КАННСКИЙ ПРОГНОЗ
«Свет гаснет. Публика дружно бьет в ладоши. Перед вами
сплошной чередой проходят самые креативные ролики планеты: сумасшедшее,
безудержное восхваление кукурузных хлопьев, диет для похудания, духов, джинсов,
шампуней, водки, шоколадных батончиков, вермишели, пицц, компьютеров, бесплатных
Интернет-сайтов, собачьих консервов, внедорожников – плоды вдохновенной и
безумной фантазии, проскочившие бдительную цензуру рекламодателей…»
Фредерик Бегбедер, «99 франков»
Послезавтра, 19 июня, открывается 52-й международный фестиваль рекламы Cannes
Lions. Как ни странно, это вполне себе позитивное мероприятие давно раскололо
рекламную общественность на два лагеря: энергичных сторонников и не менее
активных противников.
ТОЛЬКО ДЛЯ СУМАСШЕДШИХ!
Ну, со сторонниками понятно: для них Cannes Lions – всемирная рекламная
Олимпиада, главное событие года, смотр свежих креативных достижений, парад
оригинальных идей.
У противников свои резоны: ярмарка тщеславия, пустая трата денег,
междусобойчик. А главный аргумент: реклама – не искусство и не спорт, и конкурсы
ей ни к чему.
В обоих станах можно встретить, как относительно молодых бойцов, вроде А.
Лебедева и Ю. Грымова, так и «старейших практических рекламистов», работавших
еще под крышей «Внешторгрекламы».
К примеру, академик российской рекламы В.С.Черняховский вот уже десять лет с
придыханием вспоминает, как был членом каннского жюри. А все еще не академик
А.П.Репьев, автор бестселлера «Мудрый рекламодатель», мемуары о визите в
Канны’97 назвал «Сумасшедшие захватили власть в сумасшедшем доме».
В подтверждение своей любимой мысли («Конкурсы наносят огромный ущерб
рекламной индустрии… Реклама должна зарабатывать деньги рекламодателю, а не
фестивальные призы рекламисту») Репьев охотно цитирует колумниста Advertising
Age Боба Гарфильда: «Канны – это замечательное место. Единственная проблема –
реклама тошнотворна. Из 7000 работ невозможно смотреть 6925. Что мы видим?
Нарочитые эффекты, навязчивый режиссерский подход, секс и вульгарщину,
несмешные, неподходящие и ворованные шутки. Практики рекламы в Каннах успеха не
добиваются. Это ужасно, и с этим нужно что-то делать».
При этом Александр Павлович, вероятно, не в курсе, что замечательный Боб,
гневный критик Cannes Lions, свою последнюю книгу о рекламе («And now a few
words from me») представлял именно в рамках прошлогоднего Каннского фестиваля!
Помню, сидел он, почесывая рыжую бороду, и охотно подписывал продаваемые за
$24.95 экземпляры… Ну, а про то, что для рекламного агентства фестивальные
статуэтки – это будущие контракты, то есть, деньги, мне даже и спорить не
хочется – скучно...
В общем, господа, оставайтесь каждый при своем мнении, ругайте Канны или
восхищайтесь ими, топчите их в прямом или в переносном смысле, но вне
зависимости от вашей позиции послезавтра «гигантский бункер в неонацистском
стиле на набережной Круазетт» (определение Ф.Бегбедера) все равно распахнет
двери для делегатов главного рекламного фестиваля мира!
И при желании эта огромная пестрая толпа (точное число сегодня сказать
невозможно, ведь аккредитация будет продолжаться до 13 часов последнего
фестивального дня, но, как правило, это семь-восемь тысяч) сможет послушать
массу лекций и увидеть множество конкурсных работ.
А меня, кстати, на красной каннской дорожке на этот раз не будет: во-первых,
решил взять паузу, во-вторых, есть очень интересные дела в Москве.
С ЦИФРАМИ НЕ ПОСПОРИШЬ
Конкурсная статистика 2005 года давно известна. 4996 работ представлено в
номинации Film, 6699 – в номинации Press, 4668 – в Outdoor, 1897 – в Cyber, 1076
– в Media, 1614 – в Direct, 1020 – в Radio and 133 – в Titanium.
Больше всего представили США (3046 работ), Германия (2313), Бразилия (2
198), Великобритания (1698) и Испания (1113). Россия – 45 работ.
Последние два конкурса – каннская новинка. С конкурсом «радио» понятно, хотя
не очень ясно, как будет решена языковая проблема, и не соберут ли всех «Львов»
ролики с мычанием, рычанием и прочим вербальным минимализмом. А под Titanium
скрывается конкурс рекламных кампаний.
Итого – 22 101 работа из 81 страны. По сравнению с прошлым годом число
претендентов на призы увеличилось на 18 процентов.
Мыслимо ли все это посмотреть без ущерба для психики?
Сомневаюсь.
ЦАРЬ ГОРЫ
Как обычно, уже известны победители в почетных номинациях. Так,
«рекламодателем года» признан президентSony Computer
Entertainment Кэн Кутараги (Ken Kutaragi). Напомню, что именно эта
фирма заказывает рекламу для PlayStation, которую 26 раз отмечали в Каннах
«Львами», включая три Гран-при (1999 и 2003 – в номинации «пресса», а в 2005
главный приз за лучший ролик достался фильму «Гора»).
РОССИЙСКИЙ ЧЛЕН
В этом году Россия получила место в жюри самой зрелищной и обсуждаемой
номинации – Film. В.А.Евстафьев, официальный российский представитель Cannes
Lions, рекомендовал в судейскую коллегию Андрея Амлинского из Amlinsky creative
launch company. Не худший, надо сказать, вариант, но и не лучший.
Почему – не лучший?! Я очень сильно сомневаюсь, что Андрей будет лоббировать
и защищать или хотя бы не игнорировать и не подавлять интересы российских
участников.
В прошлом году, после своего ухода из BBDO, он заявил мне в интервью: «Я же
имею недобрую славу Тайсона российской рекламы, репутацию человека способного,
но с очень дурным характером. И всячески поддерживаю этот имидж». Ну что же,
Канны – самое правильное место для поддержания подобного имиджа и демонстрации
дурного характера.
Не секрет, что руководитель компании Amlinsky весьма невысокого мнения о
работе своих коллег – достаточно вспомнить его недавнюю реакцию на первый
конкурс Клуба арт-директоров России.
Помню, в прошлом году, когда Андрей впервые прилетел на Cannes Lions (в
конкурсе безуспешно участвовал ролик BBDO для «Кубанской буренки», соавтором
сценария которого он был), он с блеском в глазах говорил, что теперь-то знает,
что и как надо сделать, чтобы победить в Каннах, и вот в следующем году…
Не знаю, выставил ли Амлинский что-то из своих новых работ на нынешний каннский
конкурс (например, рекламу пылесоса со слоганом «Сосу за копейки»). Не
уверен.
«КОСМОНАВТ» В БИТВЕ ЗА «ЛЬВА»
Вообще, поименного списка российских участников Cannes Lions пока нет. После
прошлогоднего шумного и неумного пиара «Кубанской буренки» как 100% триумфатора
и такого же шумного ее провала, на этот раз мало кто отважился заявить публично
о своих каннских амбициях.
Вчера я звонил Евстафьеву в Париж, и Владимир Александрович повторил лишь то,
что давно известно из разосланного журналистам пресс-релиза: из России
выставлено 45 работ, в том числе 19 видеороликов, по 7 работ – в номинациях
Press и Media, 4 – в Outdoor, по 3 – в Cyber и Radio, и две – в Direct.
Звонок Игорю Лутцу прояснил, что BBDO Moscow представило два ролика, в том
числе «Космонавта», завоевавшего «золото» на Epica Awards. А звонок Ярославу
Орлову прояснил, что агентство «Инстинкт» (на мой взгляд, одно из самых
креативных в стране) не выставило в Канны ничего.
Известно, что в этом году на «Льва» впервые будет претендовать агентство
Promo Interactive, представившее портал www.dozorsms.ru. Этот сайт был создан
для SMS-игры «Ночной дозор», основанной на сюжете главного российского
блокбастера. Надеемся, он не повторит судьбу «Ночного дозора» в борьбе за
«Оскар». Два аудиоролика (недавно они были представлены на Sostav.ru) отправила
в Канны компания «Идальго Медиа», но произведет ли впечатление этот полублатной
шансон на международное жюри?..
