Выпуск
двенадцатый
А вы не мазохист?
Один мой работодатель, большой специалист
по директ-мейлу, говорил, что главное в письме - постскриптум, то есть
то, что "после письма". "Понимаешь ли, P.S. внимательно
читают даже те, кто мельком посмотрит остальной текст. Поэтому в P.S.
надо повторять или выносить самое главное".
В верности этой заповеди я убедился, прочитав отклики на последнюю свою
колонку. Новый журнал Maxim, начавший свою рекламную кампанию слоганом
"Издатый для мужчин" (свое "фи" по поводу этого словесного
шедевра я как раз и высказал в постскриптуме), стал объектом живейшего
обсуждения наших читателей. Вы спорили: допустима ли подобная фривольность
или нет? В общем, как там у Достоевского: тварь я дрожащая или право имею?
Один из аргументов показался мне просто сногсшибательным: мол, это допустимо,
ведь в обычной жизни рекламисты матерятся.
Ну, мы много чего делаем малосимпатичного в "обычной" жизни.
Допустим, сидим на унитазе, ковыряем в носу, пукаем, вычищаем грязь из-под
ногтей. Некоторые даже бреют подмышки. Но мы стараемся не делать всего
этого при свидетелях (участники дебильного маппет-шоу "За стеклом"
не в счет!). Допустим, не принято материться при женщинах и детях. Хотя
некоторые дамы охотно и очень искусно инкрустируют поток своего сознания
бриллиантами нецензурщины, а мой 6-летний сын, споткнувшись, может запросто
сказать: "б…!", это не значит, что такие слова я, как копирайтер,
потащу в рекламу. Не надо, господа, показывать в ролике, доступном миллионам
рассерженных зрителей, "факи" или руку лежащую, как у Майкла
Джексона, на промежности. Так что, я остаюсь при своем: "Издатый
для мужчин" - это хулиганство. И почему до сих пор дремлет наша чуткая
на филологические эксперименты мэрия для меня загадка.
Проблема "можно-нельзя" в рекламе одна из самых ключевых. Каюсь,
я люблю хулиганскую рекламу, рекламу с элегантным шоком. Так же обожаю
самоцветную русскую частушку с ее неизбежно срамными словами. Но! То,
что допустимо в узком, в своем кругу, совершенно неприемлемо для массовой
аудитории. Для нежелающих получать подобные мэсседжи. Ваша свобода самовыражаться
не должна ограничивать мою свободу жить в цивилизованном обществе.
***
За последние несколько лет мы избавились от многих табу. Я представляю
себя образца 1980-го года с помощью чудесной машины времени оказавшегося
в нынешней Москве. Я думаю, крышу снесло бы напрочь. И в первую очередь,
наверное, не от 20 сортов колбасы и водки без очереди, а от рекламы...
Вот сейчас в ЦДХ проходит традиционная выставка "Дизайн и реклама".
Самый оригинальный стенд - у незнакомого мне агентства "Loko-мотив",
которое организовало "Реабилитационный центр психологической помощи
жертвам рекламы". Натурально установлены лежалки, на которых стонут
и корчатся перебинтованные персонажи, а агентство приглашает при первых
симптомах рекламной горячки срочно обращаться к ним за профессиональной
помощью. Что и говорить, оригинально. Хотя немного отдает садо-мазохизмом.
На выставке встретил директора Киевского международного фестиваля рекламы
Максима Лазебника, тут же снабдившего меня буклетом своего форума. Из
программы особенно заинтересовало выступление доктора маркетинговых коммуникаций
и семиотики Софийского университета Христо Кафтанджиева. Затейливый болгарин
назвал свою речь так: "Маркиз де Сад и Зигмунд Фрейд - крестные отцы
рекламных агентств. Секс, садизм и юмор в рекламе". Про рекламный
секс и рекламный юмор я слышал тысячу раз, а вот садизм в рекламе - это
что-то новое. Во всяком случае. Еще ни на одном фестивале подобная острая
тема не поднималась. Поглядим, послушаем…
***
К вопросу о садизме. Я писал уже о новом московском мюзикле "Дракула",
который до сих пор рекламируется в Интернете как "величайший современный
мюзикл". На этой неделе я имел неосторожность это представление посетить.
К сожалению, встретили меня закрытые двери: "величайшее" шоу
отменили. Якобы по техническим причинам. Однако злые языки говорят, что
билеты на "Дракулу" расходятся с большим скрипом, огромный зал
полон проплешин, хотя зрелище вполне съедобное и достойное. Неграмотная
рекламная кампания, высокий костер необоснованных амбиций помешали "дракулятам"
раскрутить свой проект, как это с успехом сделал "Норд-Ост".
А отмена шоу - просто зачеркивает все рекламные потуги. Скажите на милость,
посоветую ли я кому-то идти на этот спектакль, если он может запросто
не состояться?!
***
К вопросу о мазохизме. На днях вышел из метро "Шаболовская"
и остолбенел: на заборе телецентра рядом друг с другом висело две огромных
рекламы - коммерческая и социальная. На первом щите - ярком и праздничном
- был изображен мужик, похотливо тянущий руку к бутылке пива. На втором
- черно-белом - на нас смотрел мальчик. Тяжелое детство, трагические глаза.
Слоган гласил: "Папа, не пей!". Какой умник повесил их рядом?!
Кто смонтировал этого любителя пива и несчастного ребенка? На месте пивоваренной
компании, выбросившей деньги на ветер, я бы… Но каждый из нас на своем
месте. И пусть каждый сам заботится о своем имидже!
P.S. Возможно, вы уже слышали… 12
апреля мы - sostav.ru и "Васюхин по пятницам" - устраиваем вечеринку
столичных рекламистов. Она называется "Чертова дюжина", поскольку
в следующую пятницу будет опубликована тринадцатая по счету колонка. 13
- число не круглое, повод для торжества - весьма условный и даже сомнительный.
Но мне, простите за нескромность, как булгаковскому Воланду, захотелось
"посмотреть на москвичей в массе". На рекламных москвичей, а
потому и родилась эта идея "сеанса черной магии с последующим разоблачением".
Мы пригласили "всю Москву". Если будет тесно, не обижайтесь.
Владельцы клуба "Алиби" гарантировали нам, что 300 человек поместится
вполне. Посмотрим. Я буду рад увидеть тех, кто пишет отклики на мои опусы.
Тех, кто не пишет, но читает. И тех, кто будет читать после 12 апреля.
Обещаем, скучно не будет. Кстати, если кто-то захочет как-то помочь с
организацией этой пирушки, милости прошу! |