|
Нужны ли гусару сомненья?..
Нужны ли гусару сомненья, их горький и въедливый
дым, когда он в доспехах с рожденья и слава всегда перед ним? И в
самом начале сраженья, и после, в пылу, и потом нужны ли гусару
сомненья в содеянном, в этом и в том?
Булат Окуджава
Даже теперь, когда страсти-волнения унялись, рассчитывать
на спокойное отношение к этой работе (или, как говорят сами авторы,
«нестандартному подарку, акции, необычной оболочке») нельзя. Но именно теперь,
когда пафосное празднование 60-летия Победы – с президентами, парадом,
зачищенным от народа центром Москвы и юбилейными плакатами в окнах кабаков и
казино – ушло в историю, можно тихими глазами посмотреть и на этого неожиданного
«возмутителя спокойствия».
Я говорю о праздничной упаковке колбасы вареной «Докторской» бренда «Дымов».
Упаковке, на которой «изображена карта освобождения Европы от фашистской армии».
И попробовать разобраться (вам – без гнева, а мне – без пристрастия): все-таки
ужасно это или прекрасно? Кощунство или норма? Патриотизм или пошлость? «Гадство
форменное» или эффектный маркетинговый ход? Мимо кассы или точно в
цель?
Спросите: зачем ворошить вчерашний снег? Вроде бы все обсудили и
переварили… Ну так впереди новые праздники и, как следствие, новые упаковки по
случаю красных календарных дат. А главное – давайте посмотрим post factum. И
спросим самих «дымовцев» о реакции целевой аудитории на этот продукт, точнее, на
упаковку, ведь не колбаса же, приготовленная «по классическому рецепту в
соответствие с ГОСТом», стала раздражающим фактором! Кстати, и реакция
«дымовцев» на реакцию рекламного сообщества мне тоже страшно как интересна.
Когда недели за две до 9 мая они поместили на Составе пресс-релиз и фото
упаковки, то началось бурное обсуждение-осуждение. Тогда кто-то из постоянных
читателей публично спросил моего мнения. Мол, эта история похожа на случай с
рекламным плакатом московских концертов Jethro Tull (там два музыканта были
помещены на пьедестал памятника вместо Минина и Пожарского на фоне Храма Василия
Блаженного), о чем я с возмущением писал в одной из колонок. В случае с Jethro
Tull авторы большинства откликов не поняли и не разделили моего раздражения. Я
предполагал, что так оно и будет.
Простите, но придется процитировать тот текст: «Понятно, что
Минин с Пожарским – преданье старины глубокой, дней минувших анекдоты. И,
наверное, далеко не все назовут афишу Jethro Tull глумлением, оскорблением,
пошлостью и тому подобными словами. Но, представьте на минуту, если бы авторы
постера посадили Яна Андерсона с его флейтой на другой пьедестал – на коня
маршала Жукова (памятник Георгию Константиновичу находится неподалеку)?
Наверное, вы бы возмутились. Жуков – это очень близко к нам, это еще не
забронзовевшее, живое. Но ведь и Жуков, и Минин с Пожарским – звенья одной
исторической цепи. И они не должны быть объектом насмешек акул шоу-бизнеса и
рекламных рыбешек!..»
И вот, словно специально придумали, появился пример использования в рекламных
целях довольно близкого к нам, живого и без бронзы – карты Великой
Отечественной. И противников у этой рекламы оказалось гораздо, гораздо больше!
Только в случае с «Докторской» мне не хотелось добавлять искр в фейерверк
дискуссии. И не только потому, что там и без меня было красиво. И не потому, что
Вадим и его команда автору симпатичны. Просто я не увидел за всем этим насмешки
и пародии, как в случае с Jethro Tull. Географическая карта – это одно,
исторические образы – другое. Вас смущает, что облаченный в реликвию продукт –
вареная колбаса?! Меня – нет. Это один из самых массовых, народных продуктов.
Какой салат «Оливье» в его советской версии (в классической, дореволюционной
использовали паюсную икру и куропаток) обходится без «Докторской»?
И я немного знаю Вадима Дымова, бывшего лейтенанта, выпускника суворовского
училища, чтобы заподозрить его в конъюнктуре, «издевательстве над светлыми
чувствами ветеранов» и желанием срубить бабла на священной дате. Не такой он,
по-моему, парень. И я ответил ждавшему моей реакции человеку, что свое мнение
уже высказал лично г-ну Дымову. И точка.
Увидев эту упаковку впервые, ничего особенного я тогда Вадиму не сказал. Ну,
да – неожиданно, оригинально, интересно, неоднозначно, эпатажно, классно. Так
или примерно так. И сейчас задним числом от этих слов отказываться не буду –
полдюжины свидетелей есть.
Но не уверен, что колбасному королю так уж важно было чье-то там мнение.
Когда-то он заявил мне в интервью: «Я много читаю и очень много общаюсь, и все
это укрепляет интуицию. Но многие путают интуицию с интеллектом. Интуиция им
сначала подсказала, а после голова сказала: «Нет!», да еще гуру и эксперты
высказались. Я сторонник другого – прислушиваться к себе. У меня свое кино».
И на вопрос: «Бывали случаи, когда интуиция вас подводила?», Дымов тогда
отреагировал: «Если я об этом не вспоминаю, значит, не было. Было бы –
рассказал».
Короче, нужны ли гусару сомненья?! Гусару – нет, но летописцу – точно. И я
предложил выпить кофе и ответить на парочку вопросов пиар-директору компании
«Дымов» Ларисе Шишкиной. Немного о Ларисе: согласно недавнему опросу 70
журналистов деловых изданий, она вошла в список 55-ти лучших
пиар-менеджеров.
– Что думает Вадим и другие ваши сотрудники по поводу предъявленных
читателями Состава обвинений? Уверен, что за дискуссией ты следила внимательно,
поэтому пересказывать их не буду.
– Следила, хотя и не вмешивалась. Ты знаешь, Вадим не отвечает на критику по
принципу «Сам дурак». Он может ответить резко, но всегда аргументировано. И для
него, и для всех нас гораздо важнее реакция ветеранов войны – тех, на кого мы и
рассчитывали эту акцию. Так вот они отреагировали положительно! Есть
документальные подтверждения в виде благодарственных писем, в том числе от
председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы Героя
Советского Союза генерала Говорова. А главное – то, что я сама увидела и
услышала во время встреч с ветеранами. Это очень трогательно!
– Подожди, надеюсь, генерал Говоров благодарил вас не за то, что вы
растиражировали военную карту на батоне колбасы?
– Нет. Смотри: «За активную благотворительную деятельность по оказанию
адресной помощи ветеранам-фронтовикам». Или вот письмо от Л. И. Малыха,
председателя общественной организации блокадников Ленинграда, проживающих в
Крылатском районе Москвы (именно в Крылатском находится наш завод): «Ваш подарок
– это большая материальная помощь». Ты же понимаешь, что мы не планировали
зарабатывать на этой социальной акции! Конечно, колбаса в специальной упаковке в
праздничные дни продавалась в магазинах, но значительная ее часть вошла в
праздничные наборы, которые мы дарили ветеранам. И в этом основная идея. А тех,
кто обвинял нас в желании извлечь выгоду, могу успокоить: из-за новой упаковки
общий объем продаж нашей «Докторской» почти не изменился. И цена ее осталась
прежней, хотя праздничная оболочка нам стоила дороже. Это экономически
невыгодно, но мы сделали это.
– Что говорили ветераны? Подарки никто не возвращал?
– Ветераны, в отличие от бывающих на Составе маркетологов, как раз и не
возмущались! Мы даже специально спрашивали, что они думают по поводу всей этой
критики со стороны профессионалов. Отвечали нам так: «А есть ли закон, который
запрещает вам это делать? Если нет, то почему вы обращаете внимание?»
– Но есть же неписанные законы! Высказывались мнения, что этим шагом –
не благотворительностью, разумеется, а именно «особо извращенной формой
привлечения потребителей», вы подпортили репутацию
своему бренду…
– Мы так не считаем. Мы считаем, что поступаем правильно. И были уверены в
этом с самого начала. Мы хотели сделать оригинальные подарки. И сделали. А по
поводу «наживаться на Победе»?! Даже комментировать не буду…
– А как реагировали товароведы? Кто-то отказывался выставлять на
прилавок продукцию в «спорной» упаковке?
– Мне такие случаи неизвестны. К тому же, праздничная колбаса поступила
далеко не во все точки, торгующие нашей продукцией. Я вспомнила другую историю!
Недавно один директор магазина, очень верующий, возмущался по поводу нашей новой
марки с названием «Эль Дьябло»!
– Так называется туалетная вода от Антонио Бандераса!.. Вы сильно
расстроитесь, если профессиональное рекламное сообщество тоже отреагирует на
этот нейм негативно?
– В последнее время профессиональное сообщество на многое реагирует
негативным образом! Зависть – не зависть, не знаю… Мне кажется, хорошее
название!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|