17 ноября 2024 г.

Портфолио - секреты оценки для неискушенных

Григорий Кегелес, генеральный
директор рекрутингового
агентства brieftouch, 
специализирующегося
на подборе рекламных и
медиа специалистов
Как творческий специалист в рекламе, медиа, дизайне, моде, архитектуре может объяснить, кто он такой и чего достоин? Самый распространенный способ - с помощью модного внешнего вида. Самый эффективный - собрать портфолио - подборку описаний проектов, в создании которых специалист принимал непосредственное участие.

Такая подборка может совмещать в себе фотографии, рекламные макеты, текстовые описания, скриншоты и образцы, т.е. любые виды носителей информации, позволяющие наиболее понятно показать, что именно человек делал.

Теоретически, главное при знакомстве с этой коллекции проектов - оценить качество работ: насколько они интересны, высокохудожественны, продвинуты. Однако, во-первых, все эти критерии очень субъективны. Во-вторых, такая оценка требует большого опыта в конкретной творческой области. Тем не менее, портфолио, как инструмент трудоустройства или отбора подрядчиков, становится все популярнее. Ведь это колоссальный источник информации о кандидате. И чтобы "считать" эту информацию, не обязательно быть креативным директором.

Вот 10 простых советов, которые позволят даже непрофессионалу в конкретной творческой области узнать многое об авторе портфолио. И пусть многие суждения звучат категорично, поверьте, на практике они действительно работают.

Внешний вид.

Безусловно, в портфолио главное - содержание работы, а не форма подачи. Тем не менее, то, как оно выглядит, говорит о многом. В нашей практике был случай, когда дизайнер, специализирующийся на алкогольных этикетках, принес с собой целую "батарею" бутылок с водкой. Полных. Оригинально, но довольно громоздко и, честно говоря, не очень удобно. Оценивая внешний вид, имеет смысл обращать внимание на 2 аспекта:

1. Уровень продуманности: насколько тщательно человек подошел к оформлению. Подписал ли он каждую работу, свел ли работы к одному формату/размеру? Насколько аккуратно все это выглядит? Много ли времени, по вашему ощущению, человек потратил на сбор и оформление работ. Все это характеризует уровень усидчивости и организованности человека. Часто встречающийся случай - очень яркий и оригинальный сайт-портфолио, на котором не работает половина разделов, тексты с комментариями не дописаны. Вполне возможно, что автор работ гений, но заставить его приходить на работу вовремя будет нереально. За портфолио, оформленное в стиле "я собрал все за 5 минут", часто, стоят вовсе не лентяи, а, как ни странно, циники. Люди, которым не очень интересна даже собственная работа и которые точно знают, что "пройдет и так".

2. Оригинальность/функциональность. Использовал ли автор для размещения работ в интернете бесплатный сервис или создал для портфолио специальный сайт? Насколько необычно размещены работы? А насколько удобно? (вспомним пример с бутылками водки). Пытается ли человек нас поразить, удивить?

Это один из лучших показателей подхода автора работ к решению творческих задач вообще. Стремится ли он быть "креативным революционером" или "создателем вещей для жизни" или он вообще не задумывается о том, что и зачем делает. Причем в данном случае даже не имеет значение насколько в действительности оригинально или функционально предлагаемое оформление, важно именно стремление, направление мысли человека.

Логика повествования.

Все портфолио разом отсмотреть невозможно. Так или иначе, но автор всегда вынужден определять логику, порядок просмотра работ. Какова она? Хронологический порядок? Иная логика? Есть ли логика вообще? Разбито ли портфолио на подразделы?

К логике повествования применима та же оценка: "продуманно/непродуманно" как и в случае с внешним видом. Кроме того, это отличный показатель того, как автор относится к собственному развитию. Прямой хронологический порядок - человека интересует динамика, собственный рост, он чувствует развитие и стремится его показать. Такие люди, как правило, ориентированы, прежде всего, на процесс. Обратный хронологический порядок: новые работы - лучше старых, и динамика тут менее важна - показатель ориентации на результат.

