17 ноября 2024 г.

Открытые творческие конкурсы - экспериментальное будущее или угроза индустрии?

Григорий Кегелес
В 2007-2010 гг - генеральный директор
рекрутингового агентства brieftouch
Со-основатель WOWprojects.ru
Популярность всякого рода открытых творческих конкурсов сейчас бьет все рекорды. Редкий сайт или компания не проводят того или иного состязания с призами, приглашая всех желающих к участию. Две самые крупные международные специализированные площадки (99designs.com и crowdsping.com) одновременно организуют десятки, если не сотни, конкурсов ежедневно. Всемирно известные бренды привлекают тысячи дизайнеров для работы над своими новыми разработками на все той же состязательной основе. Примеры легко найти, просто проверив результаты поиска в Яндексе. Подобная популярность иногда напоминает легкую истерику, но, присмотревшись, легко понять причины, которые стоят за этим явлением.

Участие в конкурсах не оплачивается. Следовательно, люди участвуют в них, только если задача кажется им интересной, если у них быстро рождается решение. Конкурсы - поле деятельности для неравнодушных. Эта ситуация выгодна и клиентам и участникам. «Творцы» включаются только при наличии интереса, клиенты получают множество вариантов на выбор «условно бесплатно» и уж точно без всяких предоплат и тому подобного. Как следствие, конкурс решает для клиента проблему выбора. Вместо обычно предлагаемых 3-х вариантов на выбор предлагаются десятки, если не сотни. Да, качество этих вариантов разное, но насколько часто те три, что предложены в рамках классических взаимоотношений «клиент-фрилансер» оказываются гениальными?

Открытый конкурс оказывается достаточно честной формой взаимодействия креативщиков и клиентов. Конечно, если его проводить по заранее проговоренным правилам, все варианты - как "на ладони". Есть жюри (в качестве оного может и должен выступать клиент). Никаких подковерных игр, ценового демпинга и т.д. Конкурсы обеспечивают прозрачность, невиданную в рамках классического взаимодействия клиент-фрилансер или клиент-агентство. Тот факт, что вы можете быть несогласны с мнением жюри, не влияет на прозрачность этого выбора. Кроме того, если подходить к вопросу с умом, конкурс дает фантастические возможности для обратной связи между жюри и участниками. Дайте жюри возможность комментировать работы, а участникам присылать больше одного варианта - и вы получите очень высокий уровень взаимодействия всех сторон процесса. Опять же конкурсы сводят на нет все "статусы". Когда у жюри/клиента перед глазами 30 вариантов, последнее, на что они будут смотреть - на "титулованность" автора.

Конкурсы - великолепный и изматывающий тренинг для мозгов, требующий быстрых решений, точности и умения выделиться в среде конкурентов. Открытые конкурсы проводятся в Интернете, следовательно, человек из любой точки мира (Москва, Гоа, Владивосток) может участвовать, имея равные шансы на успех. Большее число участников дает более здоровую конкуренцию и, опять же, больше вариантов клиенту на выбор.

Самое удивительное, что конкурсы полностью меняют наши представления о способах и подходах к заработку в креативной индустрии. У больших западных конкурсных площадок типа 99designs.com или crowdspring.com есть десятки дизайнеров, для которых победы в конкурсах являются основным источником заработка. И это при среднем гонораре в 200 долларов. Просто конкурсы легализуют практику быстрого "производства" дизайна и идей из готовых наработок, делают ее основой для достижения успеха и зарабатывания денег. При этом у клиента реально появляется шанс (подчеркиваю, шанс) получить за те же 200 долларов действительно классную и качественную работу.

Тем не менее, в эту всеобщую бочку меда хочется добавить и свою ложку дёгтя. Скепсиса по поводу конкурсов тоже более чем достаточно. Сама идея неоплачиваемых конкурсов (читай «неоплачиваемой работы») является достаточно дискуссионной. Набирающий силу в США профсоюз фрилансеров, например, объявляет запрет неоплачиваемых конкурсов чуть ли не главной своей целью. Есть несколько отдельных общественных организаций, которые вообще созданы только для того, чтобы защитить креативщиков от любых случаев неоплачиваемой работы.

Еще большую проблему порождает как раз та самая "открытость" конкурса. Публичный процесс публикации работ обуславливает риски "кражи" идей. Мне до сих пор непонятно, зачем нужно красть идею, если ее можно купить за 200 долларов, а отрисовка украденного будет стоить столько же, но факт остается фактом. Кроме того, для многих клиентов открытая публикация брифа вызывает серьезный риск того, что конкуренты узнают о ваших планах раньше, чем вам хотелось бы.

Есть и риски идеологические. Поставить клиента перед выбором из 30-ти логотипов значит узаконить его право на много вариантов. Это очевидно несет угрозу тем, кто долгие годы отстаивал свое право на "3 варианта, а остальные за дополнительную плату". Конкурс узаконивает принцип "идеи стоят дешево". Продать клиенту тот же уровень качества "за дорого" становится малореальной задачей. Далее, чтобы зарабатывать на конкурсах, нужно работать очень быстро. Скорость может быть врагом качества. Многие величайшие логотипы были созданы дизайнерам буквально за полчаса, но еще больше таких "30-ти минутных" поделок не принесли их заказчикам ни славы, ни успеха. Одним словом, новое поветрие грозит разрушить ценности и идеалы, которые многие фрилансеры отстаивали годами. Хорошо это или плохо, думаю, покажет только время.

Так или иначе, мы решились на эксперимент. Вместе с партнерами недавно запустили русскоязычную конкурсную площадку wowprojects.ru. Проект экспериментальный. Мы скорее хотим понять, может ли такой формат выжить на российской почве.











Григорий Кегелес
В 2007-2010 гг - генеральный директор рекрутингового агентства brieftouch
Со-основатель WOWprojects.ru
20.07.2010



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
свернуть
21.12
14.12
09.11
02.11
12.10
14.09
31.08
03.08
27.07
20.07
06.07
29.06
08.06
01.06
28.05
25.05
25.05
18.05
05.05
27.04
20.04
13.04
06.04
30.03
02.03
19.02
16.02
19.01
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов