Эффективный маркетинг кино: интересный фильм и широкая дистрибуция без телевизионной рекламы
|
|
Михаил Дымшиц,(«Дымшиц и партнеры») |
Анна Козлова (РГГУ,кафедра маркетинга и рекламы, 3 курс, практикант «Дымшиц и партнеры») |
Кинобизнес опять волнуется: за первое полугодие 2011 года было продано билетов на 5,3% меньше, чем в 2010 году, что тут же сказалось на прибыльности кинотеатров. Самое время еще раз обсудить, из чего и как складываются доходы и кинопроизводителей, и кинопрокатчиков, и кинотеатров. Но начнем по порядку, издалека.
Три последних года, несмотря на кризис, кинопрокат в стране продолжал развиваться (по данным Movie Research (Рис.1, Рис. 2)): при некотором снижении скорости прироста в 2009, на сегодняшний день количество «новых кинотеатров» приближается к 900 и в них более 2500 залов.
Благодаря постоянному вниманию ВЦИОМа к кино в течение многих лет можно проследить, как развитие кинопроката и другие факторы влияли на аудиторию кинофильмов. Выборка ВЦИОМ составляет 1600 человек, репрезентирует взрослое население страны, и имеет довольно большую географию точек выборки. Города и районы, являвшиеся точками данного опроса, были разделены на две группы в зависимости от того, есть в городе хотя бы один кинотеатр или нет. Если кинотеатр в городе есть, наблюдается зависимость между плотностью и долей посещающих кинотеатры (Рис. 3), если нет, зависимость между расстоянием до кинотеатра в ближайшем населённом пункте и долей посещающих кинотеатры (Рис. 4).
Уже сами по себе эти данные вызывают интерес: при общем росте доли населения, посещающего кинотеатры, обращает на себя внимание, что активность посещения в городах с высокой плотностью кинотеатров несколько ниже, чем со сравнительно низкой, а также падение активности посещений кинотеатров людьми, которым для этого нужно ехать в другой населенный пункт в 2010 году. Пока мы только запомним эти «странности», а их природу обсудим ниже.
Все зрители были разделены на три группы: активно посещающие кинотеатры (посещающие несколько раз в год), редко посещающие кинотеатры (один раз в несколько лет) и не посещающие кинотеатры.
Проанализируем зависимость активности посещения кинотеатров от пола, возраста респондента и размера города, в котором живёт респондент (Рис. 7-11).
|
Рисунок 5 |
Рис 5. иллюстрирует изменения зависимости активности посещения кинотеатров от пола респондента в 2008-2010 годах. Активность посещения кинотеатров как женщинами, так и мужчинами, в 2009 несколько снизилась по сравнению с 2008 годом, но в 2010 году активность посещений превысило докризисную.
|
Рисунок 6 |
На Рис. 6 показана зависимость активности посещения кинотеатров от возраста респондента. Как выяснилось, кризис напугал только молодых зрителей, до 34 лет, а все эти годы росла зрительская активность старших возрастов, в возрасте старше 60 лет она выросла вдвое, хотя и остается в целом на очень низком уровне. Результаты опроса 2008 года демонстрируют, что, хотя увеличение возраста приводит к уменьшению частоты посещений кинотеатров, даже в старших возрастах есть «обратный ток», и в последние годы он возрастает.
|
Рисунок 7 |
Анализ активности посещений от типа населенного пункта демонстрирует, что во всех типах населенных пунктов активность кинопросмотра растет, кроме городов-миллионников, где активность несколько снизилась. Этот удивительный факт мы тоже пока обсуждать подробно не будем, а только запомним.
|
Рисунок 8 |
То есть, социологи нам демонстрируют, что количество зрителей растет. Теперь мы можем рассмотреть вопрос, а при каких условиях эти люди идут в кинотеатр. Маркетологи исходят из того, что для этого должны быть качественные фильмы, а рекламисты настаивают на необходимости их рекламы. Кинофильмы у прокатчиков вроде бы есть, за первое полугодие на экраны было выпушено 143 фильма, хотя в прошлом было 159. Уже одно это «снижение ассортимента» могло негативно сказаться на активности посещений, хотя кинопрокатчики утверждают, что количество картин с «ограниченным прокатом» уменьшилось с 70 до 35, а «полнопрокатных картин» увеличилось, соответственно с 73 до 108. Это, вроде бы, должно было компенсировать снижение предложения. И хотя ход мыслей у прокатчиков правильный, используемый критерий «ограниченного проката» в 30 копий кажется глубоко ошибочным.
Если проанализировать количество числа зрителей от количества копий, то мы увидим, что для того, чтобы собрать более-менее значимое количество зрителей (для киноиндустрии значимым критерием является 1 млн. долларов, что соответствует около 135000 билетов) требуется около 400 копий. И вообще, количество зрителей, даже для лучших фильмов, определяется количеством копий, причем, чем дальше, тем большим: для продажи 4 млн. билетов в 2008 году требовалось около 850 копий, в 2009 уже 1000, а в 2010 1150).
|
Рисунок 9 |
Хотя если проанализировать эту зависимость не на основе количества экранов, а на основе «бакалейного» параметра «ширины дистрибуции», то выяснится, что все гораздо проще: для продажи конкретного количества билетов необходимо не просто «количество экранов», а именно доля занятых конкретным фильмом. Если фильм интересный, то для продажи 8 млн. билетов нужно занять 55% экранов (сегодня более 1500). И необходимое количество копий будет постоянно расти, хотя при другой стратегии размещения кинотеатров, это показатель мог бы быть более постоянным.
|
Рисунок 10 |
Проблемой киноиндустрии стало то, что основной прирост новых кинотеатров происходит в городах, где кинотеатры уже есть, т.е. в крупных городах. В итоге это приводит к снижению «событийности» посещения кинотеатра, что и отражается в сравнительно низкой активности посещений в городах с высокой плотностью кинотеатров, они же города-миллионники, что и зафиксировали опросы ВЦИОМ, и снижению сборов на копию.
Другим фактором, влияющим на количество зрителей, традиционно принято считать рекламу, а из рекламы самой важной признается, в силу многолетних заблуждений, телевизионная. Анализ данных по зависимости количества зрителей от объема бюджета демонстрирует, что хотя определенные подозрения на взаимосвязь есть, в целом все как-то сомнительно: количество билетов от 2 до 4 млн. собиралось в 2009 году при бюджетах рекламы от 2 до 40 млн;, а в 2008 году сборы не демонстрировали никакой эластичности при рекламном бюджете более 25 млн.
|
Рисунок 11 |
Если же проанализировать зависимость количества зрителей от бюджета с учетом количества экранов, на которых демонстрировался фильм, то мы увидим, что отсутствие связи между рекламой и количеством билетов определяется тем, что количество копий куда более важный фактор, чем рекламный бюджет: фильмы, собирающие максимум зрителей при соответствующем количестве копий, имели бюджет телевизионной рекламы 20-25 млн. рублей. А лидер по затратам на рекламу «Самый лучший фильм 2» при бюджете в два раза большем собрал в 2,5 раза меньше, чем мог бы при такой дистрибуции, если бы был приличный фильм.
|
Рисунок 12 |
Следовательно, большой рекламный бюджет ещё не гарантирует большой объём зрителей. Посещаемость фильма гораздо сильнее зависит от его качества и ширины дистрибуции, а не телевизионной рекламы. Для кинофильмов, как и для других «товаров» с ограниченной дистрибуцией, куда важнее наружная реклама вокруг кинотеатров, чем любые другие медийные носители.
Так вернемся к результатам 2011 года и посмотрим, что же на самом деле происходит на рынке.
|
Рисунок 13 |
Да ничего необычного: большая часть выходящего на экране откровенная гадость, при этом многие фильмы прокатчиками недооцениваются (выше линии аппроксимации, при большем количестве копий они собрали принципиально больше зрителей), примерно столько же переоцениваются и зря занимали экраны кинотеатров. Хотя методы тестирования кинофильмов известны уже более 70 лет и принятие решений, еще на этапе съемок, а тем более при решении о прокате, уже давно можно было бы упорядочить. Но пока битвы личных мнений и бюджеты телевизионной рекламы подрывали, подрывают и будут подрывать экономику кино, а его деятели будут зарабатывать, клянча деньги из бюджета.