В России романсы только извозчики
не пишут.. Реплика из фильма "Чайковский"
Большинство людей в глубине души, конечно, рекламисты.
Иначе как бы они понимали то, что мы с вами им сочиняем? Всю эту китайскую
грамоту или, напротив, наивное искусство. И разве бы они цедили презрительно,
глядя на наши нетленки: "Ну, я бы круче придумал…" Нет! Определенно, многие "простые" люди
на самом деле - латентные креаторы. Просто однажды они неправильную
профессию выбрали - пошли служить в банк, на нефтяную вышку или в стоматологическую
клинику. А творческий зуд не дает покоя. Им так и хочется "покреативить".
Иногда даже удается выплеснуть свой талант наружу и всех поразить. Прямо
как персонажу Любови Орловой из древней комедии "Волга-Волга",
сочинившей вдруг "солнцем советским согретый" шлягер про великую
реку - "красавицу народную, как море полноводную, как нашу жизнь
свободную". Итак, разуверившись в очередной раз в профессионалах
или вообще не доверяя им, рекламодатели предпочитают самостоятельно
взяться за перо или вырастить Бабу Ягу в собственном коллективе. Я давно уже коллекционирую образцы народного рекламного
творчества (правда, не всегда можно безошибочно идентифицировать: где
самодеятельность и домашние радости, а где сетевики побрифовали). И,
признаюсь вам, грешен: люблю эти перлы и жемчужины, как люблю, допустим,
сложенные деревенскими анонимами частушки с ненормативной лексикой.
А то вот Илья Резник, матерый поэт-песенник, накропал тут недавно книжку
частушек, решив быть ближе к народу, так и получил заслуженную критическую
стрелу: "симбиоз первосортной пошлости и окололитературного уныния".
И правильно: не в свои сани не садись. Однако перейдем к рекламным примерам.
* * *
Вот возрожденный, как Феникс из пепла, пивной зал
"Жигули" на Новом Арбате. Я еще застал время, когда пиво в
рекламе не нуждалось, и если в пивнушке появлялась какая-то табличка,
отдаленно напоминающая рекламную, то - "Пива нет". Спасибо
Гайдару, настали времена изобилия и конкуренции. И теперь у входа в
"Жигули" - "шалашик" со слоганом: "Наше пиво
стройнит!" Ну ведь откровенное лукавство. И какой-нибудь сумасшедший
пивохлёб-жиртрест, вооружившись Законом о рекламе, может запросто затаскать
"жигулевцев" по судам. И будет везде трясти своим пивным животом.
А человек, не лишенный юмора, улыбнется: "Ах, обмануть меня не
трудно, я сам обманываться рад!"
* * *
Заказчиков (особенно, малобюджетных) понять можно:
зачем отваливать бешеные бабки рекламному агентству, когда легко и самим
что-нибудь не хуже придумать, скавээнить, срифмовать, написать аршинными
буквами и повесить на витрину. Например, такое: "Закупи сейчас
и впрок наш слоеный пирожок!" (замечено в двух шагах от Кремля,
на Большой Никитской). Одного не пойму: зачем пирожками запасаться впрок?
Не война. "Закупи"! Попахивает оптовыми закупками. И на фига
мне столько пирожков? Черствыми их есть невкусно, а после СВЧ - как
вата... Но глупо за этим, прости, Господи, слоганом искать
маркетинговые хитрости. Расчет простодушен: вызвать у прохожих улыбку.
Удалось.
* * *
А вот это по затратам уже серьезнее. И по реакции
сложнее. Растяжка через Остоженку, неподалеку от Храма Христа Спасителя:
"Jngrid Millet. Роскошные уходы для лица и тела". Почему - уходы? Куда уходы? Откуда они это слово
выкопали? В этом контексте звучит как "отходы" или "уроды".
А речь - о центре красоты. Это уже явно иностранная (французская!) самодеятельность
постаралась. Так и хочется повесить рядышком плакат с нижегородского
конкурса социальной рекламы - "Мы его теряем". Там изображена
кардиограмма, которую делают… русскому языку. Мы его теряем, мадам Ингрид
Мийе!
* * *
А кто сочинял слоган для ролика подсолнечного масла
"Слобода" - профи или любитель? Русский или немец? "Построй
теплом души будущее". Боже, сколько пафоса! Какие обороты! А речь
идет всего-навсего о постном масле! Нет, наверняка, без вмешательства
красного директора не обошлось… Или "Слобода" принадлежит
туркам?
