|
Выпуск
тридцать шестой
Тина Баркалая захотела свободы?
Моя старинная знакомая, известный рекламный режиссер
Тинатин Оттовна Баркалая, не так давно открыла собственное дело - студию
Barkstel. Но не только это послужило поводом для разговора: Баркалая
затеяла одну любопытную авантюру, касающуюся всех российских режиссеров,
снимающих рекламу. Об этом - чуть ниже.
На этой неделе нам с Тиной выпала масса возможностей
пообщаться: Москва, как известно, разлучница, а здесь, на словенском
берегу Адриатики, на рекламном фестивале "Золотой барабан",
можно без особого ущерба для работы и личной жизни лениво выпить эспрессо
или бокал-другой винца. И поболтать на радость читающей общественности.
Итак, бар отеля Emona. Кофе. Потрясающий вид на море с одиннадцатого
этажа…
- Тина, душа моя, какая нелегкая заставила тебя податься
в бизнес?
- Во-первых, мы подались туда вдвоем с Ксенией. Barkstel, к твоему
сведению, это значит Баркалая с Теляковской.
- При царском режиме был такой управляющий Императорских театров
- Теляковский…
- Так это его правнучка. С Ксенией Теляковской мы познакомились
в работе, вместе делали рекламу продуктам "Моя семья". Она
тогда была директором по маркетингу компании "Петросоюз".
Только благодарю тому, что она поверила в историю Люси, мы сняли ролик
"А чё? Ни чё!". Вся история "Моей семьи" - это наших
общих рук дело… Но возвращаясь к вопросу. Мне захотелось свободы в принятии
решений. Раньше чаще всего я приходила как режиссер снимать по чужим
идеям, которые не всегда мне нравились. Теперь я сама себе хозяйка.
Появилось гораздо больше возможностей реализовывать себя. Совершенно
другое ощущение жизни!
- Как у вас распределены обязанности?
- Сложно. Мы обе занимаемся всем. Но я большая халтурщица, поскольку
Ксения снимает с меня огромное количество организационных, технических
проблем, в них я мало что понимаю. Но мне страшно интересно все, что
касается маркетинга и других дисциплин, о которых я раньше не подозревала…
Сейчас, предлагая клиенту не только услуги режиссера, но и креатив в
целом, мы имеем возможность влиять на продажи. Вот вчера здесь, на фестивале,
была замечательная лекция о том, что фестивальная реклама продает со
страшной силой. Да, грамотный креатив и продает, и нестыден. К нему
и надо стремиться.
- Сколько времени вы существуете как агентство?
- Около года. А в офис въехали лишь в июне, до этого ваяли на
коленке.
- Как возникают клиенты?
- По-разному. Четко работает сарафанное радио: кто снял? Barkstel!
А во-вторых, нас уже знают. Какие-то люди идут на меня, какие-то на
Ксению. Она - "звезда" в маркетинговой среде, много лет этим
занимается, окончила Сорбонну. У нее нероссийское мышление, что, на
мой взгляд, хорошо. И есть клиенты, которым интересна я. Хотя меня раздражает,
когда кто-то говорит: "Ну, понятно, Тина Баркалая... У нее же свой
стиль…" Я пытаюсь все время объяснить, что у меня, безусловно,
есть свой стиль, но есть и профессия, в которой я могу делать совершенно
разные, непохожие друг на друга вещи: и "Люсю", и ролик Московского
кинофестиваля, и "Силу лета". Мне интересно быть разной!
- С какими трудностями ты столкнулась?
- Нет времени! Мне удивительно, что мы с Ксенией выбрались сюда,
на фестиваль. Мы круглые сутки в офисе. Для нас нет проходных вещей.
Если участвуем в тендере, то, как в первый и последний раз. Выкладываемся
по полной программе… Я вспоминаю съемки своей первой "короткометражки",
когда готова была на все: воровать пленку, тридцать пять раз переписывать
сценарий, дневать и ночевать в студии. Безумный драйв! Потом этого не
было. Сейчас испытываю очень похожее состояние. И это так здорово! Нет
ощущения приближающейся пенсии.
- Ваше агентство - это такой креативный подвал… Я имею ввиду
место размещения офиса…
- А это неважно. Мы себя нормально чувствуем. Агентство растет
очень быстро. Пока у нас нет амбиций занять какой-нибудь бизнес-центр.
Я помню, как возникали агентства с зимним садом, зеркальными потолками,
все в тон, все в цвет, но больше там ничего не было. Главное - содержание,
а не визуальная часть.
- Насколько я понимаю, вы занимаетесь не только съемкой роликов,
но и принтом, упаковкой и даже неймингом. А в чьей голове родилась идея
дать агентству собственные фамилии?
- Была ситуация сапожника без сапог. Не было времени думать о
своем фирменном стиле, названии, в итоге быстро выбрали эту аббревиатуру.
Но Ксения настаивала на другом названии - "Фурор". Я ее с
трудом отговорила! Представляешь? Вас беспокоят из "Фурора"!
- Что за проект ты затеяла вместе со Славой Бубновым и Тимуром
Бекмамбетовым?
- Уже давно я поняла: что-то надо делать. На нашем рынке появилось
много западных режиссеров. Не факт, что это режиссеры первой линейки.
Возникает много нестыковок. Нас нередко приглашают принять участие в
тендере "для фона", а работу отдают иностранцу. Мы получаем
разные гонорары. Нам не доверяют серьезные бюджеты. Моя любимая история:
когда-то я была в Праге на фестивале местной киношколы, и ко мне подбежал
русский мальчик, который там учился. "О, я знаю, вы - Тина Баркалая!
Вы снимаете рекламу, можно я приеду в Москву, приду к вам на съемки?
Я никогда в жизни не снимал рекламу, это так интересно". Да, говорю,
конечно. Проходит год. Я иду по "Мосфильму". Навстречу выбегает
тот самый мальчик: "Тина! А я снимаю рекламу! Я здесь приглашен
как иностранный режиссер. Это первая реклама в моей жизни, только вы
никому не говорите!". Поэтому мы с коллегами решили создать свой
профсоюз - Ассоциацию рекламных режиссеров.
- И что же, как Станиславский с Немировичем-Данченко, вы собрались
в "Славянском базаре"?
- Нет, в "Бавариусе".
- О, это один из любимых ресторанов Бубнова! Летом мы иногда
пьем там пиво.
- Мы обзвонили всех, кого могли. Пришло человек тридцать. Такая
здоровая, талантливая, интересная публика! Мне было так интересно общаться,
на всех смотреть! Я получила удовольствие от самой встречи. Мне кажется,
получится очень хороший союз. И мы потихонечку этим занимаемся. К декабрю,
думаю, сможем презентовать свою программу.
- Ты, конечно, же знаешь, что твоя "Люся", актриса
Людмила Артемьева, выдвинута на приз предстоящего Московского фестиваля
рекламы как лучший женский образ года?
- Да, я была поражена. Почему? Просто владельцы марки хотели
ее убить!
- Убить "Мою семью"?!
- Ну да. Они рассчитывали, что марка постепенно сдохнет, и перестали
ее рекламировать. У них появился новый брэнд - "Мечта хозяйки",
на который и была сделана ставка. И вдруг выясняется, что майонез "Моя
семья" по социологическим опросам, по знанию марки, по лояльности
не спускается с третьего места. А "Люся" за счет своей харизмы,
такой харизматический брэнд получился, держалась. И они пришли к нам:
давайте снимать продолжение. Это было странно для нас. Неважно, выиграет
"Люся" этот приз или нет, сам факт очень приятен.
- За ту сотню лет, что мы с тобой знакомы, твои взгляды на
рекламу в чем-то поменялись?
- Безусловно. Раньше во мне было много юношеского максимализма,
когда я говорила: я - художник! Но оказывается, большое удовольствие
приносит сознание того, что твоя реклама продает. Огромное удовольствие!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|
Васюхин по пятницам, 2002 г. |
|
|
|
|