Зачем мобильный школьнику
Что гаджет в большей степени - time killer для ребенка или средство контроля взрослого?
|
Наталья Федоркова старший специалист по стратегическому планированию Leo Burnett Moscow |
Перед началом учебного года во многих школах родителям дают список рекомендованных вещей, куда входят тетради, учебники, пеналы, рюкзаки и т.п. Мобильный телефон прочно занял место среди необходимых атрибутов. Кому он нужен в большей степени - родителям или детям? И для чего?
На сегодняшний день 85% детей в России обладают телефонами (данные Synovate Comcon New Generation). Самый низкий процент у детей 7-9 лет – 67,5%, дальше количество возрастает: 10-12 лет - 87%; 13-15 лет - 95%. Процент наличия у девочек несколько выше, чем у мальчиков: 89% и 80% соответственно. Среди детей 35% пользуются смартфонами. В среднем по России количество владельцев смартфоном не превышает 22%.
Наличие телефона у ребенка для родителя означает «я тебя всегда найду». Общий психоз на тему безопасности своих детей объясняется тем, что сегодня перемещения школьника гораздо обширнее нежели, чем были у их родителей. Ведь последние, в большинстве своем, ходили в школу рядом с домом и играли во дворе под окнами. Современные дети часто ездят в лучшую / частную / специальную школу, после уроков у них дополнительные занятия иностранными языками / спортом / музыкой и т.п. В таких условиях родителям необходимо быть со своими чадами всегда на связи и следить за ходом их передвижений. Поэтому телефон становится чем-то вроде радара.
На рынке появляются телефоны и пакеты услуг мобильной связи, разработанные специально для детей и их беспокойных родителей. Так, например, недавно японский оператор сотовой связи DoСoMo, выпустил Android – фон для детей, который позволяет настроить запрет посещения определенных сайтов, а также оснащен в буквальном смысле сиреной. При нажатии на специальную кнопку включается звук такой силы, который сможет привлечь внимание всей округи. Уже существуют модели телефонов, в которых встроены GPS-оповещения. Время от времени система отправляет на мобильные телефоны или электронную почту родителей сообщения о местонахождении ребенка.
В пакетах услуг мобильных операторов появляются специальные предложения, помогающие защитить детей от мошенничества. Например, Мегафон запустил целую программу «Безопасное общение» и предложил пользователям услугу «Стоп-контент», позволяющую защитить себя и своих близких от непредвиденных расходов, связанных с обращениями к платным «коротким» номерам.
Разумные родители покупают своим детям очень дешевые телефоны, специально не заточенные под детей. Интерфейс в них отнюдь не ребенок-friendly; но дети легко с ним осваиваются. В отличие от пенсионеров, которым действительно по-хорошему нужен специально адаптированный (=упрощенный до нельзя) под них аппарат.
А как дети используют мобильный телефон? Почему они так стремятся обладать с ранних лет этим персональным гаджетом? В среднем по России самыми популярными функциями мобильного телефона у детей являются:
1. «принимаю звонки и звоню сам» - 95 %
2. sms – 73%
3. фотокамера – 65%
4. игры – 63%
5. mp3 проигрыватель – 52%
Примечательно, что в зависимости от возраста, некоторые из этих показателей существенно отличаются друг от друга. Так, к примеру, дети в младших классах пользуются телефоном сугубо утилитарно. «Звоню сам или отвечаю на звонки» - 94 % и только половина использует смс, в то время как к 13-15 годам процент сообщений возрастает до 84%. Это можно объяснить тем, что подросткам в отличие от детей проще писать, нежели решиться сказать то же самое вживую. Также с годами возрастает частота использования Blue tooth, возможность снимать видео, скачивать новые мелодии, игры. Особенно показательны данные по использованию мобильного интернета. В возрасте 7-9 лет только 6 % детей просматривают интернет и WAP-сайты, а в 13-15% таких 30%.
Wi-Fi используют 5% детей в возрасте 7-9, и 22% в возрасте 13-15 лет. До 12 лет количество детей, которые вообще не выходят в интернет с мобильного телефона, составляет более 50%, при этом к 15 годам 32% подростков делают это ежедневно (данные M'Index (12-15 лет) 2012/1 полугодие – Россия). Потребляемый контент также меняется с возрастом. Растет интерес к поиску информации и общению в социальных сетях и падает, например, к онлайн-играм.
В целом дети легко осваивают гаджеты. Мобильный телефон для детей это с одной стороны так называемый time killer. Во всем том, что не касается звонков и смс «я дома», практически все дополнительные возможности телефона используются ребенком для того, чтобы « убить время». Зачастую это спасает: какой ребенок вынесет час дороги?
С другой - вещь, которая для них становится символом взрослости, персонализированным гаджетом, который всецело принадлежит им. Тогда как, например, домашним компьютером чаще всего ребенок пользуются не один. Поскольку телефон - признак взрослости, то дети не хотят аппарат, который выглядит, как детская игрушка. Относительно же бренда телефона история точно такая же, как и у взрослых – соревнования кто круче. Мечта каждого – смартфон, но далеко не только из-за технических параметров, а скорее из-за многообразия игр и приложений.