* * *
Как справедливо заметил легендарный Малкольм МакДауэлл,
выступая на последнем Каннском фестивале рекламы, сегодня супермаркеты
заменили музеи, шопинг - это наше искусство. Гуляю по огромному торговому центру "Тишинка".
Культурно образовываюсь. Натыкаюсь на бутик с названием "Мужчина".
"О, - говорю скучающей продавщице, - какое название! Без затей…"
Та отвечает, теряя ко мне всякий интерес: "А как бы вы назвали?
"Сударь", что ль?" Сударь - не сударь, но "мужчина" больше
подходит для надписи на дверях сортира. Кстати, о подобных надписях.
Казалось бы, что тут можно придумать нового? Но у народа мозги варят.
Недавно с друзьями - актерами Таганки зашел после спектакля в ближайший
кабак (или трактир) "Печки-лавочки", оформленный под русскую
избу, с уклоном в фольклор. Там проблему с "М" и "Ж"
решили небанально: на мужском туалете написано "Медведь",
а на дамском - "Машенька".
* * *
Из любителей нередко переходят в профессионалы.
И наоборот. Особенно, это заметно в рекламе. Что делать с тайными творцами, с художественной самодеятельностью?
Точнее сказать, что собираюсь делать я? Высмеивать, если плоды их усилий
плохи, и хвалить, если хороши. Монополии на творчество ни у кого нет. Но есть монополия
на профессиональный взгляд. Помните совет, который художник дал сапожнику:
"Суди, дружок, не выше сапога!"
P.S. На прошлой неделе электронная почта принесла
мне забавное письмецо из города Мариуполя Донецкой области. Игорь Симонович Дзюбенко сообщил: "Нами выпускается
городская газета о рекламе "Рекламное ДЕПО". Газета имеет
своей целью рекламу мариупольских рекламных агентств и (взяли на себя
такую смелость) воспитание рекламодателя. Один из разделов газеты называется
- "Конспектируем классиков рекламы". Прошу Вашего разрешения
перепечатывать Ваши статьи и выдержки из статей, размещенных на сайте
Sostav.ru. Газета невелика - 4 полосы, распространяется бесплатно по
офисам предприятий". Слова "невелика" и "бесплатно"
прозрачно намекали на полное отсутствие гонорара. Разрешение я, конечно,
дал: они бы и без моего согласия стали перепечатывать. Об одном лишь
попросил публиковать мои заметки под другой рубрикой. Иначе просто анекдот:
я же не Дэвид Огилви и не Юрий Грымов, чтобы меня кон-спек-ти-ро-вать
и называть классиком!.. А рекламодателя воспитывайте. Это правильно.
Может, тогда он пореже будет пытаться "порулить".
Разместить:
11.10.2002 11:02Тайный творец из народа
Мнение о рекламе:
Передачи прерывает,
Страшно всем надоедает,
Все, что в ней, прошу прощенья,
Вызывает отвращенье.
11.10.2002 11:18Andres
Влад, отличная колонка - спасибо. А ребята из Мариуполя поступили порядочно, спросили разрешения, что крайне не всегда случается.
11.10.2002 12:01Евгения
Как радовался я, когда мне удавалась что-нибудь прочесть:-)
Большими буковками, и без всяких анализов результатов фокус групп российские предприниматели предпринимают активные действия для самостоятельного входа (влезания, вползания, протискивания)в рекламный мир. И что они видят? У них это не плохо получается:
Народ - как ходил, так и ходит. Как покупал - так и покупает. Пирожки на всякий случай - да ради бога, вот там дядька из Мариуполя десяток себе возьмет и рад будет до беспредела. А уход за телом... Мне кажется налицо самая лучшая рекламная вывеска. И я не шучу. Кто покупает косметику в средних лавках? Уловить лексикон народа, то бишь целевой группы потребителей - по моему это нормально. Хотя, после этого задумываешься - а нужны ли мы вообще.
А баба-яга, женщина оригинальная , хотя и не на всякий вкус:)
Да, вот так как то грустно.
11.10.2002 12:13designer
Очень щекотливую тему затронул нынче,Влад!
Мне кажется к тайным творцам из народа следует относить не только "разуверившихся в очередной раз в профессионалах рекламодателей", но и считающих себя самымми, что ни есть профессионалами рекламщиков, зациклившихся на понятиях "бриф", "мотивации","позиционирование","ЦА" и т.д. Начитавшись слишком много учебников по маркетингу и рекламе они неожиданно состовляют для себя догматическую схему по которой колбасят "креатив" похожий как близнецы. Вспомните выпуск 32 “Васюхин по пятницам. Поговорим о простоте?” Как горячо правоверные рекламщики набросились на ролик пива “Пит”, упрекая его в отсутствии позиционирования и т.д., забывая при этом, что основная задача рекламы была выполнена: продукт запоминается, а сам ролик интересно и приятно смотреть. А процент таких маленьких произведений ничтожно мал в общем массива TV-рекламы, вот и формируются “мнение о рекламе” от 11:02.
Повторю банальную мысль: хорошую рекламу, как и хорошее кино, хорошую музыку должны делать люди ТАЛАНТЛИВЫЕ, с определенным художественным и общекульторологическим багажом! Да, для этого необходимо, но недостаточно вызубрить книжки по маркетингу!
11.10.2002 12:34Kventin Buratino
Наконец то Васюхин взялся за ум Надеюсь что начитался моих посланий Молодец! Узнаю Старого Перца Васюхина :)
11.10.2002 12:36Евгения
да, можно просто прочитать книжку по креативу или рекламному тексту, а дальше - как бог на душу положит. Покреативить или попозиционировать может каждый. Да-да, каждый. Вопрос в том, как и где и что из этого получается.
Намылится крутой креатор к хозяину пивнушки, да и выложит все что он думает по поводу вывески и близстоящей(лежащей, висящей) рекламы. А хозяин... в лучшем случае укажет ему путь дорогу:-)
11.10.2002 12:57Саша
Согласна про талант. Если он есть, не важно, творец ты из жирного рекламного агентства или из народа.
11.10.2002 13:37Мина
Проблем не вижу принципиально: профессия "рекламист" по наполнению близка к профессии "доктор", "учитель". Несет в себе те же издержки, что и вышеназванные профессии. Если у нас в доме мама лечит "народным рецептом" простуду, это не озачает, что идея врачевания себя изжила. Растем, дорогие, ну и отлично. А "газета имеет своей целью" ...это просто забавно. Что там она имеет или кого....Влад, пощупайте.
11.10.2002 13:59Евгения
Или потрогайте, принюхайтесь, лизните:-)
Профессии рекламист, как таковой нет. Есть люди пишушие, есть - монтирующие, снимающие и снимающиеся (это уже другая история, а есть люди которые пишут про рекламу, говорят о ней, есть еще любители - которые не монтируют и не пишут, они придумывают и вешают. Кому то эта рекламатерапия удается больше, а кому то меньше.
Рекламист - это образ жизни. Если с утра ты смогла пропихнуть сгоревшую яицницу с помидорами мужу под видом нового мексиканского рецепта - ты произвела "позиционирование" "креатив" и тому подобное.
11.10.2002 14:08designer
2Евгения: А на работе впариваем "сгоревшую яишницу" клиенту?
11.10.2002 15:12Мина
2Евгения: профессии "врач" нет, есть стоматолог, хирург, педиатор, терапевт, лор, гинеколог, проктолог (перечислять дальше или дальше поспорим о "профессии рекламист"?
11.10.2002 15:27Евгения
designer:
Клиент не муж:-)
А вам не приходилось что либо ПРОПИХИВАТЬ клиенту?
Если нет - вы счастливчик.
Работая с очень консервативным клиентом, убеждать его на что-то большее, чем статья в газете "Правда" о его крутом производстве, не так уж и легко. По его мнению - любой креатив, или отход от традиций,это сгоревшая яичница. По этому на кухне я оттачиваю мастерство, а от любительской рекламы - черпаю вдохновение (хотя бы не так скучны, как некоторые профессиональные:((,
2Евгения:умниуа. Собственно та аналогия, которую хотелось провести
11.10.2002 15:48Евгения
А еще еть очень профессиональные люди, которые навешивают рекламу и пропихивают ее месторасположение клиенту. Вот те - креативщики похлеще пирожковых.
