Sostav.ru - Васюхин по пятницам - Выпуск второй. Можно ли заказать вдохновение?
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Васюхин по пятницам
Версия для печати

Выпуск второй
Можно ли заказать вдохновение?

Сегодня поговорим… о крыльях.
У Геннадия Шпаликова, сценариста легендарного фильма "Я шагаю по Москве", есть песенка с нехитрыми словами:
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли
Как вырастают эти крылья…

"Ну, и как же?" - уже слышу я нетерпеливый голос. Just a moment!
После публикации первой колонки ("Грешно ли заниматься рекламой?") кто-то упрекнул меня: мол, не дал конкретного ответа на поставленный вопрос. Подозреваю, что любители заглядывать в конец учебника в надежде увидеть "да" или "нет", будут страшно разочарованы: я в принципе не сторонник директивных сентенций. Монополии на истину у меня нет. За этим, пожалуйста, к экспертам Российской ассоциации рекламных агентств. Я же рассчитываю, что все последующие тексты будут иметь в заголовке знак вопроса - как повод к разговору. Или к спору. К сотворчеству. К поиску совместного ответа, точнее, ответов.
Такой вот представляю эту рубрику, о чем и было сразу сообщено читающей публике в "тронной речи".
Однако вернемся к заявленной теме. Человек, вовлеченный в творческий процесс (не устану повторять, что реклама есть "искусство на службе у бизнеса"), либо рождается крылатым, либо всю жизнь пытается отрастить эти в обычной жизни ненужные органы. Но как? Из чего? По версии упомянутого Шпаликова, "из ничего и ниоткуда. Нет объяснения у чуда".
Ох, уж эти пииты. Напустят тумана, из всего сделают проблему. Творческий кризис, безработица души! Оказывается, можно спокойно работать - и преуспевать! - без всяких там крыльев, без божества, как говорится, и вдохновения.
В моей библиотеке есть две забавные книженции: одну - "Рекламный робот" - издал в Симферополе Я. Бронштейн, другую - "Рекламный конструктор" - выпустила в Новосибирске Н. Власова. Оба автора, явно друг с другом незнакомые, на голубом глазу заявляют, что научат любого делать "крутую" рекламу. Надо лишь освоить дюжину-другую клише, пардон, приемов и техник. И тогда каждая кухарка сможет управлять рекламным государством! У нас героем становится любой!
…Дело даже не в агрессивной уверенности, что все можно "сконструировать", "слепить", стать Огилви за 15 уроков. Кто бы спорил, знание технологий, правил и рецептов необходимо, но только этого мало. Человек, который полагается только на инструкции, логику да голую технику, рискует сам в одно прекрасное утро превратиться в механизм по штамповке банальных идей, в рекламного робота, как персонаж Кафки превратился в отвратительное насекомое...
Работа в экстремальной ситуации, а именно так часто трудятся копирайтеры, журналисты, дизайнеры, актеры, режиссеры etc, не позволяет ожидать у моря погоды - внезапного озарения или яблока на голову. Кстати, согласно словарю Даля, вдохновение есть "высшее духовное состояние и настроение, сосредоточение и необычайное проявление умственных сил". Обратите внимание - высшее, необычайное, то есть редкое. Поэтому многие либо выработали собственные ритуалы организации труда (скажем, Бальзак садился за письменный стол только в любимом балахоне, а многие московские рекламисты - только при 100% предоплате), либо прибегают к проверенным стимуляторам особого творческого настроя.
У одних этот стимулятор - алкоголь, у других - наркотики, у третьих - чужое творчество (не раз был свидетелем, как в рекламных агентствах в поисках идеи лихорадочно листают "Эпику бук" и тому подобные фолианты). Кто-то прибегает к медитации, кто-то - к сексу. Знакомая журналистка рассказывала, как однажды, на заре туманной юности, отправилась брать интервью у классика советской музыки (фамилию классика упущу, дабы не дразнить его потомков). И вот этот великий, богатый, убеленный сединами композитор, отвечая на очередной вопрос, вдруг стал гладить интервьюершу по коленкам (дело было летом, на даче). Гладил, гладил, а после вдруг сказал: "Пойдем в спальню! У меня после ЭТОГО такая музыка пишется!.."
Казалось бы: счастливый человек! Совокупился - написал шедевр. Вот так и курсируй до конца дней своих: от Клавы - к клавишам, от рояля - в кассу, за гонораром. Если б все было так просто… Как заметил модный писатель и преуспевающий ресторатор Дмитрий Липскеров, момент вдохновения - самое крайнее из всех возбуждений, потому редко приходящее к человеку, несмотря на все стимуляции входа в это состояние.
Да, аппетит не всегда приходит во время еды, пещеристые тела не всегда достигают необходимой кондиции во время… э-э… ну, в общем, вы, люди взрослые, поняли. Так и капризные музы не всякий раз посещают нас в часы, отведенные для работы. Однако более эффективный источник вдохновения человечеству еще не знаком.
Только работа.
Ежедневный тренинг, как у балетных. Ни дня без строчки, без мысли, без движения. Чем чаще думаешь, тем больше шансов набрести на что-нибудь стоящее. Для того чтобы взлететь, нужно, как минимум, разбежаться. Итак, да здравствует работа, часто - напряженная, до полного утомления. (Не говорите, что она любит дураков!) И - в разумных пределах - одиночество. Творчество - процесс интимный.
Среди многочисленных прогнозов будущего, которые охотно публиковались в конце ХХ века, есть и такой: к 2017 году (то есть еще при нашей жизни) будет разработан метод искусственной стимуляции мозговой деятельности для генерации идей. То есть вдохновение по заказу или по расписанию станет реальностью. Ждем-с?.. Нет, работаем!

