|
Выпуск
двадцать девятый
Почему теплоход без намордника?
|
Слоняюсь под Новосибирском,
где на дорожке к пустырю
прижата камушком записка:
«Прохожий, я тебя люблю!»
Андрей Вознесенский |
Прошлые выходные провел в Новосибирске.
Представился случай - «халява, сэр!», а поскольку в Венеции я был шесть
раз, а в Сибири ни разу, решил слетать. Надо знать свою страну не только
по блокбастеру «Сибирский цирюльник». И по возможности любить. Тем более,
как выяснилось, и там с внимательной усмешечкой читают «злобных москвичей».
Кстати, вылазки в российскую провинцию прочищают
мозги не хуже, чем галоп по европам, ведь и от тех и от других дорогая
моя столица, этот монстр, государство в государстве, удалено одинаково.
Прямо как президент от олигархов.
Формальным поводом для полета стал рок-фестиваль
со странным названием «Музыка набережной». Странность названия в том,
что язык (и не только мой) так и норовил сказать: «Музыка НА набережной».
Музыканты разной степени известности, игравшие не только рок, выходили
на открытую сцену ближе к вечеру, чуть позже подтягивались туда и мы,
несколько заметных столичных журналюг, которых организаторы вывезли
непонятно с какой целью. А днем можно было в свое удовольствие слоняться
по и под Новосибирском. Что я и делал охотно, изучая местные нравы,
моды, образцы рекламы, питейные заведения и общаясь с известным не только
на берегах Оби человеком и брэндом - Александром Филюриным (совладелец
рекламного агентства «М&Ф»).
Бывший математик Филюрин возил меня по легендарному
Академгородку, где живет среди сосен и академиков, и сетовал, что многие
ученые, его учителя и сокурсники, трудятся теперь в Силиконовой долине.
Ну, это, Саша, еще вопрос, что лучше: заниматься наукой в Штатах или
рекламой дома?
Еще, когда очередной рекламный щит авиакомпании «Сибирь»
попадал в поле нашего зрения, Филюрин возмущался лукавым слоганом: «Мы
летаем для вас!» «Да для себя они летают! Для себя! Деньги зарабатывают.
Бизнес у них такой…»
«Пусть летают для кого хотят. Лишь бы не падали…»
- подумал я.
* * *
Кто-то из постоянных читателей моих
«пятниц» язвительно заметил, что колонки все больше напоминают «личный
дневник Васюхина». Так было бы странно, если б они напоминали дневник
Сидорова или Рабиновича. И, как вы успели заметить, я почти не реагирую
на «пожелания трудящихся».
Однако, опасаясь упреков в том, что ожидаемое «поговорим
о рекламе» превратится сегодня в письма русского путешественника, объясню
для тех, кто еще не послал меня к черту и дочитал до этого места, о
чем же данный выпуск? Ничего глобального. Я постараюсь развлечь вас
сибирскими впечатлениями. А если кто-то за этими частными примерами
и примерчиками разглядит большее, буду считать свою миссию выполненной.
* * *
Мы живем в эпоху политкорректности.
Чтобы не обидеть дебилов, говорим: люди иного мышления. А провинциалов
называем на канцелярите: жители регионов. И утверждаем, что есть провинция
географическая, но не бывает провинции духовной. Успокойтесь, бывает.
И в Москве, и в так называемых регионах есть масса людей неглупых, рукастых,
денежных, но с досадными пробелами в образовании. Их простодушие или
цинизм на почве нетвердых знаний приносят удивительные плоды.
Вот вам пример. На сибирских прилавках можно встретить
пиво «Медея» - брэнд Барнаульского пивоваренного завода. Красивое имя
- Медея! Но для всякого, кто хотя бы в пределах школьной программы,
знает древнегреческую мифологию, а тем более читал одноименную трагедию
Еврипида, Медея - убийца родного брата, любовницы своего мужа и двух
собственных детей. Да у этой дочери царя Колхиды руки по локоть в крови!
Но барнаульцы назвали ее именем «пиво для женщин». И якобы (сам не пил)
в это пиво добавлен мед. Потому и «Медея».
Еще один «мифологический» изыск: в Новосибирске есть
сеть продуктовых магазинов «Клио». Клио, как известно, одна из девяти
муз, первоначально считалась музой героической песни, затем - истории.
Причем здесь торговля?! А самое забавное - каждый конкретный магазин
сети имеет в названии географическую привязку: «Экватор-Клио» или, что
вообще ни в какие ворота, «Приморский Клио». Почему прилагательное в
мужском роде - загадка.
Или вот вам красноярская марка - «Хрустящий хакер».
Целевая аудитория обозначена очень четко. Но по названию непонятно -
что (или кто) внутри. Мы же привыкли к сочетанию - хрустящий цыпленок
или хрустящий картофель. Неужели красноярцы зажаривают компьютерных
хулиганов до золотистой корочки? Нет, внутри поп-корн.
* * *
А этот пример уже из другой области:
паразитизм на чужом брэнде. Один новосибирский комбинат выпускает мороженое
«Магнат». Дизайн упаковки и шрифт до боли напоминают Magnum, популярный
брэнд «Нестле». Некрасиво, господа, нехорошо. Кстати, я бы в подобной
ситуации (тырить так тырить!) назвал бы мороженое иначе - «Магнит».
Не так агрессивно, как магнат, и направление рекламного креатива очевидно:
можно «позаимствовать» знаменитый эпизод из комедии «Здравствуйте, я
ваша тетя!» - тот самый, где герой Калягина с помощью магнита пожирает
вареные сосиски...
* * *
Кстати, о мороженом. Над одним из новосибирских ларьков,
где покупал эскимо, прочитал милую фразу: «Никогда не будет хрипов от
продукции Filipoff». Филиппов написал именно пафосной латиницей - с
одним «п», зато с двумя «ф». Что ж это за мороженое, от которого нельзя
подхватить ангину? Горячий лед?!
* * *
В Новосибирске выпускают теперь
продукт с чудным названием «Кириешки» - сухарики с разными ароматами.
Вроде бы сперва эти сухари сушили в Питере, а название возникло не от
фамилии бывшего премьер-министра Кириенко (известного в народе как Киндер-сюрприз),
а от города Кириши… Попался на глаза щит с рекламой этих «кириешек».
На картинке - парень обнимает девушку (или девушка парня - неважно).
Слоган: «Поделись настроением». «А если настроение - отвратительное?
- подумал я. - Чего им делиться-то? Его при себе надо держать…»
* * *
Но у меня было хорошее настроение.
Хотя новосибирская архитектура (привет, Брежневу!) способна загнать
в депрессию любого.
Самое веселое объявление было замечено на набережной.
Это просто «Крокодил», рубрика «Нарочно не придумаешь». Решил покататься
по Оби. Подложу к кассе. Читаю: «Провоз собак на теплоходе без намордника
запрещен. Администрация». Всего два слова поставили не в том порядке,
а сколько удовольствие праздношатающейся публике, которая спешит к трапу
«теплохода без намордника», где можно пить пиво «Медея» и заедать его
«Хрустящим хакером».
* * *
Гуляя по столице Сибири, забурился
я с коллегами из журнала «ОМ» и с «Нашего радио» в местный парк культуры
и отдыха. Молодежь уговорила прокатиться на аттракционе, который во
всем мире стабильно называют «Американскими» или «Русскими горками».
А вот в Новосибирске этот дребезжащий мамонт с взлетающими к небу и
камнем падающими вниз вагонетками обозвали почему-то «Московскими горками».
Очевидно, так видят с тихих берегов Оби нашу безумную, безумную, безумную
столичную жизнь…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|
Васюхин по пятницам, 2002 г. |
|
|
|
|