Недалее как сегодня утром мне довелось быть на Казанском вокзале. И томясь в ожидании прибывающего поезда я заметила рекламный щит, или щиток (так как он был маленький) принадлежащий "Хитону". представляете: невеста, озабоченная прилипанием (судя по тому что рекламировалось антистатическое средство). Так вот, господа профессиональные рекламщики, посудите что лучше - вывеска про пирожки оптом на дверях кафе и растяжка в людных местах с глупым, но понятным определенной категории людей текстом, или не понятная реклама на вокзале. К кому она обращена - невесты по поездам и вокзалам бегают редко, да и то не в свадебном платье, - не понятно. А размещали картинку рекламщики. (да и снято, ченстно говоря, фигово)
11.10.2002 15:54Евгения
Мина:
Спасибо, шаркая ножкой, сказала она и стыдливо опустила глазки:-)
11.10.2002 16:25designer
По поводу сравнения "врача" и "рекламиста" хочу один умный мысль сказать: хороший врач должен хорошо представлять работу хирурга, педиатра, терапевта, лора, гинеколога, проктолога, равно как и хороший рекламист должен представлять что делает копирайтер, дизайнер, фотограф, сценарист.
2Евгения: Судить о качестве "Хитона" не могу, т.к. не видел, но почему Вы исключаете, что через вокзал ежедневно не может проходить сотни потенциальных невест и не все такие тупые, как Вы утверждаете.
Если уж приводить пример идиотизма в рекламе, то на сегодняшний день хитом является реклама прокладок "Alldays" со слоганом "так удобно, что хочется носить не снимая" и висят эти сити-формат в самом центре Москвы на Тверской
11.10.2002 16:26DDDim
Не далее как вчера видел щит 3*6. Зрение меня могло подвести, но...
Вроде бы реклама отопительных систем. Логотип с (sic!) головой зайца. Слоган: "За котла ответишь".
Побольше бы такой рекламы :)
У меня бы улыбка с лица целый день не сходила.
11.10.2002 16:41Евгения
designer
ага, прокладки мы заметили:)
Про невесту с Хитона я рассказала потому, что она (вся такая белая и пушистая) висела на грязном вокзале, где то поверх голов смотрящих вдаль встречающих и никак не обращая на себя внимание приезжающих.
Да,идиотизм слогана прокладок на лицо (ха-ха или на другие места по выбору),
но они привлекают к себе этим идиотизмом. Даже если бы вместо прокладок они нарисовали ежика с крылышками и слоганом: не подмочимый улет, то все равно это заметили и каким то образом отреагировали. А в моем случае, все грязно и просто не красиво. а невесту жаль - она то хотела как лучше:-)))
14.10.2002 11:20Д-р Александер
Похоже у Вас, г-н Васюхин, период осеннего обострения латентной креативности.
Иногда лучше молчать, чем нести околесицу.
Тем более под видом "откровений маститого"...
14.10.2002 11:40Sham Linked
2 Евгения супер! :))))))
2 Мина
Врач лечит рекламистов, рекламодателей, потребителя. А рекламист - разве что последних двух...
14.10.2002 13:23AG
Здравствуйте, Влад!
По поводу магии имён.
Я сейчас занимаюсь постоянным набором персонала на невысокооплачиваемую и
непрестижную работу. Скопилась некоторая статистика по именам - кто
согласился прийти на собеседование, кто согласился и не пришёл, кто пришёл и
начал работать, кто выдержал и работает. Среди последних, например, нет
людей с редкими и "модными" именами, хотя эти люди да-а-а-леко не
посредственности - работа, на самом деле, нелёгкая и требует как интеллекта,
так и огромного оптимизма, терпения и трудолюбия - обзвон предприятий,
продажи рекламных площадей.
Так что при прчих равных об имени своего ребёнка стоит призадуматься.
15.10.2002 11:54орлов
у нас в питере прокатывается жуткая реклама сети магазинов Керамический Рай.
В этом раю проживают следующие монстры:
Крануслик (суслик, с краном вместо члена и с ручками смесителя вместо....), Ваномот ( НОга ванны плавно переходящая в ногу гипопотама), Кракотаз ( стульчак с крокодильями зубами) и т.п. Смотришь на это рекламное творчество и дуваешь, но до какой же степени можно быть идиотом. Ни с эстетической, ни с с маркетинговой, ни с рекламной точке зрения -не работает.Но ангелы из Керамическтгт Рая это приняли.
тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail