Президент как рекламный носитель
|
|
|
Дмитрий Белошапкин
генеральный директор
переводческой компании "Экспримо" |
Роман Масленников
генеральный директор и
партнер PR-агентства
«ПРОСТОР: PR & Консалтинг» |
Михаил Лавренович
коммерческий директор
переводческой компании "Экспримо" |
Первое лицо государство все чаще и чаще, но может быть даже и не специально, а иногда и очень явно - используется коммерческими в качестве "рекламного носителя".
Международная переводческая компания «Экспримо» и PR-агентство ПРОСТОР: PR & Консалтинг провели экспресс-исследование и обобщили наблюдения на тему «С какими торговыми марками и продуктами на публике и в СМИ появляются или появлялись ранее первые лица государств».
Должность президента сама по себе является серьезным носителем информации: каждое слово первого лица государства ловят, цитируют, перепечатывают, используют в качестве эпиграфа и т.д. Статус такого спикера обращает на себя большее внимание, чем то, что именно он говорит – обычно это банальные предсказуемые речи. Но то, что слова произнесены именно президентом, автоматически создает им золотое обрамление. Таким образом, президент – это уникальный, серьезный и значимый медиаканал. В соответствии с теорией Герберта Маршалла Маклюэна «The medium is the message» можно утверждать, что «Президент – это медиа». А на медиаканале размещают не только новости, но и рекламу…
Все, на что обращает внимание президент страны (и соответственно, его администрация и пресс-служба, советники и консультанты), - одежда, аксессуары, средства передвижения, технологически новинки и т.п., - впоследствии имеет сильный рекламный эффект. В общем виде это выглядит следующим образом: «Мой вкус совпадает со вкусом президента». Это тоже своеобразный «месседж», который означает, на каком уровне ведет свои дела и самопрезентацию покупатель президентских товаров и услуг.
Итак, вот выборочные данные наблюдения "Президенты и торговые марки, аксессуары, продукты, виды спорта":
Дмитрий Анатольевич Медведев:
- Живой Журнал
- Лаборатория Касперского
- автомобиль Volkswagen (Golf)
- Apple MacBook (White)
- завод "Транзас" и его игровые тренажеры
- фотоаппарат Canon
- телефон Nokia (модель 6300)
- ресторан «Большой»
- часы Franck Muller (модель Cintree Curvex), Breguet (модель Classique Simple)
- вид спорта: йога
Владимир Владимирович Путин:
- автомобили марок Mercedes (модель F 600 Hygenius) и Chevrolet (марка Niva)
- виды спорта: дзюдо и горные лыжи
- города: Санкт-Петербург и Сочи
- часы марок Blancpain (модели Leman Chrono Flyback и Fifty Fathoms), Breguet (модель Marine), Patek Philippe, A.Lange&Sohne, IWC (модель Big Pilote's)
- супермаркет "Перекресток"
Барак Обама:
- Apple MacBook (White)
- социальная сеть Facebook
- фотосервис Flickr
- часы TAG Heuer (модель Series 1500 Two-Tone Diver)
- фотоаппарат Canon (модель 5D Mark II))
Михаил Сергеевич Горбачев:
- остров Корфу
- бренд Louis Vuitton
- Пицца Хат
Виктор Андреевич Ющенко
- iPhone
Борис Николаевич Ельцин:
- ресторан «Царская охота»
- вид спорта: теннис
Выводы:
Новое или вечное. Президенты «рекламируют» либо сверхновое (средства коммуникации, социальные сети) и потенциально очень популярное, либо вечное (например, марки, существующие более 100 лет).
Без часов никуда. Часы – это неизменный символ статуса публичного человека. Высшая государственная элита России не обходится без марки Breguet. Даже у Патриарха Кирилла на руке были замечена модель этих часов GMT Alarm Watch.
Способ трансляции месседжа не имеет значения. О том, что использует президент, чаще всего рассказывают «въедливые журналисты». Хотя выходят и официальные фотографии пресс-службы президенты, а также телесюжеты с упоминаниями, наподобие следующих: «Президент с вертолета с помощью фотокамеры Canon обозревал окрестности Сочи». Реже всего президентов, чаще всего бывших, задействуют в прямой рекламе. Однако, и официальные, и вскользь упомянутые сообщения, и журналистские находки оставляют стойкую ассоциацию «Президент это использует». Этому способствуют обильные перепечатки и обсуждения в блогосфере.
Мнения из сообщества Живого Журнала Ru_PR:
amkadr: «Куда интереснее была бы работа не на тему "что рекламируют президенты", а на тему «Что в сознании современного человека абсолютно любая пассивная / активная демонстрация материального объекта воспринимается исключительно как его реклама. Сначала «вирус» поражает пиарщиков и рекламщиков».
trouble_peach: «По-моему, вы не очень правильно понимаете что происходит. Реально только Горбачев рекламирует Louis Vuitton по контракту. А президент скорее использует Apple и ЖЖ, чтобы показать, что на одной волне с электоратом. Тоже самое и насчет спорта. А Касперскому просто повезло».
eks_lj: «В данной теме смешаны вопросы:
1. Участие бывшего лидера в коммерческой рекламе с целью заработать денег для своего фонда.
2. Укрепление имиджа лидера-государственника (Питер, Сочи, Тува).
3. Попытка повысить популярность отечественных торговых марок (Нива).
4. Просто статусные вещи, которые по ниточкам разбирают СМИ, сами же первые лица свои пристрастия специально не афишируют.
Организация пунктов 2 и 3 - дело государства и его ближнего круга. Путин и на заводе "Тойоты" был и много где ещё.
А Касперский попал в тренд. Нужно показать, что у нас есть высокотехнологичные компании. Тем более, что у Медведева современный, продвинутый образ. Был бы в мире неурожай, а у нас бы хлеба колосились - поехал бы Медведев к комбайнёрам. Хотя, поуправлять комбайном в чистом поле - это у нас по премьерской части...»
Для авторов экспресс-исследования по-прежнему, остаются открытыми вопросы:
- Как и кто организуют подобные " рекламные акции"?
- Сколько стоит «разместить рекламу на президенте»?
- Международный опыт, (за исключением почти стопроцентного использования президентами в качестве транспортных средств продуктов национального автопрома)
И мы помним, что президент в современном мире победившей демократии – не «вечен». Новые товары и услуги ждут своих президентов!
Роман Масленников
Михаил Лавренович
Дмитрий Белошапкин