Поколение осликов Иа
|
Олег Ткачёв, директор по маркетингу и стратегическому планированию Soldis Communications |
Обсуждение кризиса проходит на редкость слаженно и в унисон. Складывается ощущение, что его все ждали, предсказывали, его масштабы понятны и просчитаны и разговор идет в русле "правильно движемся по просчитанной траектории".
Почему столь единодушно общество? Почему замедление роста ВВП с 6% до 3% уже воспринимается, как катастрофа?
На мой взгляд, кризис отразил внутреннюю неуверенность, царившую в умах разных слоев населения и наемных работников и владельцев бизнеса.
Настроение первых описывалось фразой "слишком все хорошо, так не может быть долго, скоро что-то случится". Часто можно было слышать фразы типа "ажиотаж, как в начале 98 года" и общий вывод "добром не кончится". Для обывателя рост 2000-х выглядел аномально: с одной стороны зарплата у многих выросла за пару лет в разы, деньги можно было получить в кредит под один паспорт, а с другой - длинные очереди за отнюдь не дешевыми машинами за 20 - 30 тысяч долларов и растущие по экспоненте цены на недвижимость. Складывалось ощущение, что крупные компании и не пытаются заработать на увеличении объемов продаж (машин, метров и т.п.), а настроены "срубить бабла" на каком-то краткосрочном всплеске спроса за счет повышения прибыльности, не развивая свое производство, пока наивные потребители несут свои денежки.
Владельцы бизнесов в свою очередь изумлялись растущим как на дрожжах продажам, увеличивали все составляющие своего бизнеса, настолько быстро, насколько хватало их организационных способностей, с удивлением обнаруживали, что за компанию, которая несколько лет назад еще была средней фирмой сегодня платят сотни миллионов долларов, а от финансовых консультантов, предлагающих проведение IPO нет отбоя. Поведение покупателей также изумляло: добавление слова Premium и золотых полосочек на упаковку увеличивало не только цену продажи, но и объемы. Что противоречило графикам из учебников по маркетингу, но не мешало руководителям нанимать маркетологов, а также любых других специалистов в больших количествах, поскольку в гонке взрывного роста осознавать реальную необходимость компании в кадрах у них не было времени. В редкие минуты передышек владельцы удивлялись происходящему и не находя для себя приемлемых объяснений в глубине души добра не ждали, однако возвращаясь к текучке не могли заставить себя вырваться их гонки с такими же как они.
Кризис позволил им выпустить наружу все затаенные страхи и сомнения и под нож полетело все: новые проекты, кадры, бренды… Если еще пару месяцев назад владельцы вели между собой очный и заочный спор кто быстрее развивается, то теперь "тема дня" кто быстрее сокращается. Тут проклюнулся еще один рефлекс: они дружно попросили денег у государства, благо появился новый аргумент.
Все это напоминает не продуманную стратегию реакции, а поведение под воздействием стадного чувства и внутренних фобий. Львиная доля работников руководствовалась правилом "бегу туда, где больше платят, чтобы купить машину не хуже чем у соседа" не задумываясь о том, как будет выглядеть их резюме через 7-10 лет и какого профессионального уровня им удастся достичь. Большая часть владельцев уверовала, что оценки аналитиков из консультационных компаний важнее для бизнеса, чем реальные показатели деятельности и инвестиции в развитие собственно того, что они предлагают потребителям: своих товаров или услуг.
Ни работники, ни владельцы, как оказалось, не умели планировать свое будущее, все мы плыли по течению, и когда всем нам показалось, что река потекла в обратную сторону, с готовностью согласились с этим и увлеченно подгребли назад.
Проблема в том, что мы - поколение не умеющее жить в условиях активного и планомерного экономического роста. Мы просто не знаем, как это, что с этим делать, как об этом писать, как работать, как планировать рост компании, страны и как планировать свой личный бюджет.
Вспомните, какие экономические периоды пришлись на долю тех, кто начал работать в 80-е или позже в СССР и в России? Затухающий рост 80-х, прошедший под девизом "если вчера не рвануло, сегодня руками ничего не трогать", приучивший многих к глубокому безразличию и индифферентности и перешедший в жесткий кризис 90-х. Небольшие локальные вспышки активности и роста середины 90-х, выдвинувшие вперед людей азартных, экстрималов с жестким характером и закончившиеся кризисом 98 года. Удививший всех рост начала 2000-х, плавно перетекший в ценовую и зарплатную истерию.
Мы поколение, отлично умеющее падать. Мы всегда к этому готовы, мы его всегда ждем, и у нас в запасе большое число мудрых и точных поговорок на сей счет. Не в том смысле, что мы группируемся при падении, делаем запасы, подстилаем подушки… Нет, хорошее падение - внезапное, болезненное, чтобы мы могли издать полный безмерной печали стон в котором будет слышна вся наша боль и рефреном звучать фраза: "Так я и знал!".
Мы - поколение осликов Иа. Мы отлично умеем впадать в отчаяние и ходить стадом.
А каждому встречному, каждое утро мы всю нашу сознательную жизнь готовы сказать: "Добрый утро, медвежонок Пух. Если это утро доброе. В чем я лично, сильно сомневаюсь".
У нас не денег, у нас здорового и спокойного оптимизма не хватает.