Выпуск сорок
первый
Путешествие будет опасным?
|
Есть за границей контора Кука…
Самуил Маршак,
"Мистер Твистер", 1933
|
Лучшее определение "счастья" было услышано
от Александры Калошиной.
Вращалась когда-то в столичных рекламных кругах такая
умница и красавица, руководила агентством "Саша". После вдруг
вышла замуж за немолодого и, разумеется, небедного итальянца, родила
близнецов, а бизнес свой продала. И что теперь с Сашей и с "Сашей",
я не знаю…
Но прежде, чем сложился этот сюжет для женского романа,
Саша объяснила мне, что такое счастье. Так вот счастье - по Калошиной
- это "путешествовать, не заботясь о деньгах".
* * *
Как же я люблю путешествовать! Господи, если бы
к этой страсти да еще наследство от калифорнийского дедушки, видели
б вы меня здесь по пятницам, да и в остальные дни!.. Потому вот и не
бросаю "вторую древнейшую", что она, проклятая и любимая,
иногда позволяет утолять любопытство за казенный счет: то в Канн на
"Львов" слетаешь, то в Пекин хорошие люди отправят, а то случится
командировка в Сайгон или на Мальту.
Я побывал в тридцати или около того странах, в большинстве
не по одному разу, общался с прелюбопытными экземплярами homo sapiens.
"Жил у моря, играл в рулетку, обедал черт знает с кем во фраке".
И почти всегда был упоительно счастлив, хотя и приходилось задумываться
о монетах. И сегодня моя головная боль - новый загранпаспорт: в старом,
срок годности которого еще не вышел, нет живого места.
Кроме шуток, господа: если кто может помочь избежать
ОВИРовской сутолоки, буду страшно признателен ([email protected]).
А то вот Макс Лазебник зовет в январе в Румынию, читать лекцию рекламистам-горнолыжникам,
и что я достану на пограничном контроле из широких штанин?!
* * *
Ну, да ладно. Тринадцать разгневанных зрителей уже
получили достаточно поводов, чтобы по винтикам разобрать меня, нескромного,
в своем форуме. Перейдем к делу.
Бог есть: иногда и я получаю нормальные письма от нормальных читателей.
Не так давно из Белоруссии прислала e-mail Дарья Боровская. Вот он (комплименты
упускаю):
"Меня всегда интересовал вопрос: каким образом
грандам мирового турбизнеса а-ля TUI, ThomasCook и пр. удалось создать
успешные брэнды? Ведь, действительно, ни о каком постоянстве в туризме
речи не может и быть! Турфирма не может гарантировать туристу НИЧЕГО!
Ни безопасность, ни здоровье, ни хорошую погоду - ничего! А брэнд есть...
Как? Откуда? Даже при условии, что фирма работает с тысячу раз перепроверенной
гостиницей, пусть даже своей собственной, выкупленной, НЕТ никакой гарантии,
что бедному туристу, ПЕРЕПЛАТИВШЕМУ за "качество", не нахамит
трижды оттренингованная горничная, у которой утром затопило квартиру...
Так в чем тогда успешность брэнда туроператора? Он предлагает тысячу
вариантов отдыха, в тысяче мест, для нищих студентов и звезд... Какое
уж тут позиционирование брэнда? Все для всех? Какой тут имидж в глазах
потребителя? Я получила образование в сфере туристского менеджмента,
несколько лет работала в турфирмах, сейчас занимаюсь брэндом компании
(слава Богу, не в туризме), читаю книги, общаюсь с опытными людьми.
И вот, со всем своим пусть небольшим, но все же опытом и знаниями, никак
не могу понять, откуда у туроператора - брэнд? Откуда потребитель знает,
что эта фирма хороша, а эта - г...? Что в этом брэнде заложено? Что
же это за явление такое - нечто пустое и в то же время полное? В голове
крутится что-то неоформленное, но поймать пока эту мысль я не могу".
* * *
Что не сделаешь для пытливого читателя? В лепешку
расшибешься! А потому с Дарьиным "мылом" отправился я за комментариями
к своему давнему знакомому и заказчику - директору известной московской
туристической компании "Люкс-тур" Сергею Гладкому.
Вот вам, милые клакеры, еще один повод обвинить меня
в скрытом пиаре и "джинсе голимой". Однако дышите глубже:
подавляющему большинству постоянных читателей моих опусов услуги "Люкс-тура",
к сожалению, не по зубам. Это агентство занимается только индивидуальным,
эксклюзивным, очень дорогим туризмом. Оно рассчитано на русских мистеров
Твистеров: "Или прикажет подать самолет, или верблюда за вами пришлет".
Время от времени я пишу или редактирую для их глянцевых буклетов и каталогов
тексты об умопомрачительных курортах, элегантных яхтах и сногсшибательных
отелях (где сам, кстати, ни разу не был).
Конечно, правильнее было бы адресовать Дарьины вопросы непосредственно
маркетинговому директору "конторы Кука", но ее в России как
при Маршаке не было, так и сейчас нет…
* * *
- На российском туристическом рынке сегодня нет
брэндов, - считает Сергей. - Есть компании с именем, работающие
лет десять, но для сферы услуг это недостаточный срок, чтобы говорить,
что сформирован брэнд. Это агентства с хорошей репутацией, лидеры туристической
индустрии. Их знают, они на слуху, но не более того. Они вкладывают
деньги и в свою собственную рекламу, и в рекламу направлений, которые
предлагают. Что касается продвижения туристической компании, то здесь
надо делить рекламу на две части, Первая - сейловая: конкретные предложения
под сезон, нужный товар в нужный момент. Вторая часть - имиджевая, такой
рекламы очень и очень мало, поскольку дело затратное и не совсем благодарное.
Сейчас в России предпринимаются попытки брэндировать
туристический рынок. Например, этим озадачена компания "Инна-тур".
Это часть крупного холдинга Госинкор. И у них подход к туризму прагматичный
- это способ извлечь прибыль. Они, как мне кажется, хотят создать брэнд:
есть оператор "Инна-тур", предлагающий опт, есть "Инна-тур",
которая занимается корпоративным и индивидуальным туризмом, а еще -
сеть агентств, которые будут работать под их вывеской. До сих пор на
нашем рынке не было деления на тех, кто занимается только оптом и только
розницей. Все работают по схеме: есть крупный оператор-оптовик, и есть
масса агентств, которые работают по тому или иному направлению с этой
компанией. В России в сфере массового туризма нет ни одной фирмы, которая
бы работала по всем направлениям. Это на европейском или американском
рынке агентства-гиганты имеют свои отели, свои перелеты и т.д. Но мы
развиваемся не по какому-то особому пути, а движемся по тем этапам,
по которым прошло западное общество. А там существуют туристические
брэнды, и мы к ним тоже придем. Вопрос времени.
"Инна-тур" - первые, кто пытается создать
брэнд. С прицелом, на мой взгляд, продать эту компанию, поскольку к
российскому рынку давно уже присматриваются крупные немецкие игроки.
Немцы недавно приезжали в Москву и вели переговоры. Они работают на
больших объемах, их интересуют большие потоки, а это возможно, если
существует розничная сеть. Но чтобы это было не сто агентств, каждое
работающее по-своему, имеющее свой собственный фирменный стиль, свои
команды и оборудование, а единая сеть. Сеть магазинов с едиными стандартами,
единой политикой, одинаково квалифицированным персонажам и корпоративным
стилем. Что сейчас и делает "Инна-тур".
- А ваша компания - это брэнд или фирма с репутацией?
- Мы хотим превратить "Люкс-тур" в брэнд.
Наша компания - туристический бутик. А бутиков не может быть много.
Мы не собираемся плодиться и размножаться в Москве. В других городах
- возможно. Но это рискованно, поскольку в регионах сложно обеспечить
качество, которого мы добиваемся здесь. В Москве я все контролирую и
отслеживаю сам, а в провинции будет довольно непросто найти и обучить
персонал, и следить за качеством. Это меня и останавливает.
- Вы не поделитесь собственными ноу-хау создания брэнда?
- Нет. Но все наши шаги не являются тайной. Эти секреты
лежат на поверхности, просто конкуренты ходят рядом и не видят. Или
не хотят увидеть… Есть вещи, которые люди интуитивно должны делать.
- Улыбайтесь, и вам будут улыбаться в ответ?
- Примерно так. Если хочешь, чтобы клиенты приходили
именно к тебе, ты должен знать: чего клиент хочет, то есть быть ориентированным
на него. А не думать, чего хочется тебе и как тебе удобнее работать.
Пойми клиента, и тогда он будет очень к тебе лоялен.
- Сейчас появились турагентства вроде "Куда.ru"
или "Машины времени". Они широко раскидывают свою сеть. Это
зачатки будущих брэндов?
- Да, безусловно. Но на их развитие потребуются усилия,
время, финансовые вложения и знания… Почему человек верит тому или иному
брэнду? Потому, что данный продукт удовлетворяет целому ряду его требований
и вызывает позитивные эмоции. Если говорить о туризме, то у клиента
есть потребность купить качественную услугу. И он идет туда, где ему
дадут подробную, исчерпывающую, корректную информацию, где его смогут
грамотно проконсультировать. Поймут, что нужно ему. Подберут то, что
ему идеально подходит. И продадут по нормальной цене. Неважно, какое
направление он хочет. Смысл в том, что он купит качественный товар.
И он будет знать, что если придет, скажем, в "Куда.ru", то
уровень услуги всегда будет таким. Что здесь, грубо говоря, ему не подсунут
"три звезды" вместо обещанных четырех, что менеджер будет
с ним корректен, вежлив, а цена не окажется в два раза выше, чем у конкурента.
- Говорят, что турист подобен любовнику: сегодня он
желает одну страну, завтра флиртует с другой. А часто клиенты изменяют
вам, турфирме?
- Нет. Большинство клиентов постоянные. Кстати, с годами
их число растет.
- Есть хорошая формула: в России - все секрет, и ничего
- не тайна. А ваш рекламный бюджет?
- Секрет, конечно!.. Но, повторяю, в нашем бизнесе
занятие рекламой - дело неблагодарное. И это не только мое наблюдение.
Я общаюсь с коллегами из других компаний. Сейчас все рекламные акции
здорово потеряли свою эффективность. И если имеет смысл чего-то делать,
то я бы говорил только о директ-мейле. Реклама туризма в СМИ становится
все менее и менее эффективной. Связано это с тем, что многие издания
себя дискредитировали, они не эволюционировали вместе с читателями.
Например, журналы "Вояж" и "Вояж и отдых". То, о
чем они писали раньше и как писали, для своего времени было здорово.
Но читатели не стоят на месте, много ездят, видят, общаются, и их уже
не удовлетворяет манера, уровень, да и качество информации, которое
подается в этих журналах. Они не находят там ничего нового. Более того,
эти издания никак не могут определить свое позиционирование: на кого
они рассчитаны? То ли на массового потребителя, то ли на индивидуального
заказчика. Когда-то они играли роль справочников, куда клиенты обращались,
чтобы узнать, какие существуют турфирмы, теперь потребности в этом нет.
Количество обеспеченных заказчиков не увеличивается, этот "кусок
пирог" уже поделен между рядом компаний. Растет благосостояние
тех, кто уже богат, а "новых богатых" не наблюдается... Конечно,
то, насколько ты известен, играет большую роль. У всех компаний случаются
ошибки, порой, не по собственной вине. Клиент этих промахов, как правило,
не прощает, и уходит в другую фирму, и, уходя, он уже знает, куда и
к кому.
- За девять лет существования "Люкс-тура"
вы обращались за помощью в рекламные агентства?
- Нет. Дальше разговоров-переговоров дело не шло.
Я предпочитаю "индивидуалов" - независимых дизайнеров или
копирайтеров. У агентств одно желание - схватить бюджет побольше. Они
не пытались понять специфику моего бизнеса, особенности потребителя,
и соответствующим образом разработать рекламную кампанию или выбрать
рекламоносители. Они не пытались понять и разобраться. Все шли по стандартному
пути. Им что пельмени продавать, что Маврикий - один черт.
- То есть, вы сам себе рекламист. И что же вам помогает?
- Опыт, книжки, здравый смысл. У российских агентств
учиться нечему. Но и западные технологии далеко не всегда можно копировать
слепо. Надо адаптировать их к существующей среде, учитывая состояние
нашего общества.
- А что для вас самого является определяющим при выборе
товара или услуги?
- Я очень консервативен в своих пристрастиях. Предпочитаю
рекомендации. Нет ничего надежнее и убедительнее. К нам, кстати, половина
новых клиентов приходит по рекомендации…
P.S. В конце своего письма Дарья Боровская пролила
просто-таки бальзам на сердце колумниста: "Мне было очень жаль
узнать, что Вы собираетесь закончить свой пятничный проект в конце года.
В любом случае, удачи Вам".
Спасибо! И Вам удачи. Спасибо за тему для разговора
(а Сергею Гладкому - за интервью). Пишите. И… путешествуйте, не заботясь
о деньгах!
|