Кризис - пора креативных предложений
|
Омар Гаджиев, управляющий партнер
девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate |
Нестандартные акции и предложения - единственный способ привлечь клиента в условиях кризиса. Сегодня это правило актуально для любой отрасли. Парадокс, но несмотря на то, что "чистка рядов" в компаниях сейчас происходит в первую очередь за счет маркетинговых отделов, самое большое внимание в кризис как раз уделяется маркетингу. Пожалуй, наиболее интересные маркетинговые предложения в настоящее время изобретают участники рынка недвижимости. Причем не только девелоперы, но и компании из смежных отраслей, пострадавшие от кризиса в неменьшей степени. Все они вынуждены совершенствовать свою продуктовую линейку, дабы выделиться среди конкурентов. Это касается и риэлтерских компаний, и управляющих, и консультантов…
Какие новые услуги, рожденные в период кризиса, предлагает сегодня рынок недвижимости?
Ипотека от застройщика - одно из главных изобретений кризиса 2008 года. Раньше застройщики не прибегали к таким мерам лишь потому, что подобные услуги оказывали банки. Сегодня ситуация иная. Акции стимулирования сбыта путем предоставления многолетней рассрочки платежа объявили пока немногие застройщики. Среди них - СУ-155, ФСК "Лидер", МГСН, "Пересвет-Групп". Все перечисленные компании готовы дать покупателям возможность заплатить за жилье не сразу, а в течении 5-15 лет, но при условии довольно существенного первоначального взноса. Таким образом, компании, во-первых, делают все для того, чтобы сдвинуть продажи с мертвой точки. А во-вторых, пытаются удержать старый уровень цен и не рухнуть рынку. На наш взгляд, все-таки ключевым фактором принятия решения о покупке является цена. Поэтому если бы кроме рассрочки девелоперы еще и скорректировали цены, то успех им был бы гарантирован.
Инвестиционное партнерство. Уже несколько застройщиков заявили о своей готовности возместить разницу в цене за купленную недвижимость, если к моменту окончания строительства цены на нее упадут. Например, компания МГСН обязуется вернуть по желанию клиента через год всю уплаченную за квартиру сумму, плюс 15%, если рыночная стоимость новостройки снизится, причем не важно насколько. Это обязательство компании указывается в договоре предварительной купли-продажи квартиры. Таким образом компания "убивает сразу двух зайцев": дает обязательство возвратить вложенные средства с гарантированным доходом или предоставляет возможность оформить права собственности на недвижимость, выбранную в качестве гарантии вложений. "Инком-недвижимость" обещает возместить покупателям домов в поселках Villagio Estate до 30% стоимости дома в случае падения цен на недвижимость, которое, по их мнению, не должно превысить этих 30%. Расчет абсолютно точный - пообещать вернуть возможные убытки покупателям, которые никак не решатся на приобретение из-за страха падения недвижимости в цене. Подобные меры должны активизировать отложенный спрос и оказать свое воздействие на покупателей, занявших выжидательную позицию. Как сообщает компания МГСН, с помощью этой акции ей удалось реализовать 30% квартир в микрорайоне "Красногорье DeLuxe". Программа приобрела популярность среди клиентов и активно развивается. Теперь получить гарантированный доход, обеспеченный реальной недвижимостью, можно не только в рублях в размере 15% годовых, но и долларах в размере 9% годовых. В "Инком-недвижимость" также подтверждают, что акция активизировала покупателей.
Купи дом - получи квартиру в подарок. Компания Mozaik Development готова подарить квартиру в апарт-отеле тем, кто приобретет коттедж в поселке "Высокий берег". Апарт-отель представляет собой многоквартирный жилой дом, состоящий только из однокомнатных квартир, площадью 43 кв.м. Купить такую квартиру может только собственник дома. Со слов девелопера, в этой квартире хозяин дома может разместить своих гостей. Мера, на наш взгляд, не самая эффективная, хотя и оригинальная. В данной ситуации гораздо важнее снять опасения потенциальных клиентов по поводу обесценивания недвижимости, либо предоставить им инструмент, помогающий совершить покупку. Именно эти два фактора сегодня и тормозят спрос.
На риэлтерском рынке такие маркетинговые инструменты, как выставки, модульная реклама в прессе, реклама на наземном транспорте, в метро, безадресная рассылка сегодня эффективны в меньшей степени. На первой антикризисной бизнес-конференции в ноябре 2008 года в числе дополнительных мер стимулирования продаж участники назвали перспективным такой инструмент, как Trade-in квартир. По аналогии с автомобильным Trade-in, предлагается старую квартиру использоваться в зачет новой. Главное отличие данной схемы от обычных альтернативных сделок в том, что риэлтер участвует в такой сделке своими деньгами, в результате чего не возникает длинных цепочек. Клиенту не придется ждать, когда эта цепочка замкнтеся - риэлтер просто выкупает квартиру у одной стороны и продает ее второй стороне. Данная мера, бесспорно, позволит существенно упростить схему обмена жилья. Желающим купить новое жилье не придется ждать покупателя на свою квартиру, что должно активизировать покупательский спрос. Trade-in квартир выгоден также и риэлторам, которые смогут по этой схеме точно также зарабатывать на комиссии. Чем больше будет сделок - тем больше будет доход.
На рынке консалтинговых услуг в сфере недвижимости также появились свои уникальные антикризисные предложения. Наряду с откровенным демпингом, консультанты совершенствуют пакет своих услуг. Экспресс-анализ за 4 часа, перекредитование, реконцепция торговых площадей и прочие новые услуги сегодня можно увидеть на сайтах самых передовых консалтинговых компаний. Компания Panorama Estate также предложила своим клиентам совершенно новый сервис - бесплатное годовое обслуживание абсолютно всех консалтинговых работ. Подобной услуги, даже платной, ранее на рынке не существовало. Мы понимаем опасения тех инвесторов, которые, заказывая консалтинговую работу, задумываются - а будут ли полученные результаты актуальны через 2-3 квартала? Именно поэтому мы идём навстречу нашим клиентам и предлагаем новый сервис. Теперь клиенты могут обратиться к нам для "актуализации" работы с учётом новой рыночной ситуации даже после сдачи отчёта. А именно, в течение года после того, как наш клиент получит готовый консалтинговый отчёт, он может периодически обращаться в нашу компанию и мы пересчитаем итоги проекта с учётом актуальных инвестиционных затрат и ставок реализации. Данная услуга оказывается всем клиентам компании бесплатно.
Подобные маркетинговые изобретения проживут на рынке, наверняка, недолго. Точнее - ровно столько, сколько продлится "период турбулентности". После кризиса (а он рано или поздно закончится) необходимость в столь неординарных маркетинговых ноу-хау отпадет. Ведь это дополнительные затраты, которые оправданны лишь в трудные времена, при катастрофическом снижении спроса. А если спрос высокий, то смысла идти на дополнительные издержки нет. Так что, как говорится, ловите момент.