|
Премия и прения
Награда тебе будет больше,
когда ты станешь делать должное,
не надеясь на награды.
Иоанн Златоуст
На прошлой неделе Кирилл Смирнов, креативный директор DDB Russia, беспокойная душа, неожиданно прислал трем пишущим о рекламе журналистам - Бордюгу, Дицману и мне - письмо следующего содержания (видно спешил и волновался, поскольку даже про "привет!" забыл): "А можно я так в лоб спрошу, а вы что по поводу этой глупости думаете? Или я неправ и перед нами взвешенное и продуманное решение?"
И далее Кирилл цитирует разосланный urbi et orbi несколькими днями ранее пресс-релиз АКАР (орфографию и высокий стиль документа сохраняю в девственности): "Специальная комиссия Ассоциации Коммуникационных Агентств России долго совещаясь решила по традиции премировать двух журналистов, лучше и чаще других пишущих о рекламном бизнесе поездкой в Канны на 52-й Международный Фестиваль Рекламы "Каннские Львы 2005". Счастливыми избранниками, оказались Юрий Борисовский - обозреватель журнала "Индустрия рекламы" и Марина Носкович - обозреватель газеты "Бизнес".
Не знаю, что "по поводу этой глупости" ответили Кириллу мои коллеги, но я совершенно спокойно и дружелюбно отписал, что: а) уже получал премию АКАР (тогда еще РАРА) два раза; б) Юра Борисовский - действительно хороший журналист, мой приятель, и в моем субъективном рейтинге рекламных итогов года признан по итогам 2004-го "журналистом года". Таким образом, можно сказать, что и я лоббировал его кандидатуру. А вот имя Марины Носкович слышу впервые, текстов ее никогда не читал, поэтому без комментариев…
Отрадно, что Кирилл, которому, как и всякому русскому интеллигенту и лидеру отрасли, до всего есть дело, неравнодушно следит за телодвижениями специальных комиссий АКАР и судьбой распределяемых ими премий. Но я не буду комментировать сейчас акаровский выбор - лауреаты озвучены, и кто бы они ни были, поздравим "счастливых избранников". Однако поговорить об этой премии - идея хорошая.
Рекламным журналистам присуждают не так много премий. Можно сказать, почти не присуждают. А ведь это, помимо возможности сделать людям приятное, один из легальных способов стимулировать борзописцев обратить свое рассеянное внимание на рекламный бизнес и его деятелей. И премия АКАР, тем более подкрепленная оплаченным вояжем на Лазурный берег, вполне могла бы стать самой авторитетной, самой статусной, самой вожделенной. Увы…
Я говорю это "увы" вовсе не потому, что лауреатом-2004 назвали не меня, такого блестящего (в некоторых местах) интервьюера, весь год исправно формировавшего "Лигу чемпионов" и вообще развлекавшего читателей Состава разными разностями. Нет, никаких иллюзий, надежд и воздушных замков, ибо от нынешнего президента АКАР г-на Янковского лично я могу получить не премию, а разве что недопитой бутылкой Johnnie Walker по башке! Последний Московский международный фестиваль рекламы с его охраняемыми VIP-зонами, безобразным пресс-центром, невнятно составленной программой и т.д., фестиваль, который, как я уже много раз публично заявлял, отчаянно деградирует во многом по вине его президента - все того же г-на Янковского, окончательно испортил наши с ним отношения. Но это уже другая песня.
Вернемся к премии, придуманной еще в доянковские времена. На мой взгляд, главная проблема в том, что присуждается она без всякой логики и правил, а лауреаты, а значит и сама премия, не получают должной PR-поддержки. В последние годы мы с вами стали свидетелями появления множества наград, к примеру, литературных и театральных, и знаем, что: а) обязательно должно быть положение о премии, где четко расписаны критерии, условия и сроки; б) есть жюри, которое авторитетно и представительно, а главное - имена его членов не скрыты за туманным - "специальная комиссия"; в) есть номинаторы, их имена известны; г) есть шорт-лист. В конце концов, у премий есть название, эмблема, фирменный стиль, церемониальные традиции. В данном случае по всем позициям можно поставить прочерк.
