Александр Алексеев, президент ADCR: «Узок круг профессионалов…»
Завтра заканчивается прием работ на первый профессиональный конкурс дизайна и
рекламы ADCR Awards. Для тех, кто не в курсе, аббревиатура ADCR расшифровывается
как Art Directors Club Russia.
Александр Алексеев, первый президент российского Клуба арт-директоров, –
гость «Рек-тайма». Точнее, это «Рек-тайм» с утра пораньше отправился в гости к
г-ну Алексееву.
- Это, конечно, крайне негуманно с твоей стороны назначать интервью на
девять утра, поэтому если я буду тормозить и зависать, не обессудь… В какой
ситуации находится сейчас ваш клуб?
- В запланированной, что очень радует. Смотри. Поступают работы на конкурс. У
меня нет точных данных, но каждый день их все больше и больше. Это очень важно,
потому что главная задача клуба (помимо того, что надо создавать коммьюнити,
осуществлять образовательные программы, готовить молодые кадры) – провести
конкурс и определить лучшие работы года. Они затем уедут на европейский конкурс,
а четыре члена нашего клуба станут его судьями. А еще по итогам конкурса будет
издана книга – ежегодник лучших работ.
- Когда его ждать?
- Думаю, летом.
- Что в твоем понимании – «создавать коммьюнити»?
- Профессиональное общение – важнейший краеугольный камень клуба. Наконец-то
настало время всем собраться. И все профи это понимают. Я впервые ощутил эту
потребность в декабре прошлого года, когда мы пригласили реальных и
потенциальных членов ADCR в клуб «Кекс». Никогда я не видел в одном месте такого
количества достаточно разных, но в то же время близких и знакомых людей. Пришли
все, кто должен был прийти. Было ощущение совершенно нереального сбора!
- И главное – никаких тебе чиновников и, прости Господи,
экспертов!
- Что мне еще показалось важным – клуб инициирован самими творческими
директорами. С одной стороны, первое впечатление: ну, еще один московский
междусобойчик. Мол, собрались мейджоры, всех разрезали, себя наградили, спасибо,
до свидания. Де-факто это выглядит именно так, и оправдываться мне не в чем, ибо
основное количество качественного продукта производится именно этими людьми. Но
это деятельные люди! Весь драйв идет от них... И, мне кажется, сами они уже не
нуждаются ни в каких наградах.
- Это только так кажется… Все мы «немного Брежневы»…
- Кстати, про жюри. Вот что они говорят сами. Игорь Гурович: «Эта институция
создана не чиновниками, не политиками, а профессионалами, что крайне важно для
цеха». Евгений Добровинский: «Воспринимайте этот конкурс как общение». Или вот
великий книжный иллюстратор Николай Евгеньевич Попов, который ведет у нас
конкурс «Иллюстрация»: «Наша задача – найти лучших и наградить их». Митя Козлов,
который возглавляет жюри «Интернет-рекламы»: «Пришло время бескомпромиссных
конкурсов, где главное – не пиариться, а бороться». Тоже хорошая мысль... Мы
постараемся выявить стандарты, чтобы впредь ниже этого уровня в нашей рекламе
ничего не было.
- Будет, будет! Как заметил классик, «когда я упал на самое дно, снизу
постучали».
- Основной смысл проекта – это собрание профессионалов. Клуб назван ADC
Russia, а не как-то иначе, чтобы интегрироваться в подобный европейский клуб.
По-моему, это естественный процесс. Россия богата идеями и талантами, но у нас
до сих пор не появилось конкурентноспособного рекламного продукта. Мы в клубе не
собираемся искать «третий путь». Мы хотим добиться в сфере рекламы высокого
европейского уровня.
- Двести лет. Как английский газон... А по поводу пресловутого «окна в
Европу»... Когда вы рассчитываете официально вступить в европейский
клуб?
- До наступления лета, до того, как начнется общеевропейский конкурс. Пока мы
существуем как ассоциированные члены. Официальный прием произойдет после того,
как мы перечислим взнос.
- Утром – деньги, вечером – стулья? О какой сумме идет речь?
- На эту тему много шутили. По-моему, президент ирландского ADC сказал: «Ну,
Россия… Там, смотрите, сколько квадратных метров. Надо им вступительный взнос в
соответствии с территорией сделать». На что я ответил: «Не-не, ребята!
Площадь-то у нас велика, но узок круг этих профессионалов». В той же маленькой
Ирландии членов клуба арт-директоров, наверное, несколько сотен, а у нас будет
хорошо, если человек сто наберется… Клуб арт-директоров Европы действует по
принципу Евросоюза – «Единство в многообразии». В конкурсе могут быть отмечены
очень национальные по духу работы, которые будут непонятны, скажем, на Каннском
фестивале. Допустим, в прошлом году приз получил ролик из Италии, где
католический священник изгоняет дьявола из пожилой тетки на кухне, и вокруг
столпилась ее семья. Это интересно и, по-моему, такая реклама могла быть только
в Италии. И если мы привезем на конкурс континента работу, о которой все скажут:
«Это может быть только в России», я думаю, это будет шикарно.
