтения смещаются от традиционных медиа в сторону инновационных возможностей". (http://mediarevolution.ru/advertiser/markets/516.html)
Сегодня HP уже регулярно использует для своих целей вебкасты (онлайновое вещание), онлайновое видео, блоги и подкасты, RSS-трансляции и онлайновые сообщества - именно с их помощью происходит запуск новых продуктов и установление отношений с потребителями. Сейчас, по словам Андерсона, компания вообще собирается выделить затраты на Интернет-маркетинг в отдельный бюджет, и не смешивать эти расходы с остальными маркетинговыми расходами.
В статье для Clickz.com Холлис Томасез, президент и основатель агентства интерактивного маркетинга и рекламы WebAdvantage.net, анализирует возможные варианты использования в рекламных кампаниях социальных медиа - блогов, порталов общения и аналогичных им. (http://www.clickz.com/3623270).
«Если вы понимаете, что такое социальные медиа, то вы поймете и всю глубину каламбура, когда я скажу что это - самая современная и самая громкая разновидность человеческого жужжания. Актуальность темы социальных медиа для бизнеса иллюстрируют две внушительных недавних сделки. Google заплатил $900 млн. за право размещения рекламы на страницах MySpace, а его извечный конкурент Microsoft - не подлежащую огласке сумму за аналогичные права в отношении второго по величине социального развлекательного портала Facebook».
Антон Носик, директор службы блогов компании Sup-Fabrik, в своем выступлении на конференции КИБ-2007 обозначил основные подводные камни PR в блогосфере: «Первое, что бросается в глаза, когда речь заходит о PR в блогосфере это - огромное количество площадок для вброса информационных поводов, возможности скрытого размещения и обманчиво не большие прогнозы затрат. Но, как показывает опыт «игра без правил» или же скрытое воздействие на аудиторию неминуемо приводит к скандалам. Аудитория блогов очень чувствительна к фальши и ее доверие мгновенно и бесповоротно разрушится, как только явятся доказательства, что блоггер торгует своим мнением. Если Вам действительно необходимо продвигать свой продукт в блогосфере, то делать это следует открыто, честно и привлекать настоящих фанатов, а не действовать скрыто». (Пример автора - подставной блог создала компания Sony. Долгое время по адресу alliwantforxmasisapsp.com публиковались диалоги двух друзей, якобы обсуждающих достоинства игровой консоли PlayStation Portable. Хитрый рекламный ход очень быстро раскусили).
Итого:
Маркетологи активно используют Интернет для продвижения товаров/услуг и в ближайшее время собираются увеличить объем инвестиций в продвижение - 88% опрошенных.
Маркетологи открыли для себя медиаформат и уже оценили его значимость и перспективность - 63% опрошенных в большей или меньшей степени интересуются блогами и в ближайшем будущем собираются включить этот канал в медиамикс.
Однако большинство опрошенных компаний пока с некоторым скепсисом относятся к большинству новых форм рекламы. Возможно, это связано также и с отсутствием четкого механизма оценки эффективности этих форматов.
Также, в ближайшее время цели онлайн-кампаний сместятся в сторону customer relations. Формат блогового общения - идеальный инструмент для customer relations позволяющий помимо всего прочего, формировать ядро лояльных потребителей, которые станут «сетевыми» активистами бренда.
Оценка эффективности.
Новые способы продвижения требуют нового подхода, новых показателей для оценки эффективности. Но пока рекламодатели, а равно и маркетологи, оперируют привычными и проверенными способами, механически перенося устоявшиеся клише в новую среду. Способы, которые применяют компании для измерения отдачи, полученной от рекламы в Сети, представлены на графике ниже. ("The future of marketing: From monologue to dialogue").
Рост продаж после проведения рекламной кампании - на него ориентируются 53% опрошенных.
Роста узнаваемости бренда в результате проведения рекламной кампании - называли 47% опрошенных.
Специфические для Интернет-рекламы показатели эффективности: стоимость клика, охват и стоимость тысячи контактов, CTR - уровень кликабельности) - на них ориентируются при оценке эффективности 36% опрошенных.
ROI ("return of investments") - назвали 33% опрошенных.
Намерение купить товар, порождаемое в результате рекламного воздействия на потребителя 27% опрошенных.
Вовлеченности аудитории, т.е. количество людей, принявших участие в играх, опросах - является критерием для 21% опрошенных .
Улучшение восприятия рекламного сообщения назвали 20% опрошенных.
Иные критерии - 5% опрошенных.
