|
И леса нет – одни деревья...
Они шумели буйным лесом, В них были вера и доверье. А их
повыбило железом, И леса нет – одни деревья. Давид
Самойлов
Беда не ходит одна. Не успели оправиться после смерти Филиппа Александрова
(Александра Семеновича Эйдинова), ведущего рекламного критика страны, создателя
сайта «о рекламе и жизни» creatiff.ru, как пришло новое нерадостное для
рекламного коммьюнити известие. Пока – на уровне слуха. Правда, слуха,
подтвержденного надежными источниками.
Умирает журнал «Индустрия рекламы».
Возможно, я употребил сейчас слишком экспрессивный и преждевременный глагол,
но из журнала уходит (или вынуждена уйти – не суть) его создатель и главный
редактор Наталья Семина, а вместе с ней часть творческой команды. К примеру,
ведущий обозреватель Юрий Борисовский. Уходят в никуда. Причина – разногласия с
новым владельцем – ИД «Проф-медиа», купившим «Индустрию рекламы» у ИД «Медиадом»
в декабре прошлого года.
Надо ли говорить, что главный редактор, если он не свадебный генерал, а уж
трудоголика Семину в такой роли представить трудно, – это пламенный мотор и
романтическая душа любого издания. Тем более, редактор-основатель. Он определяет
политику, формирует штат и портфель, создает атмосферу. Журнал – это, как
правило, диктатура. Диктатура главного редактора (даже при очень властном
издателе, даже при свободолюбивых «золотых перьях»).
В книге «Человечный маркетинг» (2003), которую Наталья Семина написала в
соавторстве, есть фраза: «Маркетинг тем и хорош, что здесь очень многое, точнее,
практически все, определяется личностями людей, которые принимают решения».
Так вот если слово «маркетинг» в данном контексте заменить словом «журнал»,
смысл нисколько не пострадает. Ведь журналистика – это тоже «очень человеческая
и очень творческая зона».
Можно приобрести журнал ради одного названия (речь, разумеется, не о покупке
экземпляра в киоске), но если после этого издание покинут хранители традиций и
его лучшие авторы, от конфетки останется фантик. Надежды читателей будут
обмануты. Пример – несчастный ветеран «Огонек», который на моей памяти
перестраивают и перезапускают уже который раз (вы, кстати, в курсе, что «Огонек»
уже благополучно покинули его последние и много чего обещавшие младореформаторы
Бершидский, Кожухова и Вдовин, за действиями которых читатели Состава следили не
так давно, как за реалити-шоу?)
…Когда не стало Филиппа Александрова в одном из некрологов (на
сайте eldesign.ru) написали: «Умер хороший человек. Вместе с ним умер хороший
ресурс. Вдвойне горько и обидно».
Готов подписаться под этим «вдвойне горько и обидно». Это плохо,
если умер (умирает или вот-вот умрет) созданный Филиппом сайт. Хотя для людей,
которые немного в курсе моих, мягко говоря, нелюбезных отношений с отдельными
завсегдатаями creatiff.ru, это может прозвучать странно: тебе ли, старичок,
жалеть?! А ничего удивительного: недоброжелатели и конкуренты держат в тонусе,
заставляют меньше спать и жрать, а больше работать. Без них – стагнация. И без
коллег тоже нельзя. Мнений должно быть много.
Интеллигентный и мудрый Филипп, с ним-то у меня были как раз доброжелательные
отношения, время от времени даже просил особо разнузданных «креатиффщиков» «не
ссорить нас с Владом», мол, у каждого из нас своя ниша. Кстати, прав Сергей
Яковлев, редактор петербургского online-журнала о рекламе, который в прощальном
слове Филиппу написал, вспоминая первые годы creatiff.ru, что его форум «на тот
момент представлял собой клубок интеллекта, остроумия, красноречия и прочих
замечательных качеств, которыми блистала тогдашняя тусовка профессионалов и
любителей рекламы… «Креатифф» знавал разные времена – расцвета и упадка, но как
только рука его создателя касалась клавиатуры, и появлялись статьи, треды и
постинги от Филиппа, – мгновенно утихали все споры, и жить становилось
легче».
В ноябре 2002 Филипп Александров был гостем «Эха Москвы». В Сети
есть расшифровка этой беседы. Вот фрагмент.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ, ведущий: Как шутят, пока правда не у нас, что телекритик – это
тот, кто критикует заставки между рекламами. А вы критикуете основную часть
ТВ. Ф. АЛЕКСАНДРОВ, рекламный критик: Я скажу, что телекритиков около 20
человек, а нас двое. В то же время реклама занимает 15% эфира. Так что
приходится отдуваться за очень большое количество. А еще есть реклама на радио,
в прессе, так что много всего…
Интересно, кого он имел в виду, говоря «а нас двое»? Может, Андрея Надеина,
Александра Гребенникова или Маргариту Васильеву? Может, Иосифа Гольмана, Игоря
Крылова или Наталью Семину? А, может, и меня? Да так ли это сейчас важно…
Главное, чтобы был тот самый второй. «Чтоб было с кем
пасоваться, аукаться через степь, для сердца, не для оваций, на два
голоса спеть!»
Плохо, что редеет и редеет этот и без того недлинный ряд людей, пишущих о
рекламе. Закрываются специализированные издания («Реклама», «Рекламист»,
«Рекламный мир», «Реклама и жизнь» etc) и телепередачи о рекламе.
А критики рекламным творцам и бизнесменам, кажется, все-таки нужны. Не так
давно известный московский рекламист Олег Лапшин (в бытность креативным
директором D'Arcy Ukraine) написал статью «Рекламная критика – прихоть или
необходимость?», где сетовал, что на Украине, в отличие от России, большая часть
рекламы никак не анализируется в прессе: «Но ведь кто-то делает весь этот
массив. И авторам, наверняка, интересно узнать мнение о своей работе. А если не
интересно им (глядя на многие рекламные материалы, я готов в это поверить), то,
наверняка, интересно рекламодателям. И опять же – это очень важно для индустрии
в целом».
Мы пережили смерть долго агонизировавшей и менявшей, как перчатки, главных
редакторов газеты «Рекламный мир» (пожалуй, молодому поколению рекламистов даже
невдомек, что было когда-то такое некогда авторитетное СМИ). И вроде бы ничего
страшного после ее закрытия не произошло – появилась (2001) и набрала силу
«Индустрия рекламы». Неужели и «ИР» теперь ждет та же судьба и уход Семиной –
начало конца?
Перемены… Но не уверен, что это именно те перемены, о которых пел Виктор Цой.
Не зря ведь древние китайцы желали своим врагам жить в эпоху перемен.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|