Зачем бизнесу социальная ответственность?
|
Игорь Цыжонов, фото из личного архива |
Российский бизнес все активнее оперирует терминами «корпоративная социальная ответственность», «социальные инвестиции», «корпоративное гражданство». Между тем реальная социальная политика компаний нередко ограничивается обычной благотворительностью. Но есть и те, кто свою ответственность видят в создании конкретных социальных проектов. В чем заключается социальная ответственность бизнеса? И кому она, прежде всего, приносит выгоду?
Для многих бизнесменов становится все очевиднее тот факт, что успех компании на рынке во многом зависит от объема ее инвестиций в социальную сферу страны. Как показывает практика, высокая корпоративная социальная ответственность позволяет сформировать положительный имидж фирмы.
«Это, в свою очередь, дает компании определенные выгоды: помогает в расширении клиентской базы, облегчает привлечение инвестиций, делает более конструктивным взаимодействие с государственными структурами, усиливает рейтинговые позиции на рынках», — поясняет кандидат экономических наук Ирина Тверская.
Безусловно, крупные компании являются лидерами в плане внедрения различных социальных программ. Ведь они обладают большим весом в обществе, значительным влиянием на рынке, огромными капиталами, а значит, и массой возможностей. Но это не отталкивает небольших компаний от участия в данном процессе. И у них есть определенные преимущества: они более гибки, мобильны, чем «гиганты» рынка, да, и ввиду ограниченности средств их подход к инвестированию в различные социальные проекты более продуман и ответственен.
В последние два-три года активность социальных проектов наметилась в сети Интернет. Особенно среди IT-компаний. Занимаясь своим бизнесом в глобальной сети, они нередко создают отдельные социальные ресурсы, либо внедряют свои разработки на уже существующие ресурсы.
В конце прошлого года в рунете появилась специализированная социальная сеть для дистанционного обучения школьников. Развитием сети занялись такие компании, как «Дневник.ру» и "COMDI". Ресурс абсолютно бесплатный для школ, родителей, учителей и не требует установки дополнительного программного обеспечения. В настоящее время к проекту подключено более 13 тысяч школ Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и более миллиона учеников.
«На портале есть электронные дневники, журналы учителей, расписания, словари, библиотека, домашние задания и многое другое. Кроме того к этим сервисам мы добавим мультимедийную составляющую, что позволит в реальном времени проводить уроки, обеспечивать обратную связь с аудиторией и даже организовывать родительские собрания», - уточнил генеральный директор "Дневник.ру" Гавриил Леви.
В последние годы социальные ресурсы в интернете появляются, как грибы после дождя. Сайты в сети открывают психологические центры, благотворительные фонды, общественные организации. Зачастую их создание на безвозмездной основе берут на себя крупные интернет-компании. Такие проекты тоже предмет их социальной ответственности. А некоторые IT-компании, занимающиеся разработками различных сервисов для интернет-ресурсов, таким социальным проектам бесплатно предоставляют свои продукты. К примеру, компания LiveTex запустила благотворительную программу, по которой некоммерческие и государственные организации представленные в интернете могут бесплатно пользоваться сервисом онлайн-консультант Chat&Calls. Организации, которые им уже пользуются, говорят об экономии десятков тысяч рублей на звонках и времени сотрудников. Фонд помощи детям с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями «Жизнь» с помощью этого сервиса нашли новых благотворителей. Ведь по статистике более 70% людей не раскрывают своих имен, когда оказывают помощь. А общение в чате остается анонимным. К тому же, говорят сотрудники фонда, мама, узнавшая, что у ребенка рак, за считанные минуты может получить ответы на все вопросы и получить необходимую помощь.
«Эту программу поддержки благотворительных и общественных организаций, представленных в Интернете, мы начали реализовывать в прошлом году.В нее вошли уже несколько благотворительных фонов. Мы понимаем всю важность реализации этого проекта и будем дальше подключать некоммерческие организации. Возможно, нашим сервисом заинтересуются и сайты, оказывающие государственные услуги. Мы готовы помогать и им!», — пообещал СЕО компании «LiveTex» Владимир Бакутеев.
Крупные игроки IT-бизнеса свою социальную ответственность видят в подготовке высококвалифицированных специалистах этой отрасли. И вкладывают немалые средства в образование и создание учебных центров. «Лаборатория Касперского» заинтересована в формировании мощного кадрового резерва, а также в развитии научно-исследовательского направления и инноваций. Для этого она выработала для студентов и молодых специалистов ряд весьма перспективных профессиональных и исследовательских возможностей.
«Во-первых, студент вуза может пройти практику и на нашей базе подготовить выпускную научную работу. Во-вторых, успешно совместив работу и учебу, студент может стать полноценным сотрудником Лаборатории. И, в-третьих, принять участие в международной конференции по информационной безопасности. К тому же ежегодно среди российских студентов мы разыгрываем гранты на выполнение инновационных проектов», - уточнили сотрудники компании.
Сегодня в России ведется активная работа по улучшению правового климата в Сети. При этом особое внимание уделяется вопросам детской безопасности — актуальность данной темы отмечает экспертное сообщество Рунета.
«Присутствие ребенка в Интернете должно быть максимально безопасным и защищенным от любого рода угроз», - говорят Сергей Плуготаренко, директор Российской Ассоциации электронных коммуникаций.
В этом году РАЭК совместно с Google Россия создали в сети проект I-Deti (i-deti.org). Эксперты проекта не только рекомендует безопасные и полезные для детей интернет-ресурсы, выкладывает обучающие материалы, но и анализирует наиболее эффективные примеры из международной практики и предлагает площадку для общественного и экспертного обсуждения национального законодательства. Создание такого проекта – пример социальных инвестиций бизнеса в наше с вами будущее.
В мировой практике благотворительность составляет малую долю (около 3%) социально-ответственного поведения компаний. Во всем мире бизнес берется за решение злободневных социальных проблем и действительно решает их, укрепляя доверие населения и своих клиентов. И опять же на это способны лишь крупные компании. Российский средний и малый бизнес, по сути, сейчас создают новый фундамент для этой самой социальной ответственности. Где основной элемент - переход от простой благотворительности к фокусированным социальным инвестициям.
Игорь Цыжонов, специальный корреспондент «Первого канала»