Есть ли жизнь в мобильном Интернете?!
|
Кирилл Рожковский, идеолог компании WapStart |
Место, где собралась съемочная группа для проведения фотосессии, должно было располагаться вблизи аэродрома. Водителя отпустили, условившись встретиться там же через четыре часа. Через двадцать минут все отчетливо понимали, что заблудились, и шансов найти нужное место становилось все меньше и меньше. Людей ноль, только изредка проносились машины, надвигалась ночь. Фотосессия была под угрозой, но куда более страшной была перспектива затеряться где-то неподалеку до самого утра.
Вдруг фотограф начал что-то набирать на своем мобильном, вся группа собралась вокруг него, на экране высветился мобильный сайт Яндекса. Он быстро залез в карты, набрал адрес, написанный на ближайшем доме, и картина сразу приобрела ясность.
- Жаль, что раньше не вспомнил!
Напряжение спало, все облегченно вздохнули и отправились в нужном направлении. А мобильную версию Яндекса все еще долго благодарно вспоминали по дороге.
Это не сценарий рекламного ролика мобильной версии Яндекса, мобильного Интернета или последней модели Nokia. Это совершенно реальная история, которая произошла с моими друзьями не более, чем за неделю до написания этой статьи.
Сегодня в мобильном Интернете востребован не только Яндекс. На сайте odnoklassniki.ru из моих среднестатистических пяти друзей онлайн, один стабильно сидит через wap-сайт, френд-лента в Живом Журнале регулярно пестрит записями вроде "Сижу в пабе, прокурено. Рядом со мной женщина лет 70 хлещет Гиннесс. Завидую. Хочу также в ее возрасте." или "В самолете. Через четыре часа обещают показать море", опубликованными с мобильного портала m.lj.ru.
До сих пор помню, как до появления wap-порталов моим друзьям приходилось по телефону подыскивать подходящие ночные заведения в радиусе 5 км от меня, диктуя информацию. Теперь все гораздо проще. Например, у мобильного timeout.ru отличная система поиска, которая работает как отдельно по событиям, так и по местам их проведения. По желанию можно использовать алфавитный или территориальный поиск (по округам Москвы или по станциям метро).
Такая бытовая картина лучше любой статистики обрисовывает картину, насколько актуальным может быть мобильный Интернет. Нет сомнений, что его аудитория, составляющая на сегодняшний день по различным оценкам от 15 до 17 миллионов пользователей, будет расти.
На данный момент участники рынка стараются подхватить тренд мобильного Интернета, догнать и удовлетворить пожелания мобилизованной публики, которая ждет увеличения скорости передачи данных, больших возможностей (просмотр роликов онлайн, быстрая передача объемных файлов: музыки, видео и т.д.), больше wap-версий культовых сайтов.
Операторы сотовой связи начинают предпринимать активные действия для популяризации рувапа: автоматические настройки, льготные тарифы, например, у Мегафона - "Безлимитный Интернет - 24", первые шаги к разделению полученной платы за интернет-трафик между самим оператором и провайдером, благодаря которому идет этот трафик.
Крупные веб-проекты обзаводятся собственными мобильными версиями. В рувапе уже Mail.ru, livejournal, Одноклассники, Youtube и мн. др. Они максимально приближены по функционалу к собственным веб-версиям, трудности есть только у youtube, потому как просмотр видео онлайн требует от мобильного телефона возможности для потокового показа или наличия специального приложения.
Появляются разработчики, которые специализируются исключительно на мобильном Интернете. Их интерес, явно, представляет более широкое поле, нежели исключительная работа с технологиями. Например, еще в 2007 наша компания делала ставку на проект собственной полнофункциональной системы управления рекламой, по принципу подобной рекламным системам Интернет-порталов "большого" веба. Сейчас, когда система по управлению рекламой в мобильном Интернете уже запущена, мы также берем на себя маркетинговые и рекламные функции.
Что до рекламных агентств, то они изначально всегда были скептически настроены по отношению к аудитории рувапа, которая, как известно, славится своей любовью к запросу "порно" и "халява". Однако мобильные версии блогов, социальных сетей, почтовых серверов, новостных лент, афиш и пр. приводят за собой в мобильный Интернет платежеспособную публику, тем самым, делая его аудиторию более качественной и прозрачной. Рекламные агентства начинают включать мобильный Интернет в собственные бюджеты и маркетинговые планы, предлагая использовать возможности нового канала продвижения своим клиентам - рекламодателям.
Однако наряду со всем известными достоинствами (доступность в любом месте и в любых условиях), у рувапа есть два минуса, а именно - ограниченность экранного пространства и скорость передачи данных. Если со вторым операторы активно борются (CDMA2000, EDGE, сети третьего поколения), то экран мобильного телефона, как бы его не пытались растянуть производители, все равно останется экраном устройства, которое должно помещаться в карман. Тем не менее, производители учитывают тренды и создают телефоны, оптимизированные специально под мобильный Интернет. Многое зависит и от правильно спроектированного интерфейса wap-сайта.
У мобильного Интернета есть серьезные конкуренты - КПК и ноутбук. Но если соединить ноут с телефоном, чтобы пользоваться полноценным вебом, не составляет труда, далеко не все готовы всегда таскать с собой компьютер. К тому же легкий ноут, весом 1 кг, для многих еще непозволительная роскошь. КПК же, при кажущемся отличии от телефона, по части серфинга в Интернете дать больше не могут, экран ведь тот же.
Несмотря на двоякость ситуации, не стоит сбрасывать со счетов то, что в поезде, в очереди, в метро, спешке, ночных клубах, кино, казино речи об альтернативных устройствах не идет: неудобно, нет под рукой и т.д., тогда мобильный телефон - это оптимальный гаджет. Если вы считаете, что это все короткие и необязательные сессии, за которые едва успеваешь подсоединиться к Интернету, то операторы сотовой связи с вами не согласны. По их данным у среднего пользователя за месяц набегает не менее 70-100 МБ трафика и это в мобильном Интернете.
Потенциал для проникновения мобильного Интернета очень высок (на сегодняшний день, по данным "большой тройки", 12% от общего числа пользователей мобильной связи регулярно заходят в интернет через мобильный телефон): нас ожидают сети 3G и развитие wap 2.0 или mobile web, как его часто называют на Западе.
В рувап приходят крупные бренды, как из оф-, так и онлайна, появляются сервисы, реализация которых невозможна в других средах (услуги на базе LBS - определение географического положения пользователя, мобильная журналистика/блогинг, мобильные платежи и т.д.). Развивается и мобильная реклама, которая становится более гибкой по отношению к пользователю, учитывая его местоположение, особенности телефона, сотового оператора и пр.
Напрашивается вывод, что сливки с мобильной рекламы можно снять именно сейчас, когда уровень проникновения хоть и не максимальный, однако достаточно высокий (мы уступаем мировому лидеру - США всего на 4%) и появляется все больше самостоятельных мобильных проектов, а не примитивных форм wap-сайтов (например, сайт-визитка). Рекламная практика уже начинает пополняться успешными бизнес-кейсами в мобильной среде, и их число будет только увеличиваться.