Работы сгруппированы по типам: это либо решение для студентов (им сложно динамику показывать), либо для людей, считающих и демонстрирующих, что они уже состоялись как профессионалы. Логика "от больших проектов - к меньшим" - удел амбициозных авторов - сначала показывают действительно масштабное, а потом все остальное. Еще один распространенный порядок: "от классных (читай, оригинальных) проектов - к обычным (читай, скучным)". Заодно, легко понять, что именно автор оценивает, как "классное" и как "не очень".

Размер.

Какой должен быть размер портфолио? Показывает ли автор все, что он делал, включая свои первые визитки, сверстанные 10 лет назад в Corel Draw, или, наоборот, ограничивается подробным описанием 5 крупных проектов. Безусловно, это напрямую зависит от того, сколько работ в принципе есть у человека. Мне приходилось видеть портфолио, состоящее из 1500 работ, и все, кстати, отменного качества.

Тут две крайности. Либо все, что выходит из-под моей руки, безусловно, достойно рассмотрения. Либо я покажу только пару работ, и вы уже поймете, как я прекрасен.

Один из моих коллег встречался с кандидатом, который на вопрос про портфолио сказал: "Я вам покажу только одну вещь. Дальше объяснений не потребуется". Учитывая, что у этого человека за плечами были годы работы в крупных рекламных агентствах, результат удивил - он продемонстрировал весьма средний по качеству, и непроданный макет в прессу. Комментировал он это следующим образом: "Всякий соображающий поймет, что, если я могу сделать такое, то и вопросов по остальному портфолио быть не может".

С другой стороны, размер демонстрируемого портфолио - хороший показатель требовательности автора к качеству того, что он делает. Люди, как правило, стремятся показать то, что они считают хорошей работой.

Нередко приходится слышать комментарии автора: я в этом месте работал два года, а в портфолио из достойного и положить-то нечего. Получается, что человек искренне считает, что два года он делал некачественную работу - есть повод задуматься

Уровень детализации идеи.

В каком виде представлен каждый конкретный проект в портфолио? Скетчи? Один ки-вижуал? Хай-резы? Большое количество иллюстраций с подробными описаниями? Может быть, произведенные печатные материалы, реальные развертки пачек, вырезки из журналов, фотографии с акций? Уровень детализации реализованных идей подсказывает нам, что именно человек считает главным в сделанной работе - хорошую идею или качественную реализацию, и где, на его взгляд, эта работа заканчивается. Сколько бы арт-директор не твердил о своей любви к деталям, тяге к тонкостям типографского дела, ценности реализованных, а не просто абстрактных идей, если в его портфолио почти исключительно скетчи (пусть даже реальных проектов) - он лукавит. И наоборот, если вам нужен активный генератор идей, ориентированный на победы в тендерах, вряд ли таковым окажется человек, показывающий на 10 страницах, как качественно идея была реализована на всех возможных носителях.

Проданное/непроданное


Еще один важный показатель, количество "непроданных" работ в портфолио. Мы все живем в материальном мире, и портфолио показывают для получения вполне материальной работы. Тем не менее, логично, что люди пытаются показать не только те решения, которые были воплощены в жизнь, но и отличные идеи, которые по разным причинам не реализовались. Здесь действует простой закон баланса. Если большая часть портфолио - нереализованные проекты, то, либо человеку нечего показать (что для студентов, например, абсолютно нормально), либо он не умеет работать в рамках брифа, либо плохо относится к критике своих идей извне.

Отсутствие нереализованных проектов в портфолио, является либо следствием полной реализованности человека (редкий счастливый случай), либо циничности (мы все тут не творчеством, а бизнесом занимаемся), либо отсутствия амбиций.

На мой взгляд, в "идеальном" портфолио должна быть одна-две нереализованные, но очень яркие идеи.