Очевидно, что для блоговых проектов не все эти показатели окажутся применимыми. Например - ROI - отдача на вложенные инвестиции - не чёткий и достаточно общий, а потому не учитывающий специфику блогового формата, показатель. Согласно исследованию компаний MarketingProfs LLC и Lenskold Group Inc., проведённому среди крупных американских и европейских корпораций(http://www.reklama-mama.ru/articles/krsk9863.html)., в 2006 году только 16% менеджеров были в состоянии подсчитать ROI для рекламы. В 2001 году измерить этот показатель могли лишь 8% респондентов. По мнению специалистов, причина состоит в том, что универсальной методики вычисления ROI для маркетинговых вложений пока не существует: каждой компании приходится решать этот вопрос самостоятельно.
Специфические для баннерной рекламы «ситиэр», «ситиби», «ситиай» вовсе не применимы для оценки эффективности блога как такового (за исключением случая, когда блог используется только как площадка для баннерных размещений).
Основным способ распространения информации в Интернете является «сарафанное радио».
«Если компании хотят понять, как потратить маркетинговый бюджет на то, чтобы повлиять на информацию «из уст в уста», которую разносят потребители, им следует в свою очередь повлиять на «агентов влияния», которые распространяют эту информацию. Они, в свою очередь, являются своеобразными «медиа гуру» и именно они уделяют внимание рекламе, особенно той, которая содержится в Сети и распространяется посредством новых форматов. Маркетологам следует держать в уме, что когда они вкладывают средства в Интернет-рекламу, то они, таким образом, работают не только непосредственно на привлечение клиентов. Эти клиенты, в свою очередь, могут рассказать о товаре своим друзьям и коллегам - считает Рик Брюнер (Rick Bruner), директор DoubleClick по исследованиям. http://mediarevolution.ru/advertiser/scripts/517.html
Поэтому налаживание коммуникации - первая и необходимая задача, которая в случае использования PR-инструментов, решается созданием и распространением информации - контакт без обратной связи, и проведением мероприятий - контакт с обратной связью. Также как периодическая рассылка пресс-релизов и написание новостей на сайт, блог является не тактикой, а стратегией, но с единственным отличием: если рассылка релизов и публикация новостей являются монологичной коммуникацией с аудиторией, то блог - это диалог, который позволяет взаимодействовать с аудиторией. А затраты на двухсторонний контакт в случае использования блога даже не сопоставимы с затратами на проведение мероприятий. Конечно, блог не замена традиционному PR-мероприятию, но существенное расширение возможностей наладить качественный двухсторонний контакт с аудиторией.
Каким образом оценит эффективность этого контакта?
Очевидно, что уже существующие методы и инструменты оценки медиа могут быть применимы к блогам. Однако необходимо учитывать специфику формата и вводить специфические критерии. Речь идет о статистических данных, которые позволяют собирать технологии, реализованные на блогхостингах.
Итак:
Неспецифические инструменты, которые могут быть применены при оценке блогового проекта:
- улучшение восприятия рекламного сообщения (если рекламное сообщение построено с учетом специфики блогового формата, то оно не воспринимается негативно)
- показатель вовлеченности (если на блоге проводятся анкетирования, опросы, игры, конкурсы)
- намерение купить товар (если на блоге реализован механизма заказа)
- охват аудитории
(охват аудитории, т.е людей, которые узнали о вашем ресурсе и заходили на него, можно определить по числу постоянных читателей, количеству «френдов», количеству «френдов ваших френдов». Но в случае блога термин «охват» предполагает не просто количество проинформированных, а количество проинформированных+заинтересовавшихся);
Количество проинформированных можно увеличить, например, проведя баннерную рекламную кампанию с ссылкой на блог или PR-кампанию в онлайн-сми. Также существует чисто технический способ увеличения охвата - создание «зеркал» блогового проекта на других блогхостингах);
- эмоциональная окраска комментариев: соотношение общего числа комментариев к числу позитивных и нейтральных комментариев (такой анализ тоже можно автоматизировать с помощью программ анализа текста);
- упоминаемость компании / бренда / блога в Интернете (запрос по поисковым системам);
- интерес к теме (с помощью опросов на блоге);
- затрачиваемое время - получаемы результаты
Специфические:
- количество «френдов»
- количественные и качественные характеристики френд- листа ваших «френдов»
- количество постов и комментариев
- количество постов по вашей теме в блогосфере (с помощью сервиса «Пульс блогосферы»)
Проводить такой комплексный анализ необходимо на начальном этапе использования блоговых проектов, чтобы иметь возможность отслеживать динамику и применимость цифр к реальной жизни.
Железный проект.
Наконец, дошла очередь и до «решившихся» рекламодателей. В предыдущей статье /columns/opinion/2007/stat13/ был анонсирован проект «zazhelezo».
Напомню, что выгоды и цели звучали следующим образом: создание имиджа технологичных компаний путем освещения масштабного проекта, а также выбора трендового канала коммуникации; рассказ о товаре в контексте конкретной ситуации использования; привлечение новых целевых аудиторий; наработка опыта взаимодействия с социальными группами в сети; возможность дальнейшего развития коммуникации с созданной аудиторией в оффлайне; возможность решить hr-задачи.
Мониторинг активности финансовых компаний (8 компаний-конкурентов) в блогосфере показал, что целенаправленного продвижения финансовых услуг и широкой PR-активности кого-либо из игроков рынка не наблюдается. Состоявшийся проект стал первым опытом продвижения в блогах среди российских финансовых структур.
Итак, перейду к результатам.
Количество потенциальной аудитории проекта оценивалось с помощью механизма «поиск по интересам». Узкая тематика проекта задала разумные рамки:
Результаты для пользователей, заинтересованных в "дата-центр» - 0 совпадений. Результаты для пользователей, заинтересованных в "it" - 407 совпадений.
Результаты для пользователей, заинтересованных в "it-технологии" - 124 совпадения.
Результаты для пользователей, заинтересованных в "железо" - 444 совпадения:
Результаты для пользователей, заинтересованных в "инженерные решения" - 1 совпадение.
Результаты для пользователей, заинтересованных в "ЦОД" - 2 совпадения.
Всего: 978 человек
Френд-лента.
63 человека. Из них активных (те, которые комментировали) - 15.
Количество посещений сообщества.
Поскольку проект состоял из двух площадок (динамическая - собственно сообщество, статическая - площадка для просмотра фактической информации и документов по проекту) и счетчик на сообщество удалось поставить только к середине проекта, то в основном, мы ориентируемся на показатели счетчика статической части.
Количество уникальных посетителей составило 35 человек в день, посетителей - 160 человек в день (1 уникальный посетитель - 1 уникальный IP-адрес, 1 посетитель - 1 заход), количество просмотренных страниц намного превышает количество уникальных посетителей, что говорит о том, что каждый посетитель ресурса был заинтересован в тематике.
Количество постов и комментариев.
В период с 18 мая по 29 июня было зафиксировано:
Постов - 58
комментариев - 227
В среднем, каждый пост был сопровожден 4 комментариями.
Вовлеченность:
В качестве формы обратной связи использовались анкеты (2 формы).
Общее количество заполненный анкет составило 30.
Это почти половина фрэнд-листа!
Интерес:
Глубина просмотра страниц статической части ресурса, время.
10% аудитории находились на ресурсе 15 минут.
5% аудитории находились на проекте в течение 60 минут!
Эти данные говорят о высокой актуальности информации, а также о ее практической ценности.
Рекламная кампания в Интернете:
Размещение баннера (два варианта) на ресурсах выбранного блогхостинга: в учетных записях пользователей жж - 368,3 тысячи аккаунтов улучшенного типа (базовый тип, улучшенный, платный аккаунты).
CTR баннера составило 0, 13 % (второй вариант - 0,10 %), что говорит о правильном выборе креативной стратегии.
PR-кампания:
О старте проекта написали 16 сетевых изданий, информацию перепечатали еще 17 ресурсов.
Публикации о завершении работ по проекту - 33 публикации, перепечатки - 13 изданий.
Выходы новостей - 49, 30 площадок дублировали.
Онлайн-публикации - 65 ресурса.
Оффлайн - публикации - около 18 (+4 запланированы на конец 2007 года)
Блоговые сообщества - 14.
Посещаемость ресурса и пр-мероприятий (на блоге, в оффлайне).
Елена Ульюк, руководитель проектов агентства «Ракурс-PR»:
«Коммерческий блог, как и любая коммерческая площадка в Интернете, нуждается в эффективном продвижении. Однако с учетом последних тенденций - весьма активный рост блогосферы, спад волны первоначального интереса СМИ к данной тематике - эффективная PR-поддержка пусть и достаточно инновационного блога (первый коммерческий блог на открытом блогхостинге) становится сложным делом без вынесения проекта в оффлайн.
Именно поэтому продвижение блога стало частью общей PR-кампании по продвижению инновационного трейдинга Тройки Диалог. Правильность решения в данном случае наглядно демонстрируется четкой взаимосвязью основной PR-кампании и жизни блога. Согласно статистическим данным проекта, основные всплески активности на площадке наблюдаются именно в даты распространения новостных PR-материалов о проекте. Пик активности приходится на 25 июня - дату проведения пресс-конференции, посвященной итогам проекта».
Что может блог или практические советы:
Ниже приведен список возможных задач, которые может помочь решить корпоративный блог, и примеры реализованных проектов.
- Продвижение товаров, услуг
Пример:
Проект MasterCard - "жизнь без наличных". Радиодиджей Константин Михайлов рассказывал на радио о том, как и где он расплачивается пластиком, а потом завел Интернет-дневник. Там стала собираться определенная аудитория, которая радио не слушает. Проект был анонсирован как коммерческий, поэтому негативных комментариев люди не оставляли. В итоге некоторые посетители захотели жить так же: пользоваться только пластиковыми картами.
- Привлечение новых целевых аудиторий с возможностью четкой сегментации;
Пример:
Проект zazhelezo
- Открытость компании, ее сотрудников перед текущими и потенциальными клиентами, возможность более открытого и не скованного рамками привычных форматов общения. Приглашение в гости, формирование ощущений, эмоций....
Пример: Блоги финансовых компаний, банки;
- Создание образа современной компании;
Пример:
Проект zazhelezo
- Повышение уровня доверия к компании через информационную открытость, формирование пула лояльных потребителей;
Пример:
На встречу пользователям пошла компания «Sony Computer Entertainment»... Американское подразделение конторы открыло на сайте компании новый игровой блог! Он посвящен игрушкам для консоли нового поколения «PlayStation». Они планируют размещать информацию о новой продукции, анонсы игр и все это будет исходить непосредственно от людей, сталкивающихся с играми ежедневно.
- Вывод новых товаров и услуг, Развитие товарной линейки; а также Тестирование новых разработок пред запуском в промышленное производство.
Пример:
«Procter & Gamble» решил использовать блоггеров для проведения маркетинговых исследований и организовал блоговый портал capessa, на форумах которого пользователи смогут давать друг другу ценные советы. Сотрудники компании будут анализировать написанное, и выяснять чем ещё должно пахнуть моющее средство и от каких напастей нужно спасать автоматические стиральные машины.
- Отслеживание и управление процессом формирования общественного мнения;
- Оперативное решение спорных или кризисных ситуаций;
- Построение неформальных отношений с представителями прессы, которые очень охотно пользуются материалами из корпоративного блога, с лидерами мнений;
Пример:
Блог для прессы «Вымпелком».
- Проведение исследований целевых аудиторий, формирование более четкого представления о потребителях.
- Брендинг
Пример:
Блог брендингового агентства BrandLab.
- Решение задач, связанных с продвижением компании, бренда;
Пример:
Известный британский дизайнер Александр Маккуин решил использовать творческий потенциал пользователей сети «MySpace». Он предложил блоггерам придумать промо для его новой коллекции линии «McQ». По итогам творческого конкурса было отобрано 35 авторов, которые и взвалят на себя продвижение бренда.
Портал «Netscape» переодевает графоманов в лояльных блоггеров. Разработчики пообещали взять топовых блог-авторов на работу, выплачивая по тысяче баксов в месяц! Для этого и нужно то всего ничего - начать вести дневник на новом сайте, размещая не меньше 150 постов за отчетный период.
В качестве заключения.
Коммерческий потенциал блогов оценили еще в 2004 году, когда ведущие мировые гиганты стали вести дневниковые записи - Microsoft, Macromedia, Sun Microsystems, Boeing, Fuji, General Motors.... Сейчас в мировой сети только уличный продавец пирожков не обзавелся корпоративным блогом.
В рунете интерес к блогам со стороны бизнеса начал зарождаться только сейчас. Пионеры, самостоятельно осваивающие новое медиапространство, методом проб и ошибок пытаются завоевать сердца аудитории. Ситуация повторяется - первопроходцы уже кинули в рунет тот пресловутый снежный комок.
В течение ближайшего времени Интернет-дневники коренным образом изменят медиапространство. Пользователи, которые смогут привлечь значительную аудиторию к своим страничкам, станут агентами влияния и будут воздействовать на формирование трендов. Компании, которые смогут уже сегодня вовлечь в неформальное общение блоггеров, получат возможность вести диалог без посредников и условностей.