Об остальных наших претендентах напишем позже. Если, конечно, будет о чем
писать, кроме того, что у этих агентств возникло желание и нашлись средства
оплатить конкурсный взнос.
САМ СЕБЕ ЖЮРИ
Откуда такой пессимизм в моих интонациях?.. Позавчера ездил в Дом музыки, где
по инициативе Leo Burnett Moscow проходило действо под названием «Каннский
прогноз».
Эту программу придумал в 1986 году, в Чикаго, директор креативных ресурсов
Leo Burnett Дональд Ганн как тренировку для сотрудников агентства. Были выбраны
лучшие ролики, снятые в мире за год, и предложено отгадать обладателя каннского
Гран-при. С 1998 года программа стала впервые открытой для всех интересующихся
рекламой. С 2003 года «угадайка» проходит и в Москве. Хотя прогнозы – дело
неблагодарное, за годы существования шоу было верно угадано 13 Гран-при из
15.
Нам представили 50 работ, отобранных леобернетовскими экспертами. Из них
требовалось выбрать 20, которые могут получить награды в Каннах. Такое вот
львиное лото – и забавно, и познавательно, и выгодно: победитель (тот, чья
«двадцатка» соберет в итоге больше всего наград) получит поездку на Лазурный
берег и увидит следующих «Львов» своими глазами.
В Top 50 попало по 14 роликов из США и Великобритании, 5 французских, 3
голландских, по два из Таиланда, Аргентины и Австралии, и по одному из еще 8
стран. И ни одного – из России! Наше Отечество было представлено лишь в
депрессивном ролике (кажется, американском) под названием «Русская семья»: у
сидевшего в обшарпанной квартире семейства кончалось молоко…
Кстати, немалая часть этих «лучших роликов» послужила бы отличной
иллюстрацией к тезисам вышеупомянутого А.П.Репьева о «нерекламной рекламе» и о
«псевдотворчестве»: понять, что рекламируют и зачем, из этих прелестных картинок
иногда было решительно невозможно! Воистину – хорошая реклама в товаре не
нуждается.
И все равно эти фильмы были сочинены и воплощены гораздо лучше, интереснее и
мощнее того, что денно и нощно крутится на наших экранах. Это была классическая
«каннская» реклама. Все те же «плоды вдохновенной и безумной фантазии,
проскочившие бдительную цензуру рекламодателей».
ВИДЫ НА УРОЖАЙ
Прогнозированием очередного фаворита в преддверии фестиваля активно
занимаются по всему миру и посвященные рекламе Интернет-ресурсы. По версии
посетителей adforun.com, один из самых вероятных обладателей Гран-при – ролик
«Grrr…», снятый для дизелей Honda британским отделением Wieden + Kennedy.
Однако эта во всех смыслах яркая работа уже получила Гран-при Epica Awards, и
в Каннах жюри может «прокатить» ее именно по этой причине, «наказав» «золотом»…
Эх, нам их проблемы! Нам бы их таланты!.. Разумеется, как и всякий патриот, я
буду рад, если какая-то работа из России завоюет каннского «Льва». Это престижно
и приятно. Это бодрит индустрию. Но, как и всякий реалист, верю я в это
«золото», «серебро» и даже «бронзу» с большим трудом.
Скорее всего, итог российского участия в очередной рекламной Олимпиаде будет
сильно напоминать финал виденного мною на днях в Театре на Таганке свежего
спектакля Ю.П.Любимова «Суф(ф)ле». Это «Суф(ф)ле» виртуозно приготовлено
мастером из произведений Кафки, Ницше, Беккета и Джойса. В конце динамичного, но
невеселого зрелища артист Антипов произносит скандальную фразу Ницше: «Бог
умер». И добавляет то, чего у философа нет: «Вскрыли завещание. Никому –
ничего».
Доживем до 25 июня, когда «вскроют» все итоги Cannes Lions. Увидим – кому
чего.
|