Конфиденциальность

Маленький, но показательный пункт. Очень часто в портфолио можно встретить купленные клиентом, но еще официально не опубликованные/запущенные проекты.

Как правило, это означает нарушения положений о конфиденциальности, которое человек подписывал. Тут крайне важны сопроводительные комментарии, почему это демонстрируется. На лицо либо не понимание смысла подписанных документов, либо не очень серьезное к ним отношение.

Презентация портфолио

Обсуждение портфолио при личной встрече - дополнительный источник информации. Полезно обратить внимание на то, как именно комментирует автор свои работы, насколько подробно он описывает каждый проект, на что обращает внимание. Манера презентации - показатель того, как человек вообще умеет объяснять свои идеи, как он будет вести себя во время мозговых штурмов, готов ли он общаться с клиентами и т.д.

Что именно Вы здесь делали?

Очевидно, что современная креативная работа - процесс командный. Над одним проектом работает множество людей.

Вопрос "Что именно Вы здесь делали?" дает нам понимание командности человека. Насколько он воспринимает коллег рядом с собой, как участников проекта, и готов ли в своем рассказе о проделанной работе уточнить их роль. Стремится ли разграничивать или, наоборот, смешивать свою и не свою работу, пытается ли подчеркнуть свою важность или, наоборот, "прикрыться" другими членами команды. По сути, из ответа на данный вопрос можно сделать выводы о том, как человек будет взаимодействовать с окружающими.

Обращу внимание. В данной ситуации не очень важно то, насколько что человек говорит правду о своей роли в проектах - он скорее транслирует вам ту картину взаимодействия в команде, которую он считает идеальной для себя.

Почему это так?

Мой любимый вопрос. Рассматривая тот или иной проект, можно попросить разъяснений, почему задача была решена именно так. Потому что "ну, во-первых, это красиво?" Потому что это компромисс между тем, что хотел клиент и тем, что предлагалось? Почему здесь использован именно этот элемент, а не любой другой? Откуда взялась цветовая гамма? Почему именно данная стилистика? Из ответа становится очень хорошо видно, как человек мыслит, придумывает, на что ориентируется в принятии решений, что его вдохновляет. Становится понятен уровень рефлексии у специалиста, то насколько он критически способен оценивать процесс труда и его процесс. Другой вариант - спросить, указывая на конкретную работу: "Как так получилось?"

Но я люблю это вопрос по другой причине. Опыт показывает, что это - очень хороший способ проверить, действительно ли человек сам делал эту работу. Нередко в портфолио вкладываются чужие проекты. Практика распространенная и является, пожалуй, самым слабым местом портфолио, как инструмента оценки вообще. При ответе на вопрос "почему так?" - про "ворованную" работу, человек всегда сталкивается с трудностями. Легко добавить себе проект, но очень сложно на ходу правдиво придумать, как и почему ты его создал именно таким.

Безусловно, следование данным советам не отменяет значимости непосредственно качества работ - их таланта, свежести, точности и эффективности. Конечно, настоящий талант может позволить себе быть неорганизованным, циничным и самовлюбленным. Но лучше узнать об этих особенностях "гения" заранее. Ведь, в конце концов, процесс взаимодействия неминуемо будет влиять и на результат, который вы получите.

Григорий Кегелес, генеральный директор рекрутингового агентства brieftouch,
специализирующегося на подборе рекламных и медиа специалистов

01.12.2009



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
свернуть
29.12
22.12
08.12
01.12
24.11
13.11
27.10
20.10
06.10
29.09
29.09
22.09
15.09
08.09
02.09
01.09
25.08
18.08
14.07
07.07
03.07
23.06
16.06
09.06
26.05
19.05
05.05
28.04
14.04
10.04
07.04
31.03
24.03
17.03
13.03
10.03
04.03
27.02
17.02
11.02
03.02
27.01
20.01
13.01
12.01
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов