Выпуск одиннадцатый
Любите ли вы чеснок?
На этой неделе я гастролировал в Риге -
читал лекции о рекламе. И эти строчки пишу в поезде - все равно делать
нечего... К своему 800-летию, его отмечали в прошлом году, латвийская
столица обновила фасады. Город чист и приятен глазу: Европа! А вот рекламы
на его улицах - всего ничего, во всяком случае, нашего московского винегрета
не увидишь. Когда с 26-го этажа гостиницы "Латвия" (там расположен
панорамный бар вроде нашего "Седьмого неба") смотришь на Ригу,
радует, что черепица островерхих крыш не изуродована всевозможными логотипами,
и наслаждаешься причудливой архитектурой, а не призывами что-то купить,
попробовать, ощутить...
***
Среди моих слушателей оказалась дочь известной латвийской актрисы Лилиты
Озолини ("Долгая дорога в дюнах"). И - мир тесен! - надо же
такому случиться, ее соседкой по парте была девушка, принимавшая участие
в съемках ролика с Озолини-старшей. Кинозвезду пригласили рекламировать
стиральный порошок "ОМО". А московского лектора, долго рассуждавшего
на тему "Знаменитости в рекламе", латышская коллега попросила
прокомментировать ситуацию, которая у них с этим роликом случилась.
Дело в том, что съемки завершились скандалом. Правда, вполне интеллигентным:
Европа! Ролик был снят, а затем потребовалось сделать его укороченную
версию и заново переозвучить. "Хорошо, - сказала актриса, - переозвучу.
Но я тут посоветовалась с юристами, и они мне сказали, что гонорар должен
быть другим. Они считают, что я должна получить 8 процентов дохода от
продажи порошка. Так принято на Западе…".
Естественно, на подобные условия производители "ОМО" пойти не
могли (а вы бы пошли?!), укороченный вариант ролика в эфире, и вообще
в природе, не появился.
Рекламистка интересовалась моим мнением: законно ли требование актрисы
и насколько правомерны ее ссылки на западный опыт? Я объяснил, что даже
Майкл Джексон и Мадонна не требовали от своих клиентов-рекламодателей
процента с продаж. Но вообще-то подобные закидоны - довольно типичное
явление для "звезд" с локальной известностью, любящих поговорить
о голливудских доходах…
***
Вот вам еще одна история о звездах в рекламе. В одном из местных журналов
я обнаружил, а затем показал своим слушателям весьма характерную рекламу
ресторана. Слоган: "Место, где встречаются звезды". В качестве
иллюстраций - несколько фотографий: шеф-повар ресторана пожимает руку
своим именитым гостям - Ростроповичу, Пьеру Ришару, Монтсеррат Кабалье,
а самое крупное фото - все тот же кулинар и Элтон Джон.
Понятно, что разрешения на использование их фото в печатной рекламе никто
из знаменитостей не давал. Их просто никто у них и не спрашивал. Однако
все тайное становится явным и, повторяю, мир тесен. Когда я показал эту
рекламу участникам своего семинара, одна девушка заметила, что это ее
фирма организовывала визит Элтона Джона в Ригу, и они уже отправили несанкционированную
рекламу менеджеру знаменитого музыканта…
***
Мой рижский вояж не ограничивался, к счастью, одними лекциями. Вечером
друзья показывали злачные места. Одно из наиболее сильных впечатлений
- чесночный ресторанчик "Kiploku krogs" на улице Маза Пилс.
Все или почти все блюда, подаваемые там, имеют в своем составе чеснок.
Даже кофе и мороженое - c чесночно-медовым соусом. Вместе со счетом официант
приносит пучок свежей петрушки - она отбивает острый запах.
Подумал: как же интересно рекламировать такой специфический ресторан!
Его хозяева заранее позаботились о "фишке". И, как ни странно,
заведение полно посетителей, в том числе женщин, которые чеснок не очень-то
жалуют.
Кстати, одна из особенностей этого чесночного рая - он расположен в двух
шагах от латвийского парламента, и многие депутаты - завсегдатаи этого
заведения.
***
Еще одно популярное рижское место (тоже подарок для рекламиста) - ночной
клуб "Полковнику никто не пишет", или просто "Полковник".
Конечно, гонорар Габриэлю Гарсиа Маркесу за использование названия его
знаменитой повести никто не платил, однако выбор, по-моему, очень удачный.
Ведь мы живем в эпоху постмодернизма, когда изобрести что-то совершенно
новое трудно, почти невозможно, да и не нужно. А вот налаживать новую
связь между уже известными, раскрученными названиями и визуальными образами,
вдыхать в них новую жизнь - путь очень интересный и продуктивный.
***
В Риге меня настиг e-mail из Словении: организаторы международного фестиваля
рекламы Golden Drum спрашивали, кого бы я, как представитель GD в России,
рекомендовал бы от нашей страны в жюри грядущего фестиваля?
Я попросил дня два на раздумье, и теперь вот, пользуясь случаем, хочу
спросить о том же у вас, господа. Учтите: кандидат должен быть достаточно
известен своими рекламными достижениями, а еще свободно спикать. У меня,
конечно, есть несколько кандидатов, но интересно, что думаете вы?
***
Зато я точно знаю, кого нужно в ноябре приглашать из Латвии в жюри Московского
фестиваля рекламы. Однозначно! Это мой приятель Эрик Стендзениекс, главный
креатор и владелец агентства Zoom. Кстати, познакомились мы с ним именно
в Словении, на прошлогоднем "Золотом барабане". Эрик - отличный
дизайнер, два года учился в Лондоне, остроумный парень. Его агентство
- одно из самых ярких и востребованных. На последнем ММФР Zoom в одной
из конкурсных номинаций завоевал второе место.
…Эрик, когда мы выходили из чесночного ресторанчика, рассказал почти анекдотическую
новость из Литвы. Тамошние депутаты специальным указом (!) запретили производство
водки под названием "Парламентская". Оказывается, народ подумал,
что ее выпускают сами парламентарии.
P.S. Вернулся в Москву, и первое, что бросилось
в глаза, реклама нового мужского журнала Maxim. Журнал, конечно, новый
только для нас, русских, на Западе он выходит довольно давно. Вот и российская
версия появилась, вслед за Men's Health, GQ и FHM. Шокирует слоган, под
которым преподносится Maxim: "Издатый для мужчин". Не "изданный",
как того требует русский язык, а "издатый". Сами догадаетесь,
какая буква "пропущена" в начале. Вопрос только: зачем? Очень
дурно пахнет этот слоган…
|