|
Выпуск сорок
третий
А вы спешите делать добро?
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.
Иосиф Бродский, 1972
О том, что приближается Рождество, напоминают рекламные
паузы.
"С Рождеством! Кока-Кола…" - поет милая
девушка под перезвон колокольчиков, и Санта-Клаус улыбается, словно
дедушка после пенсии. Улыбайся, не улыбайся, а эту разлитую по бутылкам
таблицу Менделеева я все равно не куплю…
Как всегда, владельцы брэндов назойливо поздравляют
всех верующих (независимо от вероисповедания) и атеистов с грядущим
и неизбежным чудом. У них-то самые урожайные денечки - "грудой
свертков навьюченный люд: каждый сам себе царь и верблюд".
Но, Слава Богу, еще никто из торговцев не додумался
объявить себя "спонсором Рождества", хотя "спонсоров
Нового года" - навалом. Обидно, что в их ряды затесался милейший
пивовар Иван Таранов, прежде еще незамеченный в рекламной банальности
и пошлости.
Но лучше уж пусть нас, православных, неискренне поздравляют
хоть с Ханукой, хоть с Курбан-байрамом, чем искренне посылают куда подальше!
* * *
Грешен: Рождество католическое (его весь христианский
мир, кроме нас, встречает 24 декабря) я люблю сильнее, чем свое, ортодоксальное.
Раньше, до всей этой революции с календарем, в России тоже все шло по
уму. Но уже много лет всеобщая новогодняя мобилизация на большую ночную
жратву происходит в разгар рождественского поста, "Старые песни
о главном" - вместо молитв, да и елку - синяя крона, малиновый
ствол - многие к Рождеству уже успевают спустить в мусоропровод.
Приближение Рождества и все, что тому сопутствует,
настраивает на абсолютно пацифистский лад. Хочется раздавать мандарины
даже авторам самых бездарных слоганов и тупых картинок, хочется налить
шампанского даже тем, кто напичкал эфир нескончаемым водопадом рождественской
колы!
Тем более, не далее, как вчера, 14 декабря, со мной
тоже случилась рождественская мистерия.
Но - по порядку.
* * *
Вечером пошел я, извините, в Консерваторию.
Вообще, как всегда внезапный (ну, кто о нем помнит?)
День конституции и три дня свободы от права на труд, позволили культурно
отдохнуть. К примеру, позавчера посмотрел я последний фильм Кончаловского-отца
"Дом дураков". Хорошее кино, и Гран-при в Венеции ему дали
не зря. А ведь не хотел я, упрямец, его смотреть - российские кинокритики
постарались. Не верьте им! И, кстати, новая режиссерская жена, Юлия
Высоцкая, сыгравшая главную дурочку, очень талантливая актриса.
Лента эта, хоть и печальная, но со светом в конце
туннеля, тоже склонила меня на тропу человеколюбия. Потянуло на возвышенное.
А в Консерватории, в большом зале, моя любимая артистка Алла Демидова
(я о ней документальную книжку медленно, но пишу) читала стихи - о Рождестве
и не только.
Обожаю Демидову! Однако концерт разочаровал. Огромный
зал (аншлаг!), холодный в прямом и переносном смысле (иные тетки сидели
в дубленках и шапках), дышал вразнобой с музыкой стиха. Кашлял, скрипел,
