Выпуск восемнадцатый
Нужен ли Тарковскому "Золотой орел"?
"Пиши острее!" - требует мой издатель. Репутацию скандального
журналиста (на самом-то деле просто чуть-чуть осведомленного), заработанную
когда-то в рекламных кругах, надо постоянно поддерживать чем-то эпатажным.
Соленым и жаренным. Желтым.
Не хочу и не могу. Лето. Я сижу на чемодане…
***
Не так давно вдруг понял: что же такое эта пятничная колонка? Да ведь
мыльная опера, вот что! Моя личная "Санта-Барбара". Сериал с
более-менее постоянными персонажами (как в текстах, так и в форуме), где
есть "добрый следователь" и "следователь злой", "знайка",
"рубаха-парень", "бабушка-гадушка" и тому подобные
неизбежные типажи. Одни серии бывают интереснее (пища для ума), другие
скучнее (жвачка для глаз), но все равно - смотрят, то есть читают. Будучи
недавно в Киеве, на международном фестивале рекламы, я с удивлением обнаружил,
что о существовании моего "сериала" знают в разных местах бывшего
Советского Союза.
Читают. Иногда даже реагируют.
***
В махровые советские времена в газетах имелась рубрика "Действенность
наших выступлений" или "По следам наших публикаций". То
есть, если орган массовой информации кому-то вставил в одно место фитиль
или пригвоздил к позорному столбу, в соответствующих кругах наблюдалась
некая реакция и совершались определенные телодвижения. Недостатки искоренялись.
Сегодня же на прессу всем наплевать. Можно говорить и печатать, что угодно,
обнародовать любые вопиющие факты, некрасивые истории, можно вытряхнуть
чемоданы компромата - и ничего. Как в "Гамлете" - дальше тишина.
Почитали и забыли.
Тем удивительнее оказалась реакция организаторов проходящего на деньги
Сороса в Нижнем Новгороде фестиваля социальной рекламы "Мы/We"
на мою заметку (тех, кто не читал, отсылаю к выпуску №15).
Я искренне недоумевал, что организаторы этой акции собирались выплатить
членам жюри по 500 у.е. за то, что уважаемые судьи (в большинстве своем
московские знаменитости) согласятся приехать в Нижний. Нигде в мире подобного
нет. Ну не платят членам жюри. Не принято. Неэтично это! Тем более странно
башлять за судейство социальной рекламы, которая должна "сеять разумное,
доброе, вечное".
Приятно, что свое согласие с автором высказали в личном общении и переписке
Елена Нарышкина (директор ММФР) и Ирина Шмакова (директор новосибирской
"Идеи!"). Но вот что самое неожиданное: Олег Шакирский, организатор
"Мы/We", показал заметку членам жюри, "сытым, пузатым и
весьма небедным господам", и объявил, что они останутся без гонорара.
Мол, международная практика подобного не предусматривает.
Об этом мне тут же сообщил по мобильнику прямо с борта теплохода "Валериан
Куйбышев" один из судей, мой товарищ профессор Игорь Крылов. Профессор
рассказал, что члены жюри даже устроили между собой соревнование на самое
большое пузцо и пригрозил, что рекламное сообщество обложит меня красными
флажками. Однако признал, что все написано по делу.
***
Никита Михалков, учредитель новой кинопремии "Золотой орел"
(о чем я тоже писал несколько недель назад), объявил, что в дни предстоящего
Московского международного кинофестиваля этот приз будет вручен… Андрею
Тарковскому. Посмертно, разумеется. (Тарковский скончался в 1986 году).
Не знаю, как кинематографическую общественность, а меня его решение шокировало.
Оно из той же серии, что и нелепая перестроечная идея присудить Анне Ахматовой
за поэму "Реквием"… Ленинскую премию!
Как мы любим мертвых гениев! Они удобны. Скажем, если бы Никита Сергеевич
захотел осчастливить статуэткой Александра Сокурова или Алексея Германа
(что маловероятно, но допустим), строптивцы могли бы и отказаться. И даже
публично послать Н.С. куда подальше (что они время от времени и делают
в своих интервью). Скандал! Позор! А лежащий на Сент-Женевьев-де-Буа автор
"Зеркала" и "Ностальгии" от приза уже не откажется.
А планка у новой премии будет задрана высоко: ну как же, первый "Золотой
орел" - сам Тарковский!
…Этот театр абсурда можно развивать и дальше: прежде у нас было немало
великих режиссеров, актеров, операторов, сценаристов. Можно наградить
Эйзенштейна, отметить Веру Холодную, Шукшина и Геннадия Шпаликова (ведь
это его стихи "А я иду, шагаю по Москве" пел юный Никита Сергеевич
в знаменитом фильме). Только вопрос: а на …?!
"Чтобы помнили"? Тогда сделать это можно иначе, деликатнее.
В рекламных целях? Для раскрутки своего "Орла"? Тогда, извините…
***
Я сижу на чемодане. Мыслями уже в Каннах, на фестивале Cannes Lions. С
понедельника на Sostav. ru должны появляться мои письма русского путешественника
с главного рекламного форума.
Знаю, у многих российских рекламистов к фестивалям вообще и к Каннскому,
в частности, отношение пренебрежительное: тусовка! И призы распределяются
несправедливо.
Но чего ради, спрашивается, не самые последние в мировом рекламном деле
персоны платят сотни евро за право выставить свой ролик, плакат или сайт
в конкурс и тысячи - за возможность пройтись по красной лестнице, повариться
в профессиональном котле? У некоторых из них этих "Львов" уже
целый зоопарк, а, гляди ты, все равно рвутся на набережную Круазетт -
людей посмотреть, себя показать.
Артемий Лебедев, получивший в прошлом (или позапрошлом) году "Бронзового
Льва", после разглагольствовал в интервью, что Канны - отстой, скукота,
что фестивальный дворец - провинциальный дом культуры и т.д. и т.п. Слушать
подобное смешно. Если на Лазурном берегу все так тухло, зачем туда нос
совать?! (При этом, замечу, к Лебедеву я отношусь с почтением, а маму
его, склонную к эпатажу, но очень талантливую писательницу Татьяну Толстую
так просто читаю, как подорванный).
Нет, Канны здорово прочищают мозги. Меняется система координат. Посмотрев
17 тысяч работ со всего света, начинаешь иначе относиться к отечественным
шедеврам. И к тому, какой должна быть реклама.
***
На этой неделе мой любимый "Огонек" опубликовал результаты интерактивного
опроса. Читателям предлагали закончить фразу: "Самореклама - это…",
выбрав один из девяти вариантов ответа.
Результаты получились вот такие:
Буксир для бездарности - 21%
Двигатель торговли - 16%
Хороший способ себя посмотреть и других показать - 15%
Мне это не интересно - 14%
Без нее никуда - 13%
Не представляю, как этим заниматься - 7%
Двигатель прогресса - 6%
Лучший способ потратить деньги впустую - 4%
Двигатель цивилизации - 3%.
Я не очень понимаю, чем двигатель торговли отличается от двигателя прогресса
или двигателя цивилизации, оставим предложенные варианты на совести сочинителей,
но в целом итог в пользу культа личности. "Самореклама - адекватный
ответ на потребность в общении, в людях, в друзьях" - считает популярный
журнал.
А, по-вашему, что такое "самореклама"? Я неслучайно интересуюсь:
одна из ближайших серий будет посвящена именно этой теме. Неактуально?
Как сказать…
|