Кстати, раньше эта награда АКАР называлась "Объективный взгляд" (в моем дипломе, полученном в 2003 году, написано именно так). Сейчас - просто безымянная премия, даже в официальном сообщении, размещенном на сайте ассоциации, она никак не поименована. Видно, акаровское начальство окончательно разуверилось в объективности рекламных журналистов и нашей способности что-то там разглядеть…
А как вам формулировочка из малограмотного пресс-релиза: "лучше и чаще других пишущих о рекламном бизнесе"? Ну, "лучше" - вопрос дискуссионный и субъективный: Льву Толстому, к примеру, автор "Гамлета" не нравился, так что же теперь, в угоду великому старцу запретить Вильяма нашего Шекспира? А вот "чаще"… Можно подумать, что количество публикаций (больше, больше, больше!) - это мерило качества. Неужели заметки взвешивали на весах, как макулатуру? Хотя это еще Довлатов сформулировал: "Россия - единственная в мире страна, где литератору платят за объем написанного. Не за количество проданных экземпляров. И тем более - не за качество. А за объем… Допустим, автор хочет вычеркнуть какую-нибудь фразу. А внутренний голос ему подсказывает: "Ненормальный! Это же пять рублей! Кило говядины на рынке…"
Так вот интересно, сколько же было номинантов, о которых спецкомиссия так долго совещалась? Кто этих претендентов выдвигал - сами ли себя, присылая свои тексты, или некие эксперты? А талантливые критические статьи, где отечественная реклама и ее творцы разносятся по кочкам, могут считаться "лучшими", достойными награды? А журналистские расследования про махинации и неэтичную рекламу? Вопросы, вопросы…
За время существования премии ее лауреатами становились (перечисляю по алфавиту): Тимур Бордюг, Влад Васюхин (дважды), Вадим Верник, Екатерина Винокурцева, Александр Гребенников, Роман Кутузов, Наталья Мандрова, Андрей Надеин, Глеб Протасенко, Сергей Рыбак, Ирина Хмелинская, Юрий Хнычкин. Возможно, какие-то имена из этого списка рекламистам известны, какие-то нет. И можно задать резонный вопрос: а почему среди награжденных нет безусловных "звезд": Филиппа Александрова, Маргариты Васильевой, Натальи Семиной, Иосифа Гольмана, Петра Банкова? А обращает ли всероссийская ассоциация внимание на журналистов из провинции? Пока в списке отмеченных только один немосквич - петербуржец Надеин…
О себе могу сказать, что никогда и никаких заметок или характеристик я в РАРА по поводу премии не представлял. Хотя, допустим, журналистская премия "Гонг", которая в номинации "рекламный журналист" присуждалась мне дважды (за "Колонку рекламоголика" в "7 днях" и полосу "Рекламный клуб" в газете "Сегодня", как давно это было!), предусматривает оценку конкретных текстов.
Думаю, и мне, и другим премия РАРА / АКАР присуждалась исходя из симпатий-антипатий награждавших. Так иногда бывает в премиальных делах, но тогда не надо называть это "по результатам года". Это называется по совокупности заслуг или по иным резонам - как писали в альбом дореволюционные барышни: "кого люблю, тому дарю".
Надо ли доказывать, что журналистика, как и реклама, как и любой другой публичный вид деятельности, нуждается во внимании, в том числе в поощрениях, рейтингах, премиях, "залах славы" и т.д. Поэтому в любом случае существование премии АКАР можно только приветствовать. Но надо ли доказывать, что премиальный механизм нуждается в серьезном совершенствовании. А вот если Кириллу Смирнову и другим молодым, энергичным, новым людям рекламы кажется странным выбор, который делают таинственные "специальные комиссии" АКАР по им одним ведомым критериям, то что им (вам!) мешает организовать альтернативную премию или конкурс для журналистов, пишущих о вас и о ваших делах? Ждем-с!..
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|