Позиционирование и креатив в брендинговых решениях
Николай Облапохин
Творческий директор Depot WPF
Brand&Identity
Данный материал представляет собой резюме опыта работы над различными брендинговыми проектами в разных командах, а также работы по двум проектам с ведущим мировым брендинговым агентством.
Отражение позиционирования бренда в креативных решениях есть суть и соль любого проекта в данной области. Так как креативные решения - это то, что видит потребитель, и то, что в конечном итоге получает заказчик в результате брендингового проекта. При этом стратегия бренда всегда остается "за кадром" и является конфиденциальной информацией, а "стратегические кейсы" брендинговые агентства никогда не показывают. Когда же мы говорим о разработке атрибутов новой марки, то в конечном итоге, все проекты отличает наличие или отсутствие в творческом процессе одного важного момента - комплекса работ под названием "разработка позиционирования бренда".
Преимущества "стратегического" подхода очевидны. Креативные решения (нейминг, слоган, логотип и иные визуальные атрибуты) для нового или обновленного бренда, сделанные на основе позиционирования и последовательно отражающие суть бренда, его ценности и преимущества, в таком случае - логически обоснованы для заказчика. В этом смысле они удобно продаваемы, а также в известной степени гарантируют эффективность всех последующих коммуникаций и маркетинговых затрат на продвижение бренда.
Но реальный процесс, как это всегда случается в жизни, сложен, многогранен, и реализация конкретных брендинговых проектов вносит определенную, я бы сказал, "живость" в теорию и схемы работы. Эти аспекты я хотел бы коротко обозначить в этом материале.
Как продается позиционирование?
Намеренно не углубляясь в описание технологии процесса создания бренда, отмечу только, что брендинговые технологии являются копируемыми по форме, но сложно копируемыми по сути - так как требуют наличия высокопрофессиональной экспертизы и соответствующего человеческого ресурса на всех этапах, а также слаженной командной работы.
"Продажа" будущего позиционирования бренда заказчику, а следовательно, и последующих (несуществующих пока) креативных решений, начинается на этапе анализа рынка и бренд-аудита. Экспертиза коммуникаций конкурентов, а также анализ коммуникаций существующего бренда заказчика - уже, в определенном смысле, начало работы над креативом для нового (или обновленного) бренда.
Отмечу один момент, не отраженный ни в каких технологиях, а также не лежащей на поверхности с точки зрения менеджмента брендингового проекта.
Речь идет о психологическом пороге принятия решения о выбранной гипотезе позиционирования бренда заказчиком. Опыт говорит о том, что окончательное (внутренне взвешенное) решение о принятии варианта позиционирования бренда заказчик принимает после воплощения позиционирования в креатив: в нейминг, в слоган и визуализацию бренда. Зачастую это не мешает заказчику оплачивать выполненные стратегические этапы работ и принимать решения о предоплате этапов нейминга и этапа визуализации. Это плохая новость для сотрудников брендинговых агентств, так как момент определенного дискомфорта заказчика относительно конечного результата работ в проекте сохраняется до самого его конца. Конкретный инструмент маркетинга, тот "конструктор", из которого он будет собирать рекламные и PR-коммуникации бренда, заказчик получает только по завершении всего брендингового проекта.
С другой стороны, это лишь повышает уровень самооценки нашего труда - последовательно продавать неосязаемый продукт по частям (за немалые, в общем-то, деньги) и лишь в конце вручить покупателю искомый "аленький цветочек".
И еще важный момент. На презентации анализа рынка, бренд-аудита и предпосылок для разработки позиционирования, заказчик видит команду агентства, состоящую не только из сотрудников стратегического департамента, но и сотрудников творческого отдела, презентующих аудит коммуникаций конкурентов и анализ коммуникаций бренда. Ключевое содержание презентации - экспертиза (а не систематизация информации) и рекомендации для будущих действий (а не констатация недостатков и преимуществ). В этом смысле описываемый этап можно рассматривать, как начало работы над будущим креативом для нового бренда - как с точки зрения формирования внутренней позиции агентства в вопросе "куда двигаться", так и с точки зрения психологической подготовки заказчика к восприятию позиционирования и будущих креативных решений.
Подводные камни технологий брендинга
Раз мы коснулись технологий, которые, в свою очередь, брендируются ведущими агентствами и представляются часто как ноу-хау (примеры: Brand Driver - у Landor, Meta Brand Technology - y Metadesign), необходимо добавить несколько ложек дегтя в сладкую картину брендинговых процессов.
Принятие позиционирования на 100% не гарантирует легкое принятие заказчиком креативных решений, сделанных в его рамках (представим априори, что уровень визуализации и копирайтинга прекрасный). Все дело в том, что представления о будущем воплощении позиции бренда в креативе (имеются в виду слоган, логотип и иные визуальные атрибуты) у агентства и заказчика могут и, скорее всего, будут различаться. Поэтому одна из задач переговорного процесса и презентаций на первом стратегическом этапе - сформировать в голове заказчика гештальты, максимально близкие к будущему образу бренда. Как это сделать? Здесь поможет показ сторибордов и референсов из решений для существующих брендов, обладающих похожим позиционированием. При этом даже лучше, если референсы будут из смежных областей и выступят своего рода "маячками" для образа будущего бренда.
