Китай. Перезагрузка
|
Олег Ильин,генеральный директор
BrainBox Public Relations (ГК "Market Group"),
член IPRA |
Мировая индустрия public relations не останется в стороне от веяний с Востока. Последние сомнения в этом развеял очередной Конгресс Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA).
Мировой саммит по связям с общественностью, проводимый IPRA, оставил странные ощущения. С одной стороны, все видимые признаки масштабного и значимого события были налицо. А с другой… Лидеры отрасли в течение двух дней произносили пространные, ни к чему не обязывающие речи под дружные, почти режиссированные аплодисменты зала. Более того, большая часть этих речей была произнесена на неведомом практически никому из иностранных участников китайском языке…
Не правда ли, довольно любопытный опыт для организации, более 50 лет назад основанной в Лондоне "отцами" профессии?
PR и Председатель Мао
Золотые иероглифы на красном фоне - вполне органичная "картинка" для больших и пафосных мероприятий, проводимых в Китае. Особенно когда всё проходит в Зале народных собраний - месте, где творится законотворческая деятельность новой сверхдержавы.
Именно таким мероприятием, по задумке организаторов, должен являться мировой конгресс PR-индустрии и особенно главная его часть - торжественное открытие.
Все хорошо, если бы не одно "но" - эти иероглифы в 2008 году означают не призывы к новым свершениям и лозунги ушедших времен, а общепринятую бизнес лексику - public relations, world congress, International association и т. д., то есть слова, более привычные в строгих интерьерах "хайатов" и "ритцей" Лондона и Нью-Йорка.
Красные дорожки, трибуны, долгие речи, картина с Великим Кормчим и счастливыми детьми на стене холла (9,9х3,3 м) - все это заставляло мою генетическую память отчаянно сигнализировать о начинающемся d?j? vu. Надо сказать, схожие чувства испытывали и мои коллеги из Сербии.
Торжественное открытие, организованное CIPRA (отделение IPRA в Китае - государственное (!) учреждение), поражало одновременно своим размахом и отсутствием практического содержания. Пребывая на волне успеха после проведения Пекинской Олимпиады, лидеры отрасли из Поднебесной (в основном) и других стран очень много говорили об "открытости", "глобализации", "мостах между Китаем и остальным миром". В это время многие делегаты, проделавшие многочасовые перелеты из США, Австралии, Нигерии, Португалии и даже Курасао, с трудом разлепляя веки, пытались следить за логикой уважаемых ораторов.
Впечатление многократно усиливали монументальные пейзажи за окном - площадь Тяньаньмэнь (самая большая в мире) с ее мавзолеем Мао Цзэ Дуна и трибуной для выступлений лидеров партии и правительства Народной Республики…
Немного о public relations
И всё-таки мероприятие в Пекине - это, прежде всего, масштабное событие в индустрии связей с общественностью - одна из главных, прежде всего агентских, площадок для встреч и обмена информацией. Мировой конгресс есть мировой конгресс! В этом году в нем приняло участие более 500 человек из 40 стран мира - больше, чем когда-либо. В этом смысле события такого рода представляют собой уникальную возможность для развития контактов, обмена опытом и т. д. Банальные вещи, которые вы найдете в описании любого крупного международного события, но факт в том, что это действительно так. Общая "неофициальная" атмосфера была максимально дружеской и располагающей.
Думаю, что очень многие (как я, например) приехали в Китай, имея очень смутное представление о том, что такое связи с общественностью в этой стране. Думаю, что большая часть этих людей уехала домой, имея не менее смутное представление о предмете… Скорее, удалось уловить некие культурные различия, сказывающиеся на характере и специфике организации (например, мероприятий для СМИ), понять, чего ожидают представители китайских средств массовой информации от компаний или агентств и т. д.
Удивительная вещь: финансовый кризис, о котором молчит лишь ленивый (а ленивых в отрасли практически не осталось уже после "черного сентября"), судя по риторике выступающих, практически обошел связи с общественностью. Ни одного доклада не было посвящено кризису как таковому. Чаще звучало "opportunities" - видимо, по старой пиаровской привычке, делегаты, виртуозно жонглируя понятиями, старались сделать действительность чуть более привлекательной.
Я даже соглашусь с этим подходом. Пессимист, зацикленный на ухудшающейся конъюнктуре мирового рынка - это первый кандидат на "вылет" в конкурентной и очень зависимой от внешних рыночных условий индустрии. Однако видение темы другой международной ассоциацией, MAAW, мне показался значительно более конструктивным (см. статью в рубрике "Частное мнение" "Что в кризисе тебе моем" на www.sostav.ru).
Вместо заключения
Когда я собирался ехать в Пекин, то планировал написать в этой статье много и по существу. Получилось меньше 5 тыс. знаков, и в основном о собственных впечатлениях, а не о профессии…
Ну что ж, ждем следующего Конгресса. Он, кстати, пройдет в 2010 году в Лиме. Перуанских связей с общественностью мы еще не "пробовали".