Выпуск
тринадцатый
Вы любите, когда к вам пристают?
Тётенька, дай рубль!
А то плюну, а у меня - сифилис…
Городской фольклор
Ночью заскрипел факс и я проснулся. Белая
бумажная змея, выползшая из узкой щели, предлагала что-то купить и что-то
починить. Я сказал: <…> и снова забрался под одеяло.
Утром, чертыхаясь, набрал номер анонимной конторы, предлагавшей факс-рекламу.
Начал по-хорошему: "Девушка, как связаться с вашим директором?".
"Это еще зачем?" - насторожилась пэтэушница на другом конце
провода.
"Видите ли… я уже который раз прошу исключить мой номер из вашей
базы, вы обещаете, а мне все равно приходит абсолютно ненужная реклама.
Это домашний факс! Это вторжение в частную жизнь!! Вы меня задолбали!!!"
В ответ пэтэушница Таня разразилась фонтаном нецензурной брани. Ругалась
она громко, но как-то без выдумки, и я повесил трубку. И тут же набрал
номера тех фирм, чью рекламу мне прислали. "Вы работаете с такими-то?
Очень плохо, что работаете. Учтите: они хамы трамвайные и дилетанты. Они
рассылают вашу рекламу по домашним адресам тем, кому она не нужна, что
дурно сказывается на имидже вашей компании".
"Ох, вы знаете, нам многие на них жалуются. Мы им позвоним, чтоб
лично вам они больше ничего не присылали. Извините".
Я, конечно, извинил. Я добрый. Но зато теперь хорошо понимаю тех, кто
ненавидит рекламу. Раньше ведь я думал, что не любить это яркое и красивое
дитя цивилизации могут только очень ограниченные, неумные люди. Как же
я ошибался!
В последнее время все чаще ловлю себя на мысли, что терпеть не могу рекламу
- в ее дешевом и навязчивом варианте, эту трехкопеечную шлюшку, агрессивно
пристающую на каждом углу. Так пьяненькая дама с лисой - персонаж Инны
Ульяновой - домогалась в кафе Штирлица... Но если электронные письма с
приглашением на бухгалтерские курсы или на строительство новых финансовых
пирамид можно просто удалить, не читая, то с факсами труднее. И с листовками
на газетной бумажке (обмен-покупка, пластиковые окна, время худеть), которыми
два-три раза в неделю набивают мой почтовый ящик, тоже бороться сложно.
Разве что на ящике нарисовать красный круг с полосой по диагонали, перечеркивающей
слово РЕКЛАМА? Так ведь не поможет…
***
Помню, моя приятельница Рита Васильева, копирайтер из Питера, рассказывала,
как боролась с одним своим заказчиком - кофе "Чибо". У "Чибо"
был слоган "Давать самое лучшее" (или что-то очень похожее).
И Рита долго объясняла эротическую двусмысленность русского глагола "давать".
Рассказала про зануду, которому "легче дать, чем отказать".
Клиент (иностранец) все понял и сдался. "Давать" было заменено
на более нейтральное слово...
Когда тебя насильно пичкают рекламой (тем более отвратительной, неудобоваримой),
хочется заорать: "Ничего мне не надо! Ни худшего, ни лучшего! У меня
все есть!"
***
В июне собираюсь поехать поглазеть на "Каннских львов". Я уже
бывал в Каннах. Два раза. И этот грандиозный рекламный муравейник, конечно,
потрясает. И отлично прочищает мозги, очень четко видишь систему координат,
мировую планку. Возможность пройтись по Круазетт с живым Берлускони, Джерри
Янгом или Ричардом Брэнсоном, поговорить с Вимом Вендерсом, потусоваться
с лучшими людьми Leo Burnett - это, знаете ли, не на Краснопресненской
в ЦМТ пиво пить с локальными "звездунами". Хотя от некоторых
русских приходилось слышать ворчалки и пыхтелки по поводу того, что в
Каннах западным коллегам на них наплевать - в друзья не набиваются, работу
на Мэдиссон-авеню не предлагают, что их досугом никто не занимается (а
сами организовать свою фестивальную жизнь они почему-то не могут).
Короче, в Канны, друзья мои, на красную лестницу Дворца фестивалей, к
эпицентр мировой рекламы
Если найду спонсора, буду присылать с фестиваля ежедневные репортажи на
sostav. Если не найду и поеду за свои, то ограничусь одним большим текстом
по возвращении. Владимир Евстафьев, представляющий Каннский фестиваль
в России, узнав о моих планах, иронично заметил: "В твоем возрасте
искать спонсоров…"
Приятно, черт возьми, иметь имидж состоятельного человека!
***
Некоторое время назад наткнулся на информацию, которая меня позабавила:
Ogilvy&Mather угрожает бойкотировать Каннский фестиваль!
Сетевое агентство с мировым именем потребовало от организаторов фестиваля
подтверждения объективного судейства. Дело в том, что на последних "Львах"
две работы сингапурского отделения "Огилви" наградили, но при
этом заподозрили в них фальшивку: мол, у этих работ не было реальных заказчиков.
Провели оперативное расследование. Подозрения сняли, но "осадок остался".
Отсюда - громкое заявление. Ну, бойкотируйте, другим больше статуэток
достанется.
Вообще, по мнению организаторов фестиваля, в Канны поступает около 10
% (!) фальшивок, сработанных специально под фестиваль. Так что "Каннским
львам" в пору уже позаимствовать номинацию Киевского фестиваля -
"работы, не принятые клиентом".
***
Каждый раз по дороге в свой фитнес-центр я прохожу мимо салона красоты
с оригинальнейшим названием "Экстра-экстра".
В Голливуде существует приз "Золотая малина" - за самые худшие
фильмы и роли, в России есть "Серебряная калоша" - за сомнительные
достижения в шоу-бизнесе. Если когда-нибудь будет учрежден приз (анти-приз)
за самые чудовищные копирайтерские изыски, то я номинирую на него эту
"Экстру-экстру". Людям мало быть "самыми лучшими",
мало быть "сверх меры" и "чересчур". Они хотят быть
лучшими в квадрате. Сверхлучшими. Ну, будьте, если вам так хочется!
P.S. Прочитав прошлую колонку, один
из вас поинтересовался: какую именно хулиганскую рекламу я люблю? Хорошо,
в ближайшее время обязательно поделюсь своими соображениями на эту тему.
Пока же меня больше тревожат хулиганские формы распространения, а не воплощения
рекламы. Если у вас есть свой печальный опыт, пишите.
|