Выпуск
второй
Можно ли заказать вдохновение?
Сегодня поговорим… о крыльях.
У Геннадия Шпаликова, сценариста легендарного фильма "Я шагаю
по Москве", есть песенка с нехитрыми словами:
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли
Как вырастают эти крылья…
"Ну, и как же?" - уже слышу я нетерпеливый голос. Just a moment!
После публикации первой колонки ("Грешно
ли заниматься рекламой?") кто-то упрекнул меня: мол, не дал конкретного
ответа на поставленный вопрос. Подозреваю, что любители заглядывать в
конец учебника в надежде увидеть "да" или "нет", будут
страшно разочарованы: я в принципе не сторонник директивных сентенций.
Монополии на истину у меня нет. За этим, пожалуйста, к экспертам Российской
ассоциации рекламных агентств. Я же рассчитываю, что все последующие тексты
будут иметь в заголовке знак вопроса - как повод к разговору. Или к спору.
К сотворчеству. К поиску совместного ответа, точнее, ответов.
Такой вот представляю эту рубрику, о чем и было сразу сообщено
читающей публике в "тронной
речи".
Однако вернемся к заявленной теме. Человек, вовлеченный в творческий
процесс (не устану повторять, что реклама есть "искусство на службе
у бизнеса"), либо рождается крылатым, либо всю жизнь пытается отрастить
эти в обычной жизни ненужные органы. Но как? Из чего? По версии упомянутого
Шпаликова, "из ничего и ниоткуда. Нет объяснения у чуда".
Ох, уж эти пииты. Напустят тумана, из всего сделают проблему. Творческий
кризис, безработица души! Оказывается, можно спокойно работать - и преуспевать!
- без всяких там крыльев, без божества, как говорится, и вдохновения.
В моей библиотеке есть две забавные книженции: одну - "Рекламный
робот" - издал в Симферополе Я. Бронштейн, другую - "Рекламный
конструктор" - выпустила в Новосибирске Н. Власова. Оба автора,
явно друг с другом незнакомые, на голубом глазу заявляют, что научат любого
делать "крутую" рекламу. Надо лишь освоить дюжину-другую клише,
пардон, приемов и техник. И тогда каждая кухарка сможет управлять рекламным
государством! У нас героем становится любой!
…Дело даже не в агрессивной уверенности, что все можно "сконструировать",
"слепить", стать Огилви за 15 уроков. Кто бы спорил, знание
технологий, правил и рецептов необходимо, но только этого мало. Человек,
который полагается только на инструкции, логику да голую технику, рискует
сам в одно прекрасное утро превратиться в механизм по штамповке банальных
идей, в рекламного робота, как персонаж Кафки превратился в отвратительное
насекомое...
Работа в экстремальной ситуации, а именно так часто трудятся копирайтеры,
журналисты, дизайнеры, актеры, режиссеры etc, не позволяет ожидать у моря
погоды - внезапного озарения или яблока на голову. Кстати, согласно словарю
Даля, вдохновение есть "высшее духовное состояние и настроение, сосредоточение
и необычайное проявление умственных сил". Обратите внимание - высшее,
необычайное, то есть редкое. Поэтому многие либо выработали собственные
ритуалы организации труда (скажем, Бальзак садился за письменный
стол только в любимом балахоне, а многие московские рекламисты - только
при 100% предоплате), либо прибегают к проверенным стимуляторам особого
творческого настроя.
У одних этот стимулятор - алкоголь, у других - наркотики, у третьих
- чужое творчество (не раз был свидетелем, как в рекламных агентствах
в поисках идеи лихорадочно листают "Эпику бук" и тому подобные
фолианты). Кто-то прибегает к медитации, кто-то - к сексу. Знакомая журналистка
рассказывала, как однажды, на заре туманной юности, отправилась брать
интервью у классика советской музыки (фамилию классика упущу, дабы не
дразнить его потомков). И вот этот великий, богатый, убеленный сединами
композитор, отвечая на очередной вопрос, вдруг стал гладить интервьюершу
по коленкам (дело было летом, на даче). Гладил, гладил, а после вдруг
сказал: "Пойдем в спальню! У меня после ЭТОГО такая музыка пишется!.."
Казалось бы: счастливый человек! Совокупился - написал шедевр.
Вот так и курсируй до конца дней своих: от Клавы - к клавишам, от рояля
- в кассу, за гонораром. Если б все было так просто… Как заметил модный
писатель и преуспевающий ресторатор Дмитрий Липскеров, момент вдохновения
- самое крайнее из всех возбуждений, потому редко приходящее к человеку,
несмотря на все стимуляции входа в это состояние.
Да, аппетит не всегда приходит во время еды, пещеристые тела не
всегда достигают необходимой кондиции во время… э-э… ну, в общем, вы,
люди взрослые, поняли. Так и капризные музы не всякий раз посещают нас
в часы, отведенные для работы. Однако более эффективный источник вдохновения
человечеству еще не знаком.
Только работа.
Ежедневный тренинг, как у балетных. Ни дня без строчки, без мысли,
без движения. Чем чаще думаешь, тем больше шансов набрести на что-нибудь
стоящее. Для того чтобы взлететь, нужно, как минимум, разбежаться. Итак,
да здравствует работа, часто - напряженная, до полного утомления. (Не
говорите, что она любит дураков!) И - в разумных пределах - одиночество.
Творчество - процесс интимный.
Среди многочисленных прогнозов будущего, которые охотно публиковались
в конце ХХ века, есть и такой: к 2017 году (то есть еще при нашей жизни)
будет разработан метод искусственной стимуляции мозговой деятельности
для генерации идей. То есть вдохновение по заказу или по расписанию станет
реальностью. Ждем-с?.. Нет, работаем!
P.S. На открытии последнего Московского
международного фестиваля рекламы среди всей вампуки и эклектики оказался
один трогательный момент: участникам конкурса молодых креаторов раздали
крылья. Белоснежные такие. Красивые. И так симпатично они смотрелись за
их юными спинами… даже в глазах защипало! Не обломали бы их ребятам суровые
рекламные будни…
|