Wilson Golf Классический сториборд для обновленного бренда Wilson Golf, демонстрирует ценности бренда-производителя премиальной экипировки в ракурсе прямых ассоциаций (бренд-агентство VSA Partners)
Armavia Сториборды для презентации нового бренда авиакомпании "Армянские авиалинии" - Armavia, демонстрируют изменение ценностей существующего и обновленного бренда в соответствии с предлагаемым позиционированием.Это способ демонстрации агентством заказчику "маячка-ориентира" для нового бренда на этапе презентации гипотезы позиционирования (Landor, Великобритания)
Целевая аудитория большинства ключевых презентаций брендинговых решений - первые лица (зачастую владельцы) компаний. Это формирует определенные требования к презентаторам и накладывает ответственность. Ведь если на презентации первого этапа работ у этих людей (экспертов в своем бизнесе и своей отрасли) не сформируется отношение к агентству как к экспертам в брендинговых решениях, то в дальнейшем будет крайне сложно "продавать" весь проект. Статистика свидетельствует, что презентация стратегического этапа является ключевой для дальнейшего хода проекта и отношений с заказчиком. Практика показывает, что вариант, когда уже на этапе экспертных интервью с первыми лицами компании формируется необходимый контакт и экспертное позиционирование сотрудников агентства в глазах заказчика, также возможен.
Говоря о пользе технологий, надо отметить, что пройдя этап аудита бренда и анализа рынка, команда исполнителя получает важный для себя материал, который сильно помогает агентству в дальнейшей работе. Например, позволяет удобно брифовать дизайнеров и копирайтеров (формировать внутренний бриф), а также проводить внутреннюю экспертизу креативных решений.
Можно ли продать "нейминг" без логотипа?
Предположим, что заказчик принял одну из гипотез позиционирования бренда. Опыт показывает, что рано "кричать ура". В результате следующего этапа необходимо будет представить заказчику стройную систему коммуникаций бренда, которая как раз и транслирует принятое позиционирование. Ключевой момент заключается в том, чтобы анонсировать (не путать с "разработать") креативный продукт брендингового агентства именно как систему констант для будущей жизни бренда. Речь идет о системе, включающей в себя логотип, визуальные константы, слоган бренда, набор хедлайнов, позиционирующий дескриптор и т.д. Иначе утверждение заказчиком каждого элемента будущего бренда может существенно усложниться. Эта система должна быть гибкой (оставлять свободу рекламному креативу), развиваемой (адаптироваться на все необходимые бренду носители) и не устаревать в течении хотя бы трех-семи лет.
Вопрос "Можно ли продать "нейминг" без логотипа?" - из этой же серии. И отражает частный случай. В большинстве случаев эти позиции вместе продавать проще - как часть системы, отражающей позиционирование. Но есть существенные различия в таком подходе, когда речь идет о разных отраслях бизнеса. Например, для товарного брендинга этот рецепт работает в 99% случаев - иным образом заказчик просто не готов "покупать" нейминг. А так как потребитель не воспринимает отдельно название и логотип торговой марки, а воспринимает в первую очередь упаковку, то надо быть готовым показать их сразу на концепции упаковки.
Когда же мы говорим о корпоративном сегменте, то законы "продажи" констант бренда иные. В сегменте B2B визуализация логотипа, как правило, на этом этапе вообще не принципиальна. Здесь этап нейминга прекрасно продается отдельно. Грубо говоря, лучше сосредоточиться на том, какой семантичекий и ассоциативный ряд будет нести название компании, чем на том, каким шрифтом будет написан логотип. В этой связи можно вспомнить историю создания названия бренда консалтинговой компании Accenture, когда название придумал сотрудник компании, а предложенная им удачная семантика названия оказалась важнее, чем предложения агентства Landor, которое в это время собственно и выполняло работы по созданию нового бренда для этой компании.
Для брендов компаний, работающих одновременно в сегментах B2B/ B2С, а также брендов в сфере услуг, визуализация на этапе нейминга важна. Если удается хотя бы обозначить концептуально направления визуализации на этом этапе, то это сильно помогает в восприятии заказчиком образа будущего бренда. Показанные совместно название и визуализация будут яснее отражать предложенную ранее концепцию позиционирования бренда. Дело в том, что творческая команда агентства в процессе придумывания названия уже может предполагать направления визуализации, которые поддержат семантику, заложенную в нейминге и более активно отразят позицию бреда. Но заказчик, естественно, об этих идеях и не подозревает...
Dynamobel Прекрасный пример, когда нейминг, графика знака, набора стилевых элементов представляют собой единую систему, отражающую позицию и ценности бренда. Динамичность, орентированность на клиента, многообразие решений передаются набором графических элементов, которые легко анимируются в интерактивном пространстве. (Saffron Brand Consultants, США)
Almin Часто встречающаяся ситуация в брендинге - "плохой нейминг". Один из многих примеров, когда невнятное название приобрело запоминаемый образ с помощью графики логотипа и стиля. Одновременно графика создала образ чистоты, экологичности и указала на специфику деятельности клининговой комапнии (Cetis, Москва)
MarchFirst Приятный пример гармонии нейминга, позиционирования и визуального решения для глобальной интернет-компании MarchFirst. Лидерское позиционирование прослеживается во всех маркетинговых материалах компании. (VSA Partners, США)
Сдерживающими факторами такого подхода в реальной жизни являются: заявленная в технологии этапность работ и оплаты этих этапов, а также проблема выделения творческих ресурсов на показ концепций визуальных решений на этапе нейминга.
Продолжение статьи будет опубликовано 7 июля
Николай Облапохин
Творческий директор Depot WPF Brand&Identity
Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на [email protected]
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail