|
Что делать с тайными творцами?
|
В России романсы только извозчики
не пишут..
Реплика из фильма "Чайковский" |
Большинство людей в глубине души, конечно, рекламисты.
Иначе как бы они понимали то, что мы с вами им сочиняем? Всю эту китайскую
грамоту или, напротив, наивное искусство. И разве бы они цедили презрительно,
глядя на наши нетленки: "Ну, я бы круче придумал…"
Нет! Определенно, многие "простые" люди
на самом деле - латентные креаторы. Просто однажды они неправильную
профессию выбрали - пошли служить в банк, на нефтяную вышку или в стоматологическую
клинику. А творческий зуд не дает покоя. Им так и хочется "покреативить".
Иногда даже удается выплеснуть свой талант наружу и всех поразить. Прямо
как персонажу Любови Орловой из древней комедии "Волга-Волга",
сочинившей вдруг "солнцем советским согретый" шлягер про великую
реку - "красавицу народную, как море полноводную, как нашу жизнь
свободную".
Итак, разуверившись в очередной раз в профессионалах
или вообще не доверяя им, рекламодатели предпочитают самостоятельно
взяться за перо или вырастить Бабу Ягу в собственном коллективе.
Я давно уже коллекционирую образцы народного рекламного
творчества (правда, не всегда можно безошибочно идентифицировать: где
самодеятельность и домашние радости, а где сетевики побрифовали). И,
признаюсь вам, грешен: люблю эти перлы и жемчужины, как люблю, допустим,
сложенные деревенскими анонимами частушки с ненормативной лексикой.
А то вот Илья Резник, матерый поэт-песенник, накропал тут недавно книжку
частушек, решив быть ближе к народу, так и получил заслуженную критическую
стрелу: "симбиоз первосортной пошлости и окололитературного уныния".
И правильно: не в свои сани не садись.
Однако перейдем к рекламным примерам.
* * *
Вот возрожденный, как Феникс из пепла, пивной зал
"Жигули" на Новом Арбате. Я еще застал время, когда пиво в
рекламе не нуждалось, и если в пивнушке появлялась какая-то табличка,
отдаленно напоминающая рекламную, то - "Пива нет". Спасибо
Гайдару, настали времена изобилия и конкуренции. И теперь у входа в
"Жигули" - "шалашик" со слоганом: "Наше пиво
стройнит!"
Ну ведь откровенное лукавство. И какой-нибудь сумасшедший
пивохлёб-жиртрест, вооружившись Законом о рекламе, может запросто затаскать
"жигулевцев" по судам. И будет везде трясти своим пивным животом.
А человек, не лишенный юмора, улыбнется: "Ах, обмануть меня не
трудно, я сам обманываться рад!"
* * *
Заказчиков (особенно, малобюджетных) понять можно:
зачем отваливать бешеные бабки рекламному агентству, когда легко и самим
что-нибудь не хуже придумать, скавээнить, срифмовать, написать аршинными
буквами и повесить на витрину. Например, такое: "Закупи сейчас
и впрок наш слоеный пирожок!" (замечено в двух шагах от Кремля,
на Большой Никитской).
Одного не пойму: зачем пирожками запасаться впрок?
Не война. "Закупи"! Попахивает оптовыми закупками. И на фига
мне столько пирожков? Черствыми их есть невкусно, а после СВЧ - как
вата...
Но глупо за этим, прости, Господи, слоганом искать
маркетинговые хитрости. Расчет простодушен: вызвать у прохожих улыбку.
Удалось.
* * *
А вот это по затратам уже серьезнее. И по реакции
сложнее. Растяжка через Остоженку, неподалеку от Храма Христа Спасителя:
"Jngrid Millet. Роскошные уходы для лица и тела".
Почему - уходы? Куда уходы? Откуда они это слово
выкопали? В этом контексте звучит как "отходы" или "уроды".
А речь - о центре красоты. Это уже явно иностранная (французская!) самодеятельность
постаралась. Так и хочется повесить рядышком плакат с нижегородского
конкурса социальной рекламы - "Мы его теряем". Там изображена
кардиограмма, которую делают… русскому языку. Мы его теряем, мадам Ингрид
Мийе!
* * *
А кто сочинял слоган для ролика подсолнечного масла
"Слобода" - профи или любитель? Русский или немец? "Построй
теплом души будущее". Боже, сколько пафоса! Какие обороты! А речь
идет всего-навсего о постном масле! Нет, наверняка, без вмешательства
красного директора не обошлось… Или "Слобода" принадлежит
туркам?
* * *
Как справедливо заметил легендарный Малкольм МакДауэлл,
выступая на последнем Каннском фестивале рекламы, сегодня супермаркеты
заменили музеи, шопинг - это наше искусство.
Гуляю по огромному торговому центру "Тишинка".
Культурно образовываюсь. Натыкаюсь на бутик с названием "Мужчина".
"О, - говорю скучающей продавщице, - какое название! Без затей…"
Та отвечает, теряя ко мне всякий интерес: "А как бы вы назвали?
"Сударь", что ль?"
Сударь - не сударь, но "мужчина" больше
подходит для надписи на дверях сортира. Кстати, о подобных надписях.
Казалось бы, что тут можно придумать нового? Но у народа мозги варят.
Недавно с друзьями - актерами Таганки зашел после спектакля в ближайший
кабак (или трактир) "Печки-лавочки", оформленный под русскую
избу, с уклоном в фольклор. Там проблему с "М" и "Ж"
решили небанально: на мужском туалете написано "Медведь",
а на дамском - "Машенька".
* * *
Из любителей нередко переходят в профессионалы.
И наоборот. Особенно, это заметно в рекламе.
Что делать с тайными творцами, с художественной самодеятельностью?
Точнее сказать, что собираюсь делать я? Высмеивать, если плоды их усилий
плохи, и хвалить, если хороши.
Монополии на творчество ни у кого нет. Но есть монополия
на профессиональный взгляд. Помните совет, который художник дал сапожнику:
"Суди, дружок, не выше сапога!"
P.S. На прошлой неделе электронная почта принесла
мне забавное письмецо из города Мариуполя Донецкой области.
Игорь Симонович Дзюбенко сообщил: "Нами выпускается
городская газета о рекламе "Рекламное ДЕПО". Газета имеет
своей целью рекламу мариупольских рекламных агентств и (взяли на себя
такую смелость) воспитание рекламодателя. Один из разделов газеты называется
- "Конспектируем классиков рекламы". Прошу Вашего разрешения
перепечатывать Ваши статьи и выдержки из статей, размещенных на сайте
Sostav.ru. Газета невелика - 4 полосы, распространяется бесплатно по
офисам предприятий".
Слова "невелика" и "бесплатно"
прозрачно намекали на полное отсутствие гонорара. Разрешение я, конечно,
дал: они бы и без моего согласия стали перепечатывать. Об одном лишь
попросил публиковать мои заметки под другой рубрикой. Иначе просто анекдот:
я же не Дэвид Огилви и не Юрий Грымов, чтобы меня кон-спек-ти-ро-вать
и называть классиком!.. А рекламодателя воспитывайте. Это правильно.
Может, тогда он пореже будет пытаться "порулить".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|
Васюхин по пятницам, 2002 г. |
|
|
|
|