ВРЕМЯ ЧИТАТЬ «РЕК-ТАЙМ»!
Всем привет! Как я и обещал, с нового года начну вести на Составе новую
колонку. Называться она будет «Рек-тайм». Фирменную плашечку сделал московский
дизайнер Дмитрий Филиппов, за что ему отдельное спасибо.
О чем буду писать? Обо всем. Джазовая импровизация. Как часто? Чаще, чем
раньше. Может быть, каждый день. В каких жанрах? В тех, в которых потребуется.
Будут интервью с рекламными деятелями, будут реплики по поводу новых кампаний,
будут репортажи с фестивалей.
Сегодня – первая (и очень-очень-очень странная) ласточка. Как ни удивительно,
написал этот текст не я. Но я в этом безобразии участвовал. Дизайнер Андрей
Логвин давно приставал ко мне с предложением: «Давай я сделаю с тобой
интервью!» Зачем? Кому это надо? Я всячески отбивался. Однако на днях Логвин
призвал в союзники оказавшегося в Москве питерского рекламиста Ивана Квасова и
они стали задавать мне вопросы. Текст длинной и сумбурной беседы расшифровывал
Квасов, редактировал Логвин, я лишь слегка поправил (сократил) свои
ответы. И в итоге появился…
Новогодний водевиль «Интервью с Васюхиным»
с откровениями, затемнениями и просветлениями
Действие происходило 17 декабря 2004 года.
Место действия – Москва, кухня в студии Логвина.
Действующие лица:
Андрей Логвин, дизайнер, хлебосольный хозяин
Влад Васюхин, журналист, поэт, копирайтер
Иван Квасов, копирайтер, поэт, человек из Петербурга
Кроме того, на кухне выпивают и закусывают несколько бессловесных
гостей.
ВАСЮХИН: Интервью!.. Интервью – это когда с глазу на глаз. А здесь…
ЛОГВИН: А мы и будем с глазу на глаз. Без трусов.
Полное затемнение.
Л.: Вы не брезгуете пить это вино?
В.: Уже поздно...
Л.: Я купил что подешевле, но французское. Я его четвертый день пью.
Втянулся, поэтому уже не чувствую.
Звон бокалов, чавкают.
Л. (Васюхину): А что ты знаешь про Квасова?
В.: Я все знаю про Квасова! Я брал у него интервью. (Квасову)
Резонанс был какой-нибудь в городе на Неве?
КВАСОВ: Еще какой!
В.: Ну, расскажи!
К.: Во-первых, мне во всех заведениях теперь наливают бесплатно.
В.: Так уж и во всех!
Л.: А девушки?
К.: Не успеваю застегивать!
Л. (Васюхину, огорченно): А у меня после твоего интервью – хоть
бы хны! Я даже расстегивать ничего не пытаюсь.
К.: А может, стоит попробовать?
В.: Да, попробуй: расстегни и ходи по городу.
...Некоторое просветление...
К.: Влад! Начинаем интервью. Ты хочешь стать академиком? Например,
академиком рекламы.
В.: С ума сошел? Я над этим званием прикалываюсь с момента его
появления на свет.
К.: Прикалываться можно надо всем. Желание-то есть?
В.: У меня есть желание что-нибудь получить, чтоб эффектно от этого
отказаться. Как Солженицын от ордена…
К.: А если Логвин будет вручать?
В. (озадаченно): А он сам не академик! Как же он может
вручать?
Затемнение со спецэффектами
К.: Ты тщеславен?
В.: Безусловно. Больше меры. Но тщеславие заставляет меня быть смелым,
наглым, деятельным, не позволяет бездельничать.
На стол из холодильника выставляют новую водку, название которой придумал
Влад, – «Мороз и солнце».
К.: Вот, ты говоришь, чтобы хорошее интервью сделать, человеку в глаза
смотреть надо, а что же тогда ты со мной по е-мэйлу общался?
В.: Во-первых, я в твои глаза до этого несколько раз смотрел,
во-вторых, не было возможности ради Ивана Квасова специально в Питер смотаться,
в-третьих, чукча сам писатель. Какой смысл за тобой записывать, когда ты сам
можешь?!
К.: По какому принципу отбирались гости в «Лигу чемпионов»?
В.: Без принципа. Методом проб и ошибок. Случайность, как и все в
нашей жизни. Но случайность – это непознанная закономерность. Кого-то я и так
сто лет знал. Кого-то мог увидеть на каком-нибудь фестивале. Кто-то мог навести:
Андрей Амлинский посоветовал Баушеву, а Логвин тебя…
К.: Я веду к тому, что название «Лига чемпионов» предполагает...