P.S. На открытии последнего Московского международного фестиваля рекламы среди всей вампуки и эклектики оказался один трогательный момент: участникам конкурса молодых креаторов раздали крылья. Белоснежные такие. Красивые. И так симпатично они смотрелись за их юными спинами… даже в глазах защипало! Не обломали бы их ребятам суровые рекламные будни…

Обсуждение закончено
Dolce Vita, 2011-2012 г.
Array
Карт-Бланш, 2007 г.
Array
Карт-Бланш, 2006 г.
Array
Рек-тайм, 2005 г.
Array
Лига чемпионов, 2004 г.
Array
Влад-Салат, 2003 г.
Array
Васюхин по пятницам, 2002 г.
27.12Выпуск сорок пятый, заключительный. Кто сказал, что надо бросить песни на войне? 
31
20.12Выпуск сорок четвертый. Бескомпромиссные итоги рекламного года 
66
15.12Выпуск сорок третий. А вы спешите делать добро? 
27
06.12Выпуск сорок второй. А вы пишете на деревню дедушке? 
26
29.11Выпуск сорок первый. Путешествие будет опасным? 
15
22.11Выпуск сороковой. Есть ли в России молодые львы? 
53
15.11Выпуск тридцать девятый. Сколько стоит свобода слова? 
34
01.11Выпуск тридцать восьмой. А вы - мафия? 
10
25.10Выпуск тридцать седьмой. В какой стране мы проснемся 1 января? 
24
18.10Выпуск тридцать шестой. Тина Баркалая захотела свободы? 
46
11.10Выпуск тридцать пятый. Что делать с тайными творцами? 
23
04.10Выпуск тридцать четвертый. Вы верите в магию имени? 
22
27.09Выпуск тридцать третий. Зачем вы, девушки, Масяню любите? 
39
20.09Выпуск тридцать второй. Поговорим о простоте? 
67
13.09Выпуск тридцать первый. Вы уже начали учить слова? 
45
06.09Выпуск тридцатый. А у вас-то какая миссия? 
26
30.08Выпуск двадцать девятый. Почему теплоход без намордника? 
48
28.08Выпуск двадцать восьмой. Секс в рекламе не нуждается? 
29
16.08Выпуск двадцать седьмой. Как насчет "еды и женщин на скорую руку"? 
43
09.08Выпуск двадцать шестой. В каком кино вы хотели бы жить и с кем? 
18
02.08Выпуск двадцать пятый. У вас какая карма по жизни? 
42
19.07Выпуск двадцать четвёртый. Поможет ли реклама российскому кино? 
20
30.06Выпуск двадцать третий. Когда мы начнем убивать драконов в самих себе?
23.06Выпуск двадцать второй. Вам хочется песен?
16.06Выпуск двадцать первый. Почему в России нет своего Огилви?
09.06Выпуск двадцатый. Почему рекламисты становятся рекламофобами?
02.06Выпуск девятнадцатый. Что бы вы сделали, если бы были Еленой Нарышкиной?
26.05Выпуск восемнадцатый. Нужен ли Тарковскому "Золотой орел"?
19.05Выпуск семнадцатый. Зачем вам фрукты с кладбища?
12.05Выпуск шестнадцатый. Вы хотите жить на Ландышевой улице?
05.05Выпуск пятнадцатый. Почему хот-дог не может быть холодным?
28.04Выпуск четырнадцатый. Вам фокусник не нужен? 
1
21.04Выпуск тринадцатый. Вы любите, когда к Вам пристают?
14.04Выпуск двенадцатый. А вы не мазохист?
07.04Выпуск одиннадцатый. Любите ли вы чеснок?
31.03Выпуск десятый. Зачем приватизировать словарь?
24.03Выпуск девятый. Почему ушел Виталий Власов?
17.03Выпуск восьмой. Почему люди любят, когда их облизывают?
10.03Выпуск седьмой. Все решает пиар?
03.03Выпуск шестой. Проживет ли Россия без рекламы?
24.02Выпуск пятый. Сколько стоит Алла Пугачева?
17.02Выпуск четвертый. Как назвать унитаз? 
1
10.02Выпуск третий. Сколько в России настоящих дизайнеров?
03.02Выпуск второй. Можно ли заказать вдохновение?
27.01Выпуск первый. Грешно ли заниматься рекламой? 
1
20.01Влад Васюхин решил тряхнуть стариной (интервью) 
1
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов