Выпуск первый
Грешно ли заниматься рекламой?
Для начала - цитата:
"Лично я бы сейчас рекламщиков за оградой
хоронил, вместе с рекламируемой ими продукцией - стиральными порошками,
таблетками от импотенции и тампаксами…"
Кто сказал?
Православный священник отец Иоанн сказал.
Буквально две недели назад, накануне светлого праздника Рождества.
В интервью самой массовой московской газете. Корреспондент
полюбопытствовал: отчего, мол, актеров раньше хоронили за пределами
кладбища? Отец Иоанн растолковал этот "очень многогранный вопрос",
а после вдруг - без комментариев - отправил за кладбищенскую ограду
всех нас, адвокатов дьявола. И заодно почему-то закопал рядом ни в
чем неповинные товары массового спроса. Ну, ладно, тампаксы, но чем
ему "Ариэль" не угодил? Или батюшка предпочитает ходить
в нестиранном и несвежем?..
Конечно, мертвые не потеют, но перспектива обрести последний
приют у черта на куличках - согласно желанию о. Иоанна - меня почему-то
не вдохновила. Вас тоже?
Успокойтесь!
Еще недавно о. Иоанн был известен как Иван Охлобыстин, сценарист,
артист, репортер, телеведущий, соискатель депутатского мандата и -
attention! - сочинитель рекламы и PR-концепций. Из культовой фигуры
столичной тусовки он (человек, по-моему, талантливый и дерзкий) неожиданно
превратился в служителя культа, был рукоположен. Сперва сию новость
многие восприняли как скверный анекдот. В лучшем случае - неудачный
парафраз цитаты из Бродского ("Письма римскому другу):
Помнишь, Постум, у
наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще… Недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами.
Так и Охлобыстин: растет человек. Делает карьеру. Беседует
с небожителями. И сурово супит брови и грозит перстом, узрев среди
заблудшей паствы тех, с кем еще вчера куролесил в клубе "Экипаж"
- ненавистных ему авторов звонких фразочек или прелестных картинок.
Персонажей, имевших наглость назвать себя креаторами. То есть, творцами.
Это английское слово и все производные от него я ненавидел всегда.
И когда служил в рекламном агентстве, предпочитал представляться заказчикам
как "творческий директор", а не, прости Господи, "креативный".
А уж от вопроса: "Сколько стоит у вас креатив?" меня просто
тошнит. Но это так, к слову.
Разберемся до конца с о. Иоанном, который (если верить предисловию
к его интервью) общается с прессой исключительно с благословения самого
Патриарха.
Выходит, устами Охлобыстина говорит православная, или как ее
еще называют, ортодоксальная церковь? И деятельность на ниве рекламы
она считает самой порочной, развратной, попирающей христианские идеалы?
Или же наш герой даже в рясе не может обойтись без эпатажа
и разных штучек?
Не зря ведь в прошлом году, когда я заговорил об Охлобыстине
с режиссером Тиграном Кеосаяном (они вместе учились во ВГИКе), тот
заметил: "Ване я еще лет 13 назад сказал: завязывай играть в
сумасшедшего! Поверишь когда-нибудь... Но он человек-перфоманс. Человек-бурлеск.
Фонтан! И не надо его воспринимать по-другому. Он скрашивал мою юность,
студенчество. И я могу только позавидовать, что и сегодня он не исчерпался,
а продолжает фонтанировать..."
Может, так и надо? Фонтанировать, шокируя и пугая забредших
на рекламное поле овец. И Охлобыстин - священнослужитель нового века
и новой формации, а отнюдь не городской сумасшедший?..
Признаюсь, у меня сложные отношения с религией. Как и, вероятно,
у многих из вас, читающих эти строчки. Но даже самый циничный, самый
воинствующий безбожник из легиона рекламистов хотя бы раз в жизни
задавал себе вопрос: не грешно ли мое ремесло?
В учебниках и пособиях этот вопрос вопросов формулируют гораздо
мягче: социально-этические аспекты рекламной деятельности, ответственность
рекламы перед обществом и т.д. Но разве от этого легче?
Разве случайно преуспевающий француз Жак Сегела, приведший
к победе десяток президентов, и то назвал одну из своих книг покаянной
строчкой: "Не говорите моей маме, что я занимаюсь рекламой. Она
решит, что я - тапер в борделе".
Вы скажете, что не бывает профессий "грешных" и "праведных",
а есть профессионалы и ремесленники (последние и компрометируют любое
занятие).
Но почему же именно рекламу так не любит народ? Причем, не
только пресловутая "тетя Мотя", чьим мнением можно спокойно
пренебречь, а даже такие молодые интеллектуалы, как, скажем, солист
Большого театра мировая звезда Николай Цискаридзе! И что самое неприятное:
сильная неприязнь к рекламе распространяется, в первую очередь, на
тех, кто ее делает, а не на тех, кто заказывает эту часто насквозь
фальшивую музыку…
Кажется, выйди на улицу и спроси: чтобы бы вы запретили в первую
очередь - рекламу или чеченскую войну? И большая часть граждан ответит,
не задумываясь: рекламу!
И это не только сугубо российская ситуация. Я читал про одного
графического дизайнера из Швейцарии, который бросил свою хлебную работу
в агентстве, мотивируя это так: "Я перестал себя уважать. Я не
могу целыми днями думать только над тем, как получше соврать".
А возьмите нашумевший роман Пелевина. Разве не мучился главный
герой "Generation П" от того, что "мастерил для других
фальшивую панораму жизни" и заставлял людей "глядеть в пламя
потребления"? Помните, как этот копирайтер Татарский каялся:
"Я плохо и неправильно живу, я знаю… Я ведь ничего больше не
умею, как писать плохие слоганы. Но Тебе, Господи, я напишу хороший
- честное слово. Они ведь тебя совершенно неправильно позиционируют".
И ведь, если помните, написал: "Христос Спаситель. Солидный
Господь для солидных господ". Это фраза была долго популярна
в рекламных кругах…
Вы не задумывались: почему сейчас у нас нет (или почти нет)
социальной рекламы? Даже какого-нибудь безобидного "Позвоните
родителям". Не говоря уже о "Русском проекте" с его
окрыляющим "Все у нас получится". Что, клиенты дышат друг
другу в затылок, отпихивают локтями и несут деньги мешками, а потому
рекламистам не до продвижения абстрактных идеалов гуманизма и справедливости?
И не грешим ли мы, не следуя "наивному" призыву: "Спешите
делать добро"?
…Вы уже бросили читать? Или ждете ответа? Слишком много вопросительных
знаков расставлено в этом тексте?
Честно скажу: у меня ответа нет. То есть, он имеется, но исключительно
для внутреннего пользования. Я точно знаю, какие границы не переступлю.
Никогда и ни за какой гонорар. А вот где эти границы у вас…
P.S.
В том же интервью Ивана Охлобыстина спросили: о каком личном
подарке на Рождество он мечтает? "О четырнадцати фарфоровых зубах,
взамен мною утраченных в автокатастрофе под Дублином", - признался
о. Иоанн.
Ну, что же, господа хорошие, может, скинемся батюшке на зубы?
Глядишь, начнет наш пастырь улыбаться, тщательно пережевывать
пищу и станет добрее. И пропадет у него желание хоронить рекламщиков,
как собак, за оградой смиренного кладбища… |