Сколько лет российской рекламе: в 2008 – 130, а в 2010 – 185! Может быть, и больше…
Михаил Дымшиц,
Генеральный Директор компании "Дымшиц и партнеры"
В 2008 году с подачи АКАР узкой рекламной общественностью был широко отмечен 130-летний юбилей российской рекламы.
Официально точкой отсчета была объявлено открытие «Центральной конторы объявлений» Людвига Метцля, хотя, судя по всему, в те годы Метцль занимался исключительно изданием нот, а переключился на рекламу несколько позже.
|
Контора Метцля в Москве на Мясницкой улице, около 1910 года. |
Но эта возможная ошибка АКАР относительно деятельности Метцля ерунда по сравнению с тем, что российская реклама, как всякая перезревшая барышня на выданье, слегка занизила свой возраст: в 2008 году ей было не 130, а уже 183 года. В коллекции известного коллекционера Михаила Воронина http://www.old-album.ru/index.html (заметим, человека, не чужого и для рекламного бизнеса, много лет проработавшего в ЛенЭкспо), имеется набор объявлений, посвященных открытию СПРАВОЧНОГО МЕСТА с 13 июля 1825 года на Морской улице, у Полицейского моста.
|
Устройство СПРАВОЧНОГО МЕСТА. |
Хотя основные объявления касались, судя по всему, предложения услуг и найма, а также «приискания сопутников или товарищей в дорогу», там также были объявления по продаже и найму недвижимости и дач и любые другие предложения по продаже.
|
Билет на вход в СПРАВОЧНОЕ МЕСТО и на размещение объявления |
Кроме места для размещения объявлений, которым являлось СПРАВОЧНОЕ МЕСТО, эта организация продавала различные «пособия, ведомости и журналы», большей частью иных издательств, но и своих, в том числе сборники рекламных объявлений. То есть, было полноценным рекламным агентством. Так что рекламному бизнесу в России как минимум 185 лет, а может быть и больше.
В некоторых изданиях по истории рекламы в России утверждается, что реклама в печатных периодических изданиях была запрещена чуть ли не до середины 60-х годов XIX века. Формально так оно и было, но на практике при отсутствии объявлений непосредственно на страницах изданий, рекламные объявления вкладывались в издания и известны довольно ранние объявления. Некоторые из них были даже художественно оформлены.
|
Объявление-вкладыш в «Московских Ведомостях» 1820 года |
Как было организованно размещение этих объявлений, сейчас не известно, но архивы Санкт-Петербургских и Московских Ведомостей сохранились неплохо, и, возможно, кто-то выяснит, как же обходился существовавший запрет. Возможно, там тоже участвовало агентство.