|
Выпуск двадцать четвёртый
Поможет ли реклама российскому кино?
|
Приходи на меня посмотреть…
Анна Ахматова
|
Не люблю видео. Когда мне предлагают
на вечерок "очень хорошую кассету", обычно вежливо, но твердо
мотаю головой. Или взамен (вот язва!) рекомендую поглядеть шедевры мировой
живописи на почтовых марках, спичечных коробках и рисовом зерне. Нет,
друзья мои, кино надо смотреть на большом экране. Оно для этой простыни
и снимается. Кстати, давно вы в кино-то выбирались?
Заметьте, я даже не спрашиваю: любите ли вы его?
Есть люди (и весьма достойные), которые терпеть не
могут театр, оперу, балет и тому подобное хоровое пение, а вот кино…
"Этот луч, прямой и резкий, эти тени, голоса заставляют меня плакать
и смеяться два часа, быть участником событий, пить, любить, идти на
дно…". В общем, прав был поэт, "жизнь моя - кинематограф".
Кино любят все. В сталинские времена (как сейчас
помню!) ни один фильм не выходил в прокат, пока вождь лично не посмотрит
его на своей даче в кругу соратников. Но тогда и фильмов снимали - раз,
два и обчелся.
Особенно любят кино подростки и барышни. Помните,
у Булгакова в "Собачьем сердце" гениально замечено: "Кинематограф
у женщин - единственное утешение в жизни".
Скоро этого самого утешения станет много. Гораздо
больше, тем имеется теперь. А у вас, господа рекламисты, должен появится
новый клиент - российский кинематограф. К патриотическому призыву "Покупайте
отечественное!" скоро, возможно, прибавится другой: "Смотрите
отечественное!". Государство (в лице министра культуры Швыдкого)
и Н.С. Михалков (которого сейчас нередко обвиняют ни больше, ни меньше
в монополизации нашего кинематографа) всерьез озабочены подъемом отрасли.
Оптимист Михалков утверждает, что кризис в нашем
кино преодолен, а Швыдкой обещает, что будет сниматься 100 фильмов в
год - в два раза больше, чем сегодня.
Полсотни - тоже цифра впечатляющая: каждую неделю
- свежая лента. Ох, если бы!
и потому второй вопрос: давно ли вы видели на большом экране
отечественный фильм?
А хороший отечественный фильм?
А плакат, рекламирующий снятую в родных пенатах ленту,
где-нибудь попадался?
А хороший плакат?
Удивительно, но факт: посмотреть в своей стране в
нормальных условиях свой отечественный фильм мы не можем (или можем,
но с великим трудом - утренние сеансы, затрапезные залы). Я с ужасом
прочитал в одной из газет, что толпа российских киноманов отправилась
на международный фестиваль в Карловы Вары (!), поскольку там должны
были показать несколько новых российских лент, в частности, "Русский
ковчег" Сокурова. Это не-нор-маль-но.
Но в нашу с вами компетенцию не входит восстановление
проката, строительство мультиплексов или введение квот на зарубежные
фильмы (во властных структурах поговаривают и об этом). Мы - о рекламе.
Я не настолько наивен, чтобы думать, будто реклама
сделает из типичного российского фильма (скромный бюджет, вялый сюжет,
скучные диалоги, невнятная режиссура, локальной известности актеры)
полноценного конкурента голливудской продукции. К тому же, что такое
реклама кино? Прежде всего - увлекательная нарезка из шедевра, который
нас зазывают посетить. Плюс - отзывы критики. Плюс - "сарафанное
радио", то есть отклики знакомых. Но без пиара сейчас никуда.
Вот за что в кинематографической среде так не любят
Грымова?! А его не любят. Мне рассказывал один известный режиссер, как
одиноко Юрий слонялся на "Кинотавре", где показывали его "Му-Му".
И газеты писали с издевкой: мол, рекламщик экранизировал классику. И
дело не в том, что Грымов - сравнительно молод, обеспечен, хорош собой
и раскручен. Проблема в том, что он - чужак, пришел в кино из другой
тусовки. У него другие методы продвижения фильма. Трудно себе представить,
чтобы Глеб Панфилов или, скажем, Эльдар Рязанов с такой настойчивостью
рекламировали свою новую работу. Интервью, репортажи со съемочной площадки
- но не более. Без помпы, без шумихи, без обещания выдать шедевр. А
Грымов же рекламировал свое "Му-Му" с такой яростью и страстью,
что казалось, должно появиться "то, чего на свете нет". Многочисленные,
часто нелепые информационные поводы, вплоть до предложения Микки Рурку
сыграть глухонемого Герасима и установки памятника тургеневской собачке…
во Франции. А этот слоган "Спаси Му-Му!"?!
Последний грымовский фильм "Коллекционер"
успеха не имел. Шумихи вокруг его создания было поменьше (поменьше,
чем обычно бывает у Юрия, но слишком много для российской традиции).
Хотя был предпринят даже такой свежий (для России) пиар ход, как экскурсия
для всех желающих на съемочную площадку.
Хотим мы того или нет, но в кинорежиссуру пришли
рекламщики и клипмейкеры, люди, знающие, что такое маркетинг и промоушн.
По одному-два фильму успели выпустить Андрей Разенков, Егор Кончаловский,
Роман Качанов, Филипп Янковский, Григорий Константинопольский и др.
Они знают, как надо продвигать свой товар на рынок. Они (и Грымов, в
первую очередь) экспортировали сюда западные стандарты продвижения кино
(правда, рекламные бюджеты остались российскими). Если б еще и сами
фильмы поднялись до лучших европейских и американских образцов!..
Говоря о рекламе кино, как снова не упомянуть Никиту
Михалкова? Никакой Грымов не переплюнет рекламную кампанию "Сибирского
цирюльника". Национальный масштаб! Бери выше - мировой, с прицелом
на "Оскар".
После "Цирюльника" выпускать фильм без слогана
как-то даже и неприлично. А слоган выбрали весьма показательный: "Он
русский. Это многое объясняет".
Недавний фильм Дениса Евстигнеева, молодежную комедию
о первом сексуальном опыте, рекламировали и пиарили на широкую ногу.
Я тоже приложил к этому руку, сделав интервью с режиссером для "Огонька"
(журнал был одним из информационных спонсоров). Особенно выделялись
уличные щиты. На них написали только название фильма. От этих щитов
шарахались пенсионеры, беременные и слабонервные - "Займемся любовью".
Оригинальный плакат был у фильма "Москва",
снятого не так давно по сценарию скандально известного Владимира Сорокина:
на нем изобразили трепетную Татьяну Друбич (верхнюю ее часть) и слоган
"Жизнь жестче".
Выйдя из кинозала, глядеть на этот постер без истеричного
смеха было уже нельзя. Во-первых, для рекламы взят кадр из эпизода в
баре, где героиня Друбич занимается любовью (пристроившегося сзади партнера
не видно). Во-вторых, лаконичный девиз - часть диалога. Одна дама в
этой "Москве" спрашивала у другой: "Знаешь, чем жизнь
отличается от х..?! Жизнь жестче".
Известно, что в Голливуде реклама фильма съедает
значительную часть его бюджета. Там к этому привыкли. Убедились в эффективности
и неизбежности рекламной кампании (еще бы при такой зверской конкуренции!).
Наши же продюсеры и прокатчики пока еще делают робкие шаги. Но все-таки
делают.
Если российское кино возродится, то у нас приживется
и обретет цивилизованные черты product placement (реклама внутри фильмов
как органичная часть сюжета). Кино станет интегрированной маркетинговой
коммуникацией. Можно помечтать и дальше: появятся товары и услуги, так
или иначе связанные с популярными отечественными фильмами. Например,
солярий "Утомленные солнцем", автосервис "Хрусталев,
машину!", фитнес-центр "Старые клячи", турбюро "Окно
в Париж". Кстати, рестораны "Белое солнце пустыни" и
"Кавказская пленница" в Москве уже есть. Зрители будут жаждать
носить, пить и есть то, что видели у "звезд" в кино.
Если народ стройными рядами пойдет в кинотеатры,
то пышным цветом расцветет кинореклама. Понятно, что теперь (капитализм!)
перед сеансами будут крутить не бесплатный "Фитиль" с "Хроникой
дня", а рекламные ролики продолжительностью полторы-две минуты
и даже более. Хороший формат! Но это уже совсем другая тема…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|
Васюхин по пятницам, 2002 г. |
|
|
|
|