Выпуск двадцать третий
Когда мы начнем убивать драконов в самих себе?
|
В небе нашем приклеен коршун.
Я на краткость судьбы не сетую.
Мы соседям башку раскрошим
ради мира и милосердия.
Андрей Вознесенский
|
Деталей и точных реплик уже не вспомню,
но впечатление неизгладимо.
Я видел этот рекламный ролик несколько лет назад.
Снят он то ли немцами, то ли французами. Сюжет: телестудия, прямой эфир,
лощенный ведущий, "истинный ариец", отпускает реплику по поводу
иммигрантов - мол, что-то много стало у нас в стране "черножопых",
надо бы всех прогнать. И тут вдруг из-за камеры выходит разгневанный
оператор, швыряет на пол наушники и кричит: "Постой, но ведь я
из Турции!". "А я индус!" - говорит звукооператор и вырубает
пульт. Гример, костюмер и уборщица, оказывается, тоже "цветные".
"А я из Африки!" - заявляет осветитель (что, впрочем, и так
видно) и… вырубает все софиты. И ошарашенный шовинист один-одинешенек
сидит в отрезанной от мира студии…
В России подобных роликов не снимают. У нас ведь,
как в фильме "Цирк", с национальным вопросом все в полном
порядке. "Славься Отечество наше свободное, дружбы народов надежный
оплот!" - далее по тексту. Это ничего, что в разных местах страны
стали появляться заминированные антисемитские плакаты. Это ничего, что
на стенах и заборах пишут черной краской: "Хачики, домой!".
Это ничего, что озверевшая толпа футбольных фанатов может избить и японских
музыкантов, приехавших на конкурс Чайковского, и официантов китайского
ресторана, и торговцев "кавказской национальности".
Нет, нельзя сказать, что народ безмолвствует. По
всем перечисленным поводам четко, жестко и недвусмысленно высказываются
мои коллеги-журналисты. Реагируют деятели культуры, самые совестливые
и непродажные из них. Такие мощные личности, как режиссер Алексей Герман,
настойчиво повторяют, предупреждая: "Россия никогда на ненависти
к другим народам не выезжала… Фашизация - это очень понятная штука.
В России кричат: Хайль!.."
Да, кричат. Все чаще и все громче. И почему-то на
это никак не реагируют рекламисты.
* * *
Почему в России сегодня нет социальной рекламы? Настоящей,
острой, злободневной. Которая, говоря словами Чехова, "не врач,
а боль". А есть лишь пародия на нее, жалкое подобие в ничтожных
объемах - о пользе воды кипяченой и о вреде воды сырой.
Ах, вы загружены заказами, господа креаторы? Руки-ноги
не доходят? Ну, конечно. Рекламный бум, рынок растет, как на дрожжах.
Зачем рисовать бесплатные плакаты и снимать ролики за свой счет, чувства
добрые лирой пробуждать, сеять разумное, блин, и вечное, когда можно
настричь конкретной "зелени" с реальных клиентов? И кому,
скажите вы, на фиг нужны все эти "Позвоните родителям!", "Посадите
дерево!", "Не бегите на красный свет!" и тому подобные
сопли в сахаре?
Нужны. А не хотите лирических соплей - говорите о
наболевшем.
Только вот, оказывается, что затронуть серьезные
проблемы (Чечня, свобода слова, наркомания, коррупция, союз с Лукашенко,
разгул бюрократии, истребление природы, сокращение рождаемости - продолжать?),
ткнуть общество носом в разъедающую всех нас ржавчину - себе дороже.
Лучше промолчать. Спрятать голову в песок. И продолжать рубить свою
"капусту".
Вспомните ролик "Гринписа" с суровым Николаем
Фоменко на фоне сожженной, опустошенной, выпотрошенной земли: "Когда-нибудь
вы поймете, что деньги нельзя есть!..".
Не вспоминается? Не видели? Да как же увидишь, если
"Закон о рекламе" с его обязательным для средств массовой
информации 5% выделением эфира и газетных площадей под социальную рекламу
почти никем не соблюдается. Рекламные паузы и так раздуты до неприличия,
о какой еще "социалке" может идти речь? Куда ж ее, родимую,
втиснуть?
* * *
В минувший четверг я был в эфире "Эха Москвы".
Кто-то из слушателей - добрая наивная душа! - задал вопрос: "Почему
сейчас так много рекламы пива и нет рекламы, пропагандирующей здоровый
образ жизни?" Да потому, ответил я, что некому этим заниматься.
Ни государству, ни частным лицам просто нет никакого дела.
У нас, если и создают социальный плакат, то по обязаловке,
да еще и с лукавством: аршинными буквами, так что за километр видно,
напишут слово "КУРЕНИЕ?" и мелко-мелко - "Нет времени!".
И в итоге запомнится только глагол. И выходит антиреклама здорового
образа жизни.
Давай, закурим, товарищ по одной!
Давай закурим, товарищ мой!
* * *
Я не люблю писателя Сорокина (дома всего одна книга,
злополучное "Голубое сало", да и ту подарили).
Я люблю писателя Лимонова (у меня целая "лимоновская"
полка, включая изданное на Западе).
Я люблю писательницу Толстую (скупил все).
Я неоднозначно отношусь к писателю Виктору Ерофееву
(в моей библиотеке пять его сборников) и к писателю Виктору Пелевину
(тоже представлен несколькими книжками).
И все это - факты моей частной, мало кому интересной
и мало кого касающейся биографии.
Но вот появились персонажи, считающие возможным мне
и вам диктовать: что читать, а что бросить в костер для барбекью. Откуда
взялись эти создания, полагающие, что место книгам - в огне? А место
писателя - на нарах?
Я, как вы догадались, об "Идущих вместе".
Куда они идут? И почему тянут за собой все общество?
Сначала эта группа граждан вызывала смех: ну, шалят
ребята, шутят. Молодо-зелено. Юношеский максимализм. Забавный пиар-ход:
"вредные" книжки предлагают поменять на "правильные".
А сейчас от их акций берет оторопь. Очень уж активны эти молодчики,
точнее, агрессивны. Запретить, убрать, наказать - вот их методы.
Они действуют. Они не слезают с телеэкранов. Про
них пишут. А что же мы не отвечаем им хотя бы посредством социальной
рекламы? Почему не боремся с желанием построить всех в колонны и постричь
под одну гребенку?
Да, я не хочу читать постмодерниста Сорокина - и
не читаю! Я выступаю против его творчества своим рублем. И только! Но
это не значит, что я потребую запретить читать его романы своему соседу,
свату или брату. А у нас, кажется, дело идет к тому, что скоро уже в
метро начнут изымать у пассажиров томики "не тех" авторов.
Санитары леса, полиция нравов, они же - "Идущие вместе", пройдутся
по вагонам и вычистят всю идеологическую грязь. И жить станет лучше,
жить станет веселее! Мы уже так жили. Спасибо!
Но вы думаете, что они одними литераторами обойдутся?
У этого "generation П" и до рекламы руки дотянутся. Кассеты
с чьими роликами будут топтать и жечь завтра перед "Останкино"?
Чьи щиты начнут заклеивать? Кого призовут упечь за решетку за лекцию
"Секс в рекламе"? Помолчим - увидим.
Так и будем молчать, пока они "идут вместе"?
* * *
На любого "великого диктатора" всегда найдется
свой маленький Чарли Чаплин, который ткнет в него своей тросточкой и
все увидят, что тиран смешон и ничтожен.
Но, как в сказке Шварца, убить дракона можно только
в том случае, если прежде убьешь его в самом себе. Убьешь страх перед
страхом.
|