|
Выпуск тридцать
седьмой
В какой стране мы проснемся 1 января?
|
Сеня, по-быстрому объясни товарищу,
почему Володька сбрил усы.
У нас очень мало времени.
Реплика из фильма "Бриллиантовая рука"
|
Кто они: неумные люди, санитары леса или просто очень
любят деньги?
Вот, например, король сюрреалистов Сальвадор Дали,
в биографии которого я копался всю минувшую неделю, тот честно говорил
о себе: "Жажду долларов!". А эти, вроде бы прямо ни о чем
подобном не заявляют… Но жесты, но поступки, но решения! Любой Дали
с его гениальностью, экстравагантностью и склонностью ко лжи отдыхает.
Вы думаете, я о ком? Да о тех, кто время от времени
принимает сумасбродные решения по поводу рекламы: ну там, запретить,
урезонить, ограничить, сорвать и заклеить. Это разные ведомства, но
руки они греют на одном.
Итак, к делу. Намедни встречался с заказчиками. Они
и подарили тему для этой колонки. "Когда б вы знали, из какого
сора растут…" ну и далее по тексту. Вот и на этот раз, из пустячка,
из случайно оброненной фразы… Клиенты мои - люди серьезные, занимаются
алкоголем, а я им названия придумываю для новых бутылок. Как сказал
бы Жириновский, продаю сок своего мозга. Покупают.
Жизнь научила: о заказчиках (пока они твои) либо
хорошо, либо ничего. У меня уже имеется печальный опыт: в одну из пятниц
написал с легкой иронией о чешском производителе унитазов, с которым
свела меня веселая судьба копирайтера, а итоге лишился и этого клиента
(обиделся, блин!), и того агентства, которое меня с ним свело.
Так вот заявляю: эти алкогольные короли - хорошие,
очень даже. Платят исправно, но скупо. Зато время от времени мы развлекаем
друг друга разными рекламными байками и новостями.
Я им во время последнего визита рассказал: был в
европах, видел германскую водку под названием Puschkin, где на этикетке
вместо Пушкина почему-то мишка косолапый нарисован. "Скоро у нас
это все запретят!" - засмеялись мои клиенты. "Кого запретят?
- удивился я. - Поэтов или медведей? Или водку?".
А они, люди знающие, протягивают бумажку. Читаю -
глазам не верю.
"В соответствии с изменениями в ГОСТ Р 51074-97,
вступающими с 1 января 2003 года, в частности, не допускается (п.3.5.1.4):
"наносить на потребительскую тару, этикетку, контрэтикетку, ярлык,
лист-вкладыш изображения продуктов, сырьевых компонентов (а также изображений
животных и растений), которые не были использованы при изготовлении
упакованных в потребительскую (для развесных - в транспортную) тару
пищевых продуктов".
Изменения, как вы понимаете, достаточно свежие, а
до 1 января 2003 года - рукой подать.
Как это понимать? Да очень просто: с Нового года
упаковка, допустим, индийского чая со слоном ("Тот самый вкус!")
будет не соответствовать Государственному стандарту. Ведь чай не из
слона сделан, правильно? И "Зубровка" вне закона - у нее не
имеющий к напитку зубр на этикетке, и пиво "Три медведя",
и конфеты "А ну-ка отними!" с собачкой, и сигареты "Лайка",
и многое-многое другое.
Просто как в той дурацкой эстрадной миниатюре получается:
это почему на соусе "Анкл Бенс" негр нарисован? Его что из
негров делают?!
Вот и думаю: кому это выгодно? Русь, дай ответ! Не
дает. Если такая тьма производителей продуктов бросится сейчас (или
уже бросилась) переделывать этикетки и упаковки, дизайнерам будет счастье.
И полиграфистам будет счастье. И торговцам бумагой, фольгой, пластиком.
Остальным - ничего хорошего. Ведь вся переделка отразится на наших с
вами кошельках.
Когда при Советской власти Андрей Вознесенский написал
стихи "Уберите Ленина с денег!", тогдашние руководители Сбербанка
объявили его чуть не американским диверсантом: ведь для того, чтобы
исполнить эту мечту поэта, придется перепечатывать и переплавлять значительную
часть денежной массы СССР! Это какие же деньги на это будут угроханы…
Нет, чиновники не настолько глупы и алчны, как это
может показаться из приведенной цитаты. Ими движут и высокие чувства.
Они заботятся о нашем здоровье.
Допустим, на крабовых палочках, изготовленных из
чего угодно, да только не из крабов, нарисованы эти аппетитные морские
гады. Потребитель введен в заблуждение: пока это он разглядит напечатанные
меленьким шрифтом маловразумительные ингредиенты, ароматизаторы и добавки,
и поймет, что его надули, а краб со всеми своими клешнями уж вцепился
в него. И не отпускает.
Боюсь, что 1 января мы проснемся в стране, где добрая
половина привычных с детства продуктов будет либо упакована иначе (без
птичек, собачек, колокольчиков, красных быков на этикетках), либо не
будет самих этих продуктов. Их объявят вне закона. Ох, не закусывать
нам водку "Белый орел" конфетами "Му-му"!
А, скорее всего, ничего не произойдет. Россия-матушка
с давних пор славится тем, что у нее самые жесткие законы и самое мягкое
их исполнение. И самые замечательные чиновники. С горячим сердцем, холодной
головой и чистыми руками.
Не трогайте слона! Россия - родина слонов.
P.S. Болгарский профессор Христо Кафтанджиев на завершившемся
недавно фестивале рекламы "Золотой барабан" любезно презентовал
мне свою новую книгу "Absolut Semiotics" (за что тут же получил
бутылку русской водки). А заодно поинтересовался: когда же я издам под
одной обложкой тексты, которые печатаются в этой пятничной колонке?
Христо давно уже (с мая) пытается увлечь меня этой идеей. Собственно,
я не возражаю. И уже что-то вяло начал делать. Всех тайн мадридского
двора открывать не буду.
Скажу главное. Эту книжку я вижу как наш общий проект:
будет опубликован не только мой текст, но некоторые ваши реплики и комментарии.
А потому, господа, не сочтите за труд (те, кому интересно) и прочитайте
колонки, которые вы пропустили или по поводу которых ничего не писали.
Каждому, кто примет участие в проекте, обещаю бесплатный экземпляр.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|
Васюхин по пятницам, 2002 г. |
|
|
|
|