В.: Да-да. Название предполагает, а Бог располагает. Могу тебе случай
из жизни рассказать. Меня один человек, не буду называть имени, попросил сделать
с ним интервью. Я говорю: «У меня «Лига чемпионов» заканчивается, давай тебя в
следующий проект». А он: «Нет, хочу в «Лигу», это красиво звучит, и все
подумают, что я – чемпион...» Я ему отвечаю: «Ты ж не чемпион! Не наглей!»
Конечно, людям приятно. А на самом деле, все это игра. Слова, слова… Что есть
чемпионство? Приз на фестивале дали? Ну, а на другом фестивале эта же работа в
шорт-лист не вошла. Значит, он автоматически не чемпион уже? А если кто-то
вообще в фестивалях не участвует? Чемпионство можно в любом из нас обнаружить.
Помнишь, у Довлатова: «Я говорю дочери: «Я чемпион мира». Она: «Ну, какой же ты
чемпион?» – «Я чемпион мира по любви к тебе». Так что у каждого есть какая-то
фигня, в чем мы лучшие. А потом у меня есть принцип «поперек ожиданий». Читатели
думают (на самом деле, это я так наивно думаю, что по этому поводу кто-то что-то
думает): «А кто у него будет следующий – Фирайнер или Филюрин?» А я им: бац! – и
даю Жака Сегелу, мировую звезду, которого они просто не ожидали. А я в Париж к
нему лечу. После снова – Москва, Москва, Садовое кольцо. И бац! – Томск. А
следующим героем может оказаться мало кому здесь известный Гор Григорян из
Армении. Ну и что? А в Ереване он – герой.
Л.: А типа продаться?
В.: «Не торговал я лирой, но бывало», так? А каким образом, Андрей
дорогой? Брать с Квасова деньги, с тебя, да? Вы же удавитесь! Или с Олега
Тинькова, за общение с которым журналисты, по-моему, должны сами приплачивать.
Ты готов платить? А те люди, которые готовы, они, к сожалению, мало кому
интересны. А потом штука вот какая: я же перед публикацией никому эти тексты не
показываю. А когда заказчики платят деньги, они же сразу <нецензурный
глагол> начинают: «убери это, убери то». Ну и что тогда останется? Рожки да
ножки. Панегирик сплошной... Да и когда мне показывать? Ты знаешь, я иногда
заканчиваю их писать в четыре утра, а в девять они уже висят на Составе, их даже
редакторы читают вместе со всеми. У меня три года карт-бланш. Раньше такого в
моей жизни никогда не было!
К.: А это правда, вот я слышал такую вещь, будто все люди, которые
появились в «Лиге чемпионов», они отмечены судьбой как-то?
В.: Ха-ха-ха! Ты это от Бога слышал?.. Вань, когда человек
разговаривает с Богом – это молитва, а когда Бог разговаривает с человеком, это
шизофрения!
К.: Да нет, ну просто многократно уже, ну, разные люди отмечали,
разные…
В.: Не знаю. Я же с большей частью своих собеседников после интервью
даже и не общаюсь, и чаи не пью.
Л.: Это потому, что они на тебя...
В.: Да нет, слава Богу, еще никто не обиделся. Все, за исключением
одного человека, звонили, благодарили за интервью. Но и тот человек со мной при
встрече здоровается и общается. Может, ему просто и в голову не пришло написать
мне письмо или позвонить, спасибо сказать? Я сделал свою работу, мне за нее
деньги заплатили, чего меня за это благодарить?!
Л.: Хорошо, а тебе что больше нравится: секс или эротика?
В. (хохочет): Я не понимаю вопроса: чем секс отличается от
эротики? В чем разница?
Л.: Что значит – в чем разница?
В.: Ну, в чем?
Л.: Я тогда вопрос снимаю.
В.: Мне кажется, это синонимы. «Она выглядит сексуально» или «Она
выглядит эротично» – что в лоб, что по лбу.
Л. (обиженно): Все, я тебя больше не спрашиваю ни о чем!
В. (Квасову): Я не понял, Вань, чего он…
К. (доброжелательно): Секс, видимо, это когда вводят, а эротика
– когда на это смотрят.
В.: Понятно. А те, кто вводят, тоже смотрят? А когда выводят?..
Бред!
К.: Вот по долгу службы тебе приходилось общаться с очень многими
рекламистами...
В. (заинтересовавшись): Ну, да.
Л.: Ха-ха-ха, редкие подонки...
К.: Правда, что лучше, чем ты, никто не знает всю эту тусовку?
В.: Неправда. Эта репутация смешная и одновременно грустная для меня.
То ли потому, что я мобильный и вездесущий, часто мелькаю, люди говорят: «О, вот
ты-то знаешь все и всех!» Это далеко не так, и на самом деле я очень многих не
знаю, и они меня не знают. Просто почему-то сложилось такое мнение. Правда, оно
на меня работает и иногда мне помогает. И я не собираюсь от этого отказываться.
Если скажут: «О, оказывается, вы в России очень котируетесь как рекламный
писатель! А давайте, мы вас на фестиваль в Германию пригласим, все оплатим».
Конечно, я не буду отнекиваться!
Л. (обращается к Квасову): У тебя есть к Васюхину вопросы?
В.: Квасов! Кто такой Квасюхин?
Общий хохот. Видимость просветления.
Л.: Влад, тогда у меня созрел самый главный к тебе вопрос. Почему ты,
поэт земли русской, занимаешься такой <нецензурное существительное>?
Ну, я понимаю, почему ты пишешь в ресторанный журнал. Это богато, это модно. А
зачем ты пишешь про такое говно, как реклама?
В.: Хороший вопрос. Если отвечать серьезно… Ты готов слушать серьезный
ответ? Ну… Мне это интересно.
Л.: Хороший ответ. Все зарыдали!
В.: Мне это реально интересно! А потом, когда чем-то занимаешься
слишком долго, то уже грустно бросать. Чемодан без ручки – нести неудобно,
выкинуть жалко.
Л.: А зачем ты начал?
В.: Я начал, когда это все только начиналось. Меня пригласили в первую
газету о рекламе…
Л.: То есть тебя воткнуло, что ты будешь первым?
В.: И это тоже.
Л.: В каком это году было? В 91-ом?
В.: Сейчас уже трудно вспомнить… где-то около…
Л.: Ты тогда понимал в этом что-нибудь?
В.: А в этом вообще мало кто понимает! Ты читаешь, что пишут о тебе на
Составе, обсуждая новые твои работы? «Логвин – отличный дизайнер, но ничего не
понимает в рекламе!» У тебя что от этого клиентов меньше становится? Наоборот!..
Не так давно я спросил одного большого рекламного человека, Боба Купермана из
Нью-Йорка: а как рекламный критик может повлиять на отношения заказчика и
производителя? Он ответил: никак не может повлиять, может повлиять жена
заказчика, ее мнение более авторитетно в вопросе – принимать или не принимать
работу. И вообще в рекламе все понимают и все разбираются, как в искусстве,
например. Ведь реклама, как и искусство, принадлежит народу! Только народу на
эту тему высказываться некогда и лень. А мне за это еще и деньги платят.
Л.: Вот только не надо про деньги!
В.: Но это же тоже аргумент! Еще на фестивали рекламные езжу,
Канны-Шманны… Это приятно… Это те самые пряники, пресловутые.
Л.: Можно подумать, что в ресторанном журнале ты не ездишь на всякие
гастрономические мероприятия!
В.: Нет, на гастрономические фестивали я как раз и не езжу, зато
другие интересные вояжи бывают. В этом году в Австрии был, в Швейцарии, в
Италии…
Л.: Влад, когда ты начинал, ты был первый, а сейчас чего? По инерции,
что ли?
В.: Может, и по инерции. Да и не был я первым. Журнал «Реклама» начал
выходить, когда я только в первый класс пошел. Может, если я выпущу книгу, то и
прекращу этим заниматься.
Л.: А тебе приятно, что всякие <нецензурное существительное> на
Составе гадости пишут?
В.: Я что похож на мазохиста, по-твоему? Кстати, иногда эти
<нецензурное существительное> пишут и хорошо… Все это плата за
публичность. Если б я писал для домашней стенгазеты, мою писанину никто бы не
критиковал, а поскольку я выношу это на публику, было бы наивно ждать
аплодисментов, переходящих в овацию. А кого не критикуют? Только мертвых!..
Никита Михалков, Татьяна Толстая, Эдуард Лимонов, другие мои любимцы… Про них
иногда такие гадости пишут, а ведь они очень талантливые люди…
К.: Но звезды сами иногда организуют вокруг себя скандалы, чтоб их
ругали. Не было желания организовать скандал?
В.: Ваня! У меня нормальная система координат. Я понимаю: где звезды,
и где я... У меня есть подруга хорошая, актриса Театра на Таганке Ирина Линдт,
так вот я ее учил: «Будут тебе говорить журналисты или зрители: вы – звезда, а
ты им отвечай с улыбкой: морская…» Кому будет интересен скандал с моим
участием?!
К.: Насколько велика доля самопродвижения во всех твоих проектах?
В.: Знаешь, покойная Наташа Медведева, твоя землячка, кстати,
писательница и певица, бывшая жена Лимонова, с которой мы приятельствовали, она
говорила «Я же везде себя сую. Всюду: я, я, я!..» Это не специально, так человек
устроен. Просто кто-то все пропускает через себя. Я человек неравнодушный, «на
любой базар открываю рот».
К.: Тогда по-другому спрошу. А какова твоя миссия?
В.: Да нет у меня никакой миссии!
Л. (с восторгом): Слава?
В.: Знаешь, как Тацит говорил? Римский историк Тацит. «Слава – это
последнее от чего отрекаются мудрецы». Конечно, слава возбуждает, но в данном
случае она такая локальная, широкая известность в узких кругах. Уверен: мне было
бы достаточно показаться в телевизоре, в шоу у Малахова, и меня узнало бы на
порядок больше людей. А ты – слава…
Л.: Видно же, когда тебя цепляет, и в форумах ты вступаешь в какую-то
полемику местечковую…
В.: Иногда люди просто не догоняют, не врубаются, а я хочу быть понят
своей страной. Кроме того, я привык отвечать на письма...
Л. и В. (хором): Ха-ха-ха!
В.: …и эти реплики, постинги, это те же письма, только отправленные
публично. Зачем я пишу о рекламе или изредка придумываю ее? А зачем Ахматова
переводила корейские стихи, почему Маяковский делал «Окна РОСТа», почему Кушнер
преподает, а Борис Чичибабин, отличный поэт, работал кондуктором? Все потому,
что людям надо на что-то жить и надо чем-то заниматься. Я так устроен, что не
могу сидеть на чердаке в деревне и роман писать. Я должен быть во что-то
вовлечен, я – персонаж социальный, мне действовать надо, энергию
выплескивать!
К.: А что ты главное сделал? Есть какое-то детище?
В.: Никита Васюхин есть. Несколько стихов написал хороших.
Л.: Да кого <нецензурный глагол> твои стихи!..
К.: Да, кстати, кого <нецензурный глагол> твои стихи?
В.: Меня. Но в том-то и дело! В том-то и дело… «Что-то физики в
почете, что-то лирики в загоне», как Борис Слуцкий писал. Поэзия – это
архаическое занятие. Хотя сейчас, когда мы постепенно вползаем в застой, когда
свобода слова скукоживается, стихи могут снова стать востребованы. Люди будут
искать в них то, чего не будет в газетах и в телевизоре... Но что мы о стихах,
давайте о рекламе!
Л.: Давай не будем про рекламу <нецензурное прилагательное>,
лучше про людей!
К.: Про Тинькова?
В.: А я люблю Тинькова!
Л.: И я обожаю этого господина! Я понимаю, что чувак прикалывается по
полной. И его смысл жизни в том, что денег он уже заработал, у него есть
возможность приколоться, и он прикалывается. Но таких людей очень мало, которые
заработав определенное количество денег говорят: «Нормально, а теперь я баб
голых в рекламе сниму!» Я его за это уважаю. А ты можешь себя причислить к
людям, которые могут оттянуться?
В.: Безусловно! Я бываю эпатажен.
К.: Дело не в эпатаже, а в том, что бы делать то, что хочется.
В.: Ну, а чем я занимаюсь?! В принципе я и делаю то, что мне хочется.
Беседую, с кем мне хочется. Конечно, работая в средствах массовой информации, я
должен и всякие редакционные задания выполнять, но я и в этой рутине ищу
какой-то фан для себя. Если иду к неинтересному собеседнику, стараюсь сделать
так, чтоб он мне стал интересен и чтоб я ему стал интересен.
Л: То есть ты клонишь к тому, что ты – сугубый профессионал?
В.: Это не мне судить… Хотя, да, я – профессионал. Это и благо, и
проклятие.
Л.: А чем ты объяснишь, что у тебя такие интервью неровные?
В.: Условия, друг мой, условия разные бывают… Цейтнот. Алкоголь. Секс.
Театр. Другие отвлекающие факторы. Некогда человека разговорить. Некогда текст
отшлифовать. А у тебя что, всегда хорошая потенция?
