Любимая реклама Вадима Дунаева, неймера и копирайтера
|
Родился: Димитровград
Работал в рекламных агентствах: NFQ, McCann-Erickson, Instinct, FCB MA, Первый миллион. В настоящий момент - фриланс-неймер.
Бренды: Аэрофлот, МТС, Фруктовый сад, IKEA, Camel, Canon, Mail.ru, Mercedes-Benz, NIVEA, Балтимор, Юнимилк.
Придумал конкурс "Мистер Неологизмус": www.duv.ru |
5 a.m. Mono Village. Группа Traktor для Diesel. Гран При Cannes Lions 1997.
Песня «Warum immer ich» звучит в исполнении Юргена Древса (Jürgen Drews).
А сейчас, друзья, скорей надевайте марлевые повязки, ибо речь пойдет о «свином гриппе» в телевизионной рекламе, о страшной заразе, об эпидемии.
Чтобы оценить масштабы бедствия, включите вечером телевизор, дождитесь рекламных роликов и... считайте. Треть, если не половина ТВ-двигателей торговли заражена IVO! Incognito Voice Over - по-русски: НЧГЗК, «Неизвестно чей голос за кадром».
Простые симптомы, или доктор Хаус пока может отдохнуть
Отличить заразные ролики проще простого, все ясно уже из названия НЧГЗК: есть видеоряд, и есть голос, который что-то вещает, но не понятно, кому принадлежит. «Как приготовить стойкий суп», «Хотите окрасить волосы в вкусный цвет» и так далее.
Частая примета: НЧГЗК любит начинать свою речь с вопроса, хотя это не строго обязательно.
Разрушающее действие
В малых дозах постоянную чепуху, несущуюся из-за кадра, еще можно было б стерпеть, но прием стал повсеместным (зараза она и есть зараза) и особо ядовитым в концентрированных рекламных хронометражах.
НЧГЗК не сама болезнь, а лишь симптом (как «температура»), причем, симптом различных болезней. Вот краткий список недугов: «Хали-гали и бла-бла-бла - это чудо», «Ни черта другого не смогли придумать», «Пустая брехня, зато как у всех», «Надо ведь повторить имя бренда три раза, вот пусть он и повторяет»... Иногда болезни переплетены в клубок.
«Зритель устал от копирайта!!!» - не помню точно, кто сказал, но явно, толковый копирайтер.
Как остановить эпидемию?
Бди, уважаемый рекламодатель. Если тебе представляют на презентации ролики, которые начинаются с текста за кадром, сбивай авторов с панталыку сразу же: «Кто это говорит?», «Нельзя ли обойтись без голоса диктора?», «Нельзя ли ввести говорящего в кадр?».
Формальный признак «больных» сценариев - наличие уже в начале раскадровки аббревиатур/слов VO, MVO (мужской голос за кадром), FVO (Исправлено. Спасибо пользователю "Любим, ценим") (женский голос за кадром), ГЗК, «Диктор». В 90 случаях из 100 такие сценарии разносят H1N1 (Hrenoten Neveroyatnya). Помогает шредер (не тот, который Герхард, а тот, который крошит сториборд в лапшу).
В общем случае никакого инкогнито в колонке «Аудио» не должно быть. Если ролик про курочку Ксюшу, так и пишем «Голос курочки Ксюши за кадром», или Курочка Ксюша (VO), или Курочка Ксюша (OS) (от Off Screen).
Избегаем ложного диагноза
Как всегда, нет правил без исключений. Здоровехонькие ролики с НЧГЗК возможны и даже известны.
Не следует путать голос персонажа, временно находящегося вне кадра, и НЧГЗК. В большинстве «тестимониалов» есть закадровый текст, однако раньше или позже заявляется персонаж, который вздумал поделиться опытом. И само собой, в данном случае не появляется вопрос, «кто это там гавкает».
Иногда голос за кадром возникает и раньше видимого владельца голоса - вспомним начало фильма «Красота по-американски».
Выписываем рецепт
1) Самая большая роль, которую стоит доверять НЧГЗК, - это произнесение слогана в финале. В 90 случаях из 100 это так.
2) Что можно сказать об оставшихся 10? Вы узнаете их по голосу замыслу. НЧГЗК может быть очень даже нужен - но исключительно в роликах с грандиозной идеей. Это как раз ваш случай?
ЗЫ. Я не поленился и посмотрел все «любимые» ролики, опубликованные в колонке «Рекласс» с начала 2009 года, и посчитал, сколько раз встречается НЧЗК. Примерно в 7 из 70 роликов. Нормальный процент, будем здоровы!
Неожиданный голос за кадром
Устали читать простыни текстов? Ведь сегодня пятница! не пора ли сделать паузу на что-нибудь? С новым харизматичным басом за кадром... Хм-гм...
В общем, все это весьма спорно. Послушаем-ка лучше что-нибудь еще из Юргена Древса: