|
Цель – Церетели? Ну-ну…
Меня упрекали во всем, окромя погоды…
Иосиф Бродский,
[за два года до смерти]
Кто ж его посадит?! Он же памятник!
Савелий Крамаров [Косой],
«Джентльмены удачи»
71-летний Зураб Константинович Церетели снова возмутил спокойствие. Седина в бороду – бес в ребро. Не успели отгудеть страсти по поводу отказа питерцев установить в городе на Неве 6-метровый памятник Петру, подаренный им Церетели, как в начале августа неутомимый ваятель объявил о новом щедром презенте. На сей раз – москвичам и гостям столицы. В виде памятника Иосифу Бродскому.
Москвичи возмутились. И весьма нетрадиционным способом. Анонимная, она же инициативная группа граждан написала письмо. Думаете, Путину и Лужкову? Думаете, премьер-министру и министру культуры? Думаете, в ФСБ и МЧС? Думаете, городу и миру? Не угадали. Написали они самому скульптору. И вывесили эту петицию в Сети (на специально созданном для такого случая сайте), чтоб каждый обладатель PC смог присоединиться к их голосам, отправив ее на электронный адрес церетелевского секретаря. А тот, по их мысли, должен всю виртуальную почту передать боссу. Из рук в руки.
Вот это письмо, размещенное под шапкой «Спасем Бродского! Церетели – вон из Москвы» (текст воспроизводится с сохранением авторского написания и пунктуации).
«Уважаемый Зураб Константинович.
Мы, жители города Москвы, очень обеспокоены вашей деятельностью на территории нашего города. Нас очень волнует, что Ваши работы буквально заполонили наш город, при том, что их художественная ценность представляется сомнительной хотя бы части жителей Москвы. Наверное не было бы большой беды, если бы Вы проявили немного уважения к тем, возможно немногим, людям, которые вынуждены ежедневно портить себе настроение, наблюдая ваши работы на улицах родного города, и воздержались бы от установки в Москве новых скульптур. Поверьте, их в Москве и так уже избыточно много.
К сожалению, мы не питаем надежды, что кто-то в Москве способен остановить Вас, если Вы сами этого не захотите. Мы хотели бы попробовать последнее средство достучаться до Вас – прислать Вам это обращение. Пожалуйста, Зураб Константинович, нас Очень-Очень Достали ваши бронзовые монстры. Спасите, пожалуйста, наш город от них. Больше – некому».
Н-да… По мне, писать подобное – все равно, что просить у воды спасать утопающих. Кстати, у Бродского, которого намерены спасти (непонятно, правда, от чего или от кого), на эту тему есть строчка в «Песне невинности, она же – опыта» (1972): «Мы не знаем, кому сказать “не надо”».
Однако письмо было выброшено в Сеть 4 августа, а вчера ближе к вечеру, то есть за неполные пять дней, его уже переправили «на деревню дедушке» 11 368 человек.
Что меня смущает во всей этой односторонней переписке с Большим Братом?
a) То, что яблока раздора – самого памятника – почти никто из подписантов скорее всего не видел. На сайте с письмом соответствующей иллюстрации попросту нет. На официальном сайте Церетели – тоже. Мне не удалось разыскать фото во всем Интернете, чтоб продемонстрировать его здесь, хотя эту скульптуру из серии «Мои современники» я имел удовольствие лицезреть в прошлом году в галерее Церетели (ул. Пречистенка, 19) на его персональной выставке.
b) То, что в своем письме к «тирану от искусства» авторы ни словом не обмолвились о затее с памятником поэту, хотя заголовок-то «Спасем Бродского!». Никаких аргументов! Никакого искусствоведческого анализа! Они просто призывают Церетели вообще ничего не ставить в Москве. Даже если – а вдруг! – он создаст что-нибудь гениальное. А почему – нет? Вам что у Пикассо или у Дали все их «измы» и «периоды» одинаково страстно нравятся? Пока человек жив, он имеет право не только на взлеты, но и на падения.
c) То, что ничего страшного не произойдет, если где-то в Москве (кстати, пока так и неизвестно где) вместо свалки, пустыря или хрущобы появится сквер, а в нем памятник поэту. Дело всего лишь в размерах и месте.
