Кал-н-дар
|
Константин Платонов, креативный директор небольшой рекламной студии "Такилииначе" |
Я точно знаю, что специалисты по полиграфии часто сокращают слово "календарь" до первых трёх букв. Профессиональный сленг.
И ведь есть в этом великая сермяжная правда. Ежегодно, начиная с сентября и вплоть до самого обращения президента, дизайн-студии и типографии безостановочно штампуют календари. Потом все ими друг друга взаимно задаривают. А потом... большая часть из этого не попадает ни на стол, ни на стену - хорошо, если в макулатуру...
И не стоит сильно иронизировать на этот счёт. Чаще всего это не свидетельство чьей-то бездарности или идиотизма - это зеркало нашей жизни. Что мы, не относимся к подаркам формально? Что, никто из нас никогда никому не дарил подарок "деньгами" (сам, мол, придумай)? Не покупал дежурных конфет, стандартных букетов, подарочных наборов? Откуда бы в магазинах взялось столько сувенирных свечек и мыла в форме зверюшек, если бы этого никто не покупал?
Календарь - это дар, подарок. В этом его прелесть и в этом его сложность. Дар предполагает внимание, внимание предполагает мысль и чувство. При формальном подходе дар превращается... в то самое слово из полиграфического сленга.
Теперь, если позволите, я приведу несколько примеров календарей, большинство из которых мне кажутся "тёплыми" и "разговорчивыми".
Вот, скажем, Росбанк, при помощи студии ИМА-дизайн и её руководителя Эркена Кагарова, остроумно демонстрирует все возможные и невозможные способы прятать деньги дома - и, разумеется, советует всё же хранить их в сб... простите, Росбанке.
У знаменитой студии "Open!Design" есть множество календарей, изысканных по решению и многотрудных по исполнению, но мне особенно близок вот этот, вполне традиционный, для компании "Светосервис". Согласитесь, можно было бы запуперить какой-нибудь особняк по всём великолепии подсветки, и никакого импрессионизма. А трогало бы гораздо меньше. Ведь хочется не просто чтобы было светло, но и чтобы этот свет доходил до души.
(Для гурманов, внимательных к деталям: оцените изящество исполнения сетки.)
Многостраничные календари особенно хороши, когда каждый лист рассказывает историю. Глубокий респект казанской студии KnockKnock и их заказчику Truck Center за вкус, иронию и космополитизм. (на 12 полосах календаря изображен мир глазами водителей из 12 стран)
Интересно сравнить два календаря сети фитнес-центров World Class - 2007 года (фотограф Влад Локтев) и 2008 (агентство Lowe Adventa, художник В.Меламед), задавшись вопросом - что транслирует получателю этот подарок? Если первый - пожалуй, только гламур (но высокого класса!), то второй, вкупе с лихим копирайтингом, целую философию фитнеса.
(текст на полосе красного календаря: "Бог создал нас из глины, чтобы мы могли лепить своё тело")
|
Концептуальный календарь студии А. Гуцуляка (Украина) для компании VS Energy Int выполнен, судя по фоткам, превосходно, но... разве это про энергосети? Что-то, похоже, проблемы у соседей с электричеством. Было бы круче сделать такой календарь для умопомрачительно дорогих клубов под слоганом "прожигай жизнь ежедневно"! Только вот боюсь, что так или иначе жечь спички день за днём наскучит очень скоро... |
А вот этот наборчик магнитов, как мне кажется, имеет меньше шансов наскучить владельцу, поскольку предполагает бОльшую интерактивность. Это произведение (украинские дизайнеры Пинигин и Чеботарёв) легко представить в качестве бизнес-сувенира хоть от марки замороженных продуктов, хоть от делового журнала.
Конечно, есть множество календарей, являющиеся произведениями чистой дизайнерской мысли, не отягощённой проблемами коммуникации бренда. И которые в этой роли даже представить-то не получается. Их мы здесь принципиально не рассматриваем. В качестве анти-примера привожу только один: календарь-шрифт Helvetica (Агентство Effective Design). Рассматривать его, мне кажется, можно только в качестве подарка дизайнеру, с которым ты в контрах - чтобы с гарантией довести до нервного срыва.
Тоже работа, не обременённая проблемой коммуникации бренда (Т. Нишиока, Япония). Но ведь какой бы был великолепный календарь для марки кофе или сети кофеен! Меняй копирайт с "Date of today" на более персонифицированный, добавляй чуть-чуть брендинга и дари... (По непроверенным данным, идея уже благополучно стырена :)
Календари "от Анны Мухиной" всегда теплы, хотя и предполагают несколько женственно-рукодельный подход. Точно не знаю, специализируется ли полиграфическая компания "Парадигма" (рекламодатель) на производстве упаковки, но если так, то бренд действительно говорит о себе.
Произведение другой героини дизайна, иллюстратора Натальи Пивко (в составе дизайн-бюро ВолгаВолга) - мне, как лентяю, больше по душе: рукоделия не нужно, а идея не менее тёплая. Календарь призывает поздравлять именинников и помогает не забыть об этом. Важно, что такой принцип исповедует телекоммуникационная компания Synterra, как раз и отвечающая за связь между людьми.
Большинство проектов респектабельной студии Agey Tomesh - это, скорее, не календари, а роскошные подарочные альбомы, с великолепно подобранными эксклюзивными иллюстрациями. По той же причине они слегка высокомерны - впрочем, когда высказывание оказывается в духе бренда, это чувствуется меньше (календарь по стихотворению Чуковского "Телефон" для БиЛайна)
Хороший пример того, что забавную и не оставляющую равнодушным вещь можно изготовить и из обычных стоковых имиджей, если их подать под соусом яркой идеи, дают всем нам коллеги из
агентства "Мелехов и Филюрин". Самоирония в саморекламе - преимущество сильных!
После обзора, где звучали и критические нотки, уместно представить на растерзание пару собственных работ (которые я делал как креативный директор и копирайтер).
Компания "Альянс" строит огромные комплексы, в которых торговля сочетается с развлечениями. (Работа агентства "Грейт", дизайнеры Ф.Документов и Т.Головизнина, фотограф И.Сахаров)
Агентство "Great" показало, как рекламщики маются творчеством, оформив собственный календарь как "блокнот копирайтера". (Соавторы - весь креативный отдел "Грейта", дизайнеры А.Ишуков и М.Минин)
И напоследок. Предлагаю лекарство против снобизма. (Действует оно, разумеется, лишь на том условии, что ты абсолютно честен с самим собой).
Придумав великолепный календарь, сверкающий лаком и волнующий изгибами вырубки... попробуй представить, что он даст зрителю. Даст ли он хотя бы столько, сколько, например, вот это незатейливое, но милое и честное изделие (Взято с thero-site.narod.ru, design by baba4ka).
И если окажется, что вряд ли больше - на фиг тогда его выпускать?