Л. (озадаченно): Ты про какую потенцию говоришь?
В.: Про ту самую!
Л.: Так я и постарше тебя буду!
Затемнение на уровне просветления.
В.: Мне очень понравилось выражение – «уровень плохости». Ниже
определенного уровня я не упаду. Но мой провал и мой малоудачный текст для
кого-то может быть достижением. Я не могу Эвересты каждый день покорять. Есть
самоигральные собеседники. Тинькова или тебя, Андрей, спроси о чем угодно и
будет хорошо, будет интерес публики. Нет хороших вопросов, есть хорошие ответы.
А бывает, ты людей раскручиваешь, провоцируешь, а человек такой закрытый, да и
сказать ему нечего. Надо бы поговорить еще раз и еще, а такой возможности
нет.
К.: А тебе нравится, когда тебя называют не журналистом, а поэтом?
В.: Мне по большому счету все равно. Поэт – это громко и смешно. Лучше
– литератор. Поэт я, кстати, средний. У каждого сочинителя есть свои вершины.
Для меня – Пушкин, Ахматова, Бродский и еще ряд людей, которые писали или пишут
значительно лучше меня. Значительно лучше! И я это понимаю. Свою главную
проблему я вижу в том, что не создал свою строфу, не выработал свой узнаваемый
почерк. У меня этого нет. Но будет.
Л.: Я допускаю, что если ты останешься в истории, то не как поэт, а
как человек, писавший про рекламу. Тебя это устраивает?
В.: Брось! К тому времени и рекламу эту забудут, а уж тех, кто про нее
писал, и подавно. На самом деле самое главное – это личность. Остаться
личностью. Рано или поздно нас забудут, наши статьи, наши рисунки. Останется
эхо, останется легенда. Ты можешь не знать ничего о Сократе, но ты знаешь его
имя, ты можешь не читать Мольера, но осталась его фамилия. Мне кажется, я
личность харизматическая. Какая мне разница, будут ли помнить меня потомки? Я
кайф сейчас испытываю от того, что есть люди, которым я нужен, которые читают
меня.
Л.: Я тебя поймал! Основной постулат прикладной психологии – это то,
что человек нуждается в любви. Ты просто создаешь себе ситуацию, в которой тебя
некоторое количество людей любит и ты этим подпитываешься.
В.: Ты прав, доктор Фрейд. Но тут не все завязано на Интернете, на
рекламе. Если бы он завтра исчез, я бы реализовывал себя по-другому, писал пьесы
или… пел бы в подземном переходе!
К.: Вопрос к Логвину. Почему ты мне не даешь задать вопрос?
Смех.
Л.: Все, все, все, пусть Иван тебя спрашивает.
К.: Почему оба твоих интервьюера в шапочках, а ты нет?
В.: Я не люблю головные уборы. Особенно, шапочки.
К.: Это плавный переход к тому, что на всех фотографиях у тебя
прослеживается единый стиль, выстраивается определенный имидж…
В.: Брэнд должен иметь отличительные черты. Я, допустим, шарфы люблю.
И Париж за это люблю – там все в шарфах. Очень красиво! У меня много шарфов. И
галстуков много, но сейчас я их не ношу.
К.: Почему?
В.: Раньше галстук я надевал, чтобы казаться старше, а сейчас хочется
казаться моложе, поэтому маечки с дурацкими надписями ношу, джемпера… Вот Логвин
мне недавно подарил свою тишотку, на груди написано: «Все говно, а я художник».
Иван, что-то я очень серьезно и нестебно отвечаю.
Л. (засыпая): А это, знаешь, никого вообще не волнует!
К.: Есть некоторые противоречия. То ты говоришь, что существуют
несколько тысяч людей, которые заглядывают на твою колонку, которые тебе важны,
а с другой стороны ты говоришь, что рекламная критика никому не нужна….
В.: Нет никакого противоречия! Критика не на что не влияет, по
большому счету, кроме настроения тех, кого критикуешь. Критик – не корректор. Он
ничего исправить не может. И если я обругаю упаковку какую-нибудь, то
переделывать ее никто не будет. Так что все это обогревание космоса. Есть,
правда, надежда, что кто-то станет лучше, но уж очень она слабая. (Печально
смотрит на заснувшего Логвина) Видишь, Иван, ему ведь в принципе абсолютно
по барабану о чем я говорю!..
Полное просветление.
Можно сказать сатори.
Занавес.
Аплодисменты?
|