|
Любимая реклама Георгия Молодцова, креативного директора, режиссера "Лаборатории социальной рекламы"Существуют ролики, которые поражают нас не только своей идей, но и качеством её исполнения. За 30 секунд перед нами проносится полноценная красочная история, к созданию которой приложили руку огромное количество людей. Но креатив так и останется креативом, если ему не придать фирменный почерк режиссера, оператора и монтажера. Какими средствами пользуются эти люди, чтобы сделать ролик красочным и привлекательным? Какие фишки используют профессионалы из ролика в ролик? Правила съёмки, режиссуры и монтажа в кино ничем не отличаются от этих же правил при съёмке рекламы. На примере современной рекламы мы рассмотрим ролик не с точки зрения креатива, а с точки зрения технологии производства и монтажа. Но для этого нужно определиться, что же мы считаем монтажом ролика и на каком этапе он начинается. Если не вдаваться в подробности монтажных теорий Кулешова, Эйзенштейна и других, в сухом остатке мы получим примерно такое определение: Монтаж - это сопоставление двух кадров. В монтаже существуют две противоположные цели - акцентировать стык между кадрами, но с другой стороны сделать его максимально незаметным и комфортным. Представьте себе, что в вашей голове каждая склейка, каждый монтажный стык создаёт небольшой электрический импульс, призывающий мозг сопоставить предыдущий кадр со следующим и родить третий смысл. Не говоря уже о подключении аудиоряда - музыки, текста. Так вот, вы либо бомбите их этими зарядами, чтобы они смотрели вашу рекламу напряженно и внимательно (как будто вы выкрикиваете обрывки фраз на концерте в зале), либо же хотите рассказать целостную и плавную историю. Это целое искусство, и в "Любимых роликах" я бы хотел показать несколько роликов, главным героем которых является монтаж.
Nike - Just do it
Это полная версия ролика, продолжительностью полторы минуты. За эти полторы минуты нам показаны 9 эпизодов, каждый имеет свой слоган, свою концепцию. Связать эти эпизоды, действие в которых происходит с разными героями, в разных помещениях и даже в разные сезоны - задача исключительно монтажа. Но, физический монтаж - склеивание кадров - это лишь одна из последних фаз производства. Такие переходы придумываются на уровне креатива, на уровне режиссерского тритмента. И в этом и определяется профессионализм креатива и режиссера - знать эти законы монтажа и уметь их грамотно использовать и ещё более грамотно нарушать их. Теперь давайте разберёмся, что это значит. Переход с первого эпизода на второй нам практически незаметен. Снежная пыль, поднятая в воздух после попадания мяча в корзину перешла в "Белый шум" телевизора. Сделано это небольшим "наплывом" (один кадр перетекает в другой), но совершенно неочевидным. Общая цветовая гамма (черно-белая) и общая масса в обоих случаях одна и та же. Следующий переход. То, что называется "монтаж по композиции кадра" и "монтаж по фазе движущихся объектов в кадре". Парень на BMX, передвигается из центральной части кадра вниз вправо. Практически там же, где он выходит из кадра, так же вниз устремляется теннисный мячик Шараповой. При этом мячик абсолютно органично подхватывает вектор движения предыдущего объекта. Бац - и мы уже в другом эпизоде. Полюбовавшись на Шарапову, переходим в следующий эпизод. Маша отбивает мяч. Вектор её подачи справа налево. И по-хорошему, молодой человек в следующем кадре по ранее заявленному правилу должен бежать справа налево. Но, тут включается другое правило - "монтаж по направлению основной движущейся массы в кадре". То есть парень-то бежит навстречу теннисной ракетке слева направо, но основная движущаяся масса в кадре - машины по переднему плану - едут в том же самом векторе, что и ракетка Шараповой. Опять красиво и органично оказались в следующем эпизоде. Переход в следующий эпизод одновременно прост, но и сложен. Газель, выезжающая слева направо (опять же основная движущаяся масса) перекрывает нам кадр. В следующем кадре камера на рельсах движется справа налево, что значит что объекты в кадре появляются с той же самой стороны, откуда появилась газель - слева направо. Здесь перед постпродакшном стояла задача сделать идентичными багажник газели и стену лифта, из-за которой выезжает камера и показывает нам новый эпизод. Для этого есть куча различных средств, главное - конечный результат - идеальный, незаметный переход. Будем короче. Вариант, идентичный переходу с биэмиксера на Шарапову. Чёткое попадание в композицию кадра (верхний левый угол) и в фазу движения (оба - и мяч, и скейтбордист крутятся) Переход со скейтбордистов на футболиста точно такой же, за исключением небольшой детали: монтаж стал ещё интереснее. Скейтбордист крутится, мячик крутится, обратно возвращаемся в предыдущий эпизод (ранее везде переход шёл в новый эпизод без возвращения) - скейтбордист выходит из кадра и реинкарнируется в виде мяча, с которым уже работает футболист. Подхват по композиции кадра и фазе движения. При этом к тому, что футболист будет стоять на носочках как и балерина нас очень хорошо подготовили - показали, как он вытянул голову посмотреть, попал мяч в сетку или нет. Следующий переход тоже уже ранее встречался - балерина крутится, вращается в том же самом композиционном месте и лыжник. Самое главное - это концовка Мы подготовились к тому, что лыжник сейчас должен приземлиться. И на этом место нам дают самый первый эпизод - мяч попадает в корзину. Драматургия ролика закольцовывается (простите за каламбур) - всё вернулось к тому, с чего начиналось. Тот же самый принцип композиционного и фазового подхвата. В структуре ролика играет важную роль музыка, состоящая из повторяющейся, но развивающейся темы. То есть существует своя микротема под каждый эпизод, однако общая динамика музыки увеличивается, приводя ролик к кульминации - попаданию мячика в корзину в конце. Это драматургическое развитие крайне важно в таком продолжительном ролике.