d) И, наконец, меня изумил тон послания. Вы, господа, если гоните Церетели из Москвы, то не пишите ему «уважаемый», не выпрашивайте, как на паперти, у автора «бронзовых монстров» «немного уважения к немногим людям». Нестыковочка! Это, как сказал однажды Н.С. Михалков в адрес одного кинокритика, какая-то «моль с жалом» получается…
Я помню, как несколько лет назад столичная общественность боролась с установкой церетелевского памятника Петру I, как журнал «Столица» (Гельман, Мостовщиков и К) проводил акцию под не лишенным остроумия слоганом «Долой царя!». Понятно, что требовать «Долой поэта!» в случае с Нобелевским лауреатом нормальные люди не станут. Отсюда и – «Спасем Бродского!».
Хотя иные комментаторы новой антицеретелевской рекламной кампании сомневаются в самой целесообразности увековечивать великого поэта в столице покинутого им когда-то Отечества. «Почему памятник всемирно известному петербуржцу, которого с Москвой в принципе мало что связывало, должен стоять в российской столице, вызывает легкое недоумение» – недоумевает в «Газете СНГ» Варвара Злобина. Логика ну чисто женская. А что, в таком случае, связывало с Москвой Данте, чей бюст установлен в саду «Эрмитаж» между клубом «Парижская жизнь» и узбекским рестораном?
На самом-то деле инициаторы спасают не Бродского (он-то в Венеции, на острове мертвых, под скромной плитой). Ему этот памятник до звезды. Он воздвиг себе нерукотворный, к которому не зарастет если уж не широкая народная тропа, то узкая интеллигентская тропинка... Кстати, Церетели изобразил Бродского довольно неожиданно: на одном плече у поэта тюремный ватник, на другом – профессорская мантия. Метафора жизни, где от тюрьмы и от сумы не зарекаются… Есть в этой скульптуре некая карнавальность, на мой взгляд. Но разве сам Бродский не любил зимнюю Венецию, где карнавал – одно из главнейших событий? И, для справки, этот памятник Церетели делал… для Питера: в 2001 году «Альфа-банк» объявил конкурс проектов памятника Бродскому на Васильевском острове. Тогда проект Церетели не прошел даже в третий тур. Первый приз отдали единственной работе, где не было фигуры поэта: две вмонтированных в набережную вертикальных каменных плиты, на которых густо высечены строчки Бродского. Не могу сказать, что это красиво. Напоминает кладбище. Проект до сих пор не воплощен и неизвестно будет ли.
А они (это я уже к авторам письма возвращаюсь) просто свое настроение спасают. Имеют право. Но как-то неуклюже это делают. Явно среди них не наблюдается ярких рекламистов и пиарщиков. Лимоновские ребята и то гораздо изобретательнее.
А с Церетели бодаться бессмысленно. Во-первых, потому что он – гений. Во-вторых, пожилой человек, а старость надо уважать. В-третьих, он – власть: президент Академии художеств, царь искусств, король кича и прочая, прочая, прочая. В-четвертых, не захочет памятника Бродскому Москва, так Зураб Константинович его Нью-Йорку подарит или какому-нибудь американскому университету, где поэт преподавал или когда-то декламировал стихи. Или в Стокгольм откомандирует, где Бродскому вручали Нобелевку. Или, на худой конец, в деревню Норинское, где Бродский отбывал ссылку.
Так что оставьте З.К.Ц. в покое. Чем меньше реакции и шума будет на его «грандиозные композиции из литого и чеканного металла», тем больше времени он будет уделять живописи (а натюрморты его прелестны!)
Или придумайте что-нибудь более веселое и дерзкое, чем рассылка Церетели жалостливого спама. Есть предложения?
P.S. Чем прекрасен Интернет – своей оперативностью; тем, что в нем, конечно, найдется все; и тем, что опубликованное можно исправить или дополнить. Спасибо читателю под ником IB. Теперь можно увидеть фото предполагаемого памятника. В.В., вторник, 9 августа, 10.50.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|