- Когда подведете итоги?
- В конце апреля. А в мае пройдет скромная церемония.
- Почему – скромная?
- Конкурс – профессиональный, и награждение будет внутри этого круга. Вряд ли
нужно собирать стадион… Организовать гала-шоу – не проблема. Но с точки зрения
миссии и того, что называется ДНК, это будет неверно. Для начала надо
разобраться с профессиональным уровнем. Как только конкурс приобретет размах,
оборот, тогда, я полагаю, появится и все остальное.
- Буковка R в аббревиатуре клуба ограничивается Москвой?
- Нет, поступили работы из российских регионов, и это очень хорошо. Другой
вопрос, что в жюри вошли в основном москвичи. Но ведь наша реклама
столицецентрична.
- Вы, как я понимаю, все-таки не позиционируете свой конкурс в качестве
альтернативы Московскому фестивалю рекламы, более того, на декабрьской встрече в
«Кексе» я видел директрису ММФР, но общественность воспринимает вас именно как
главного конкурента…
- У нас не было цели стать альтернативой Московскому фестивалю, мы хотим
сделать профессиональный конкурс. И этим все сказано.
- А конкурс в рамках ММФР, значит, непрофессионален?
- Он не имеет такого конкретного позиционирования. И состав жюри у него
всегда шире круга людей, которые дизайн и рекламу делают. Туда входят и
менеджеры, и директора компаний. Я не вижу в этом ничего дурного, но это другой
конкурс. А слово «клуб» предполагает не замкнутость, а более отчетливый фильтр
именно по профессиональному признаку.
- Ну а есть ли смысл после вашего конкурса участвовать еще и в ММФР?
- Знаешь, как сказал Мао, пусть расцветает тысяча цветов. Конечно, это
смешно, когда в стране при, в общем-то, слаборазвитой рекламной индустрии, такой
жидкой и зыбкой, есть много конкурсов. Но, с другой стороны, конкурс – это
стимул для развития. Он нужен для людей творческих, чтобы себя потешить и
порадовать. Здесь важно соблюдать меру и не собирать пустопорожние награды… У
каждого конкурса должна быть своя база и миссия. Наша миссия понятна – поднять
стандарт индустрии. А миссия ММФР – обо всем и ни о чем.
- Конкурсом по гамбургскому счету деятельность клуба не ограничивается.
Что ты скажешь о ваших образовательных и кадровых проектах?
- Да, в рамках ADCR Awards есть специальная номинация для студентов – «Свежая
кровь». А параллельно внутри этой программы подготовки кадров совместно с
Некоммерческим партнерством продюсеров мы затеяли и проводим конкурс «Сними свой
ролик». Был бриф. В очередной раз – против наркотиков, поскольку мы хотели
придать социальное звучание. Пришло много сценариев, мы отобрали шорт-лист и
передали его молодым режиссерам. Эти ролики будут обязательно сняты, и мы
постараемся их опубликовать. Это один из способов открыть новые имена и ввести
их в коммьюнити.
- Студенты как-то скептически отнеслись к предложению стать «Свежей
кровью» за свои же собственные денежки, но об этом Состав уже писал… А что будет
еще?
- Планируется серия мастер-классов и лекций. Под брендом Европейского клуба
арт-директоров мы будем привозить сюда людей, которые смогут нам много
рассказать о профессии. Это не должен быть лекторий звезд, one man show, хотя
они и великолепные люди. Но, я не думаю, что даже такой уважаемый и тебе
знакомый человек, как Жак Сегела, может много дать для развития профессиональных
навыков.
- Скорее, Сегела воодушевляет, чем учит… Это такой понтифик европейской
рекламы…
- Эмоции – да, важно. Но в ближайшее время мы пригласим выступить в России не
Сегелу, а Майкла Конрада, супер-авторитетного человека с огромным опытом, за
спиной которого масса удачных проектов. Он создает сейчас в Берлине «Академию
рекламы» – что-то вроде МВА в области коммуникаций. Мне кажется, это будет очень
полезно. Нам надо ставить глаз и слух, поскольку часто рекламные идеи в России
недокручены, неинтересны…
- Вернемся к конкурсу. Приз клуба арт-директоров Германии, на ежегодную
церемонию которого мы с тобой недавно летали, представляет собой гвоздь, у
английских арт-директоров символом служит карандаш, а что будет в
России?
- Предложения разные. Хотелось бы, чтобы это было так же забавно, как
барабанные палочки в Портороже…
|