Pepsi - Sound
Звукорежиссеры киношные очень любят этот ролик и даже слезу пускают, когда видят. Потому что главный герой здесь даже не столько монтаж, сколько монтаж звука. Здесь не буду вдаваться в столь подробное описание, но хотел бы обратить внимание на несколько моментов. Ролик поделён на 6 эпизодов. Каждый эпизод обрамлен символикой Пепси. 1. Рука берёт Пепси изо льда - далее идёт эпизод "скольжение" (по струнам, далее в том же самом композиционном месте продолжается расстегивание куртки девушки, далее продолжается движение, подхватываемое по звуку со шнурками и оттуда уже движение вниз на застегивание ремня) 2. Открывается баночка пепси с характерным звуком. Далее в эпизоде подбираются метафоры именно этого звука - в той же очередности повторяются эпизоды, везде использована круглая символика как в логотипе пепси (круглый штекер, вентилятор, монетка, фара, пузырьки, которые на подсознание срабатывают как аналогичный круглый предмет, мяч, колесо) 3. Молодой человек выпивает баночку, производя звук глотания - и опять в привычной нам очередности барабан-девушка-футбол-машина. 4. Молодой человек выдыхает с удовольствием. Звук задаёт следующую тему вздохов-криков - правда тут сначала девушка, а потом уже музыкант, затем машина, а потом уже футболист (немного в другом порядке, который вызван нарастанием мощности звука-крика) 5. Баночка пепси опять открывается. Все эпизоды повторяются 6. Пэкшот. То есть самое важное здесь - задание структуры, определенных правил, по которым зритель будет смотреть ролик. Задаётся один звук - идут вариации на него и т.п. В классических музыкальных произведениях вариации точно также даются только после заявления основной темы. Преемственность :) Ну, и крайний сегодня ролик Против Спида - Любовь (режиссер Тигран Бежанов). Наверное, его особо не транслировали на ТВ, но главное - что он есть. У Тиграна Бежанова - более 40 роликов на тему ВИЧСПИДа. Однако этот и ещё один - Сказка, я считаю самыми лучшими, причём не только в российской, но и в международной социальной рекламе по тематике ВИЧСПИДа. В ролике сплелись пластика движения, поэзия, музыкальность и потрясающий монтаж. Но, самое главное - чёткая и ясная, честная и прямая мысль. Тебя спасёт любовь. Просто? Просто! В предыдущих кампаниях поднималась тема верности партнеру, тема презервативов, наркомании и т.п. Все эти ситуации лишь говорили о существующих проблемах. А этот ролик даёт выход. Показывает, к чему можно и нужно стремиться. Основное монтажное решение - поиск героя и героини друг друга. Герой почти всегда расположен в левой части кадра, вектор его движения - слева направо. Героиня ищет героя в правой части кадра, направляясь справа налево. И они встречаются в центре кадра. Всё просто, но в деталях монтажа проявляется глубокая проработка композиции кадра, движения героев и т.п. Переходы между героями подхватываются по фазе движения. Настолько органично слова и музыка входят в движения актёров, что ролик превращается в отдельный музыкальный клип. Но, при этом, стихи за кадром, динамика монтажа, всё ведёт к кульминации, готовя зрителя и привлекая его внимания. И в этот момент диктор поясняет, что Любовь - это защита от СПИДа. Голос диктора мне не очень нравится, но интонация правильная. Зритель максимально напряжен историей и в этот момент он готов услышать важную информацию и записать её себе в голову. В этом смысле драматургия идеальна во всех трёх роликах - это классическое золотое сечение, по которой есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Знание этих законов в режиссуре и выделяет профессионалов от любителей. Кстати, вот вам второй ролик Тиграна, раз уж рубрика называется любимые ролики, который я считаю одним из лучших в своей теме: В заключении хотелось бы сделать несколько пояснений: 1) наиболее полная и читабельная книга на сегодняшний день по монтажу - А.Соколов "Монтаж. Телевидение.Кино.Видео. Первая часть" - вторая и третья слишком неоднозначны. 2) наиболее полная и читабельная книга по драматургии - А.Митта "Кино между адом и раем" Есть, конечно, более специфические книги по обоим предметам, но основы описаны в этих двух наиболее простым и доступным языком. 3) Правила существуют, для того чтобы их нарушать. Но нарушение должно происходить осознанно, с пониманием того, что вы даёте более сильный электрический импульс в голову человека и тем самым разрываете связность предложения. 4) Если хотите, могу в свободное время разобрать другие ролики и с удовольствием посмотрю на другие примеры. 30.10.2009
|
Публикации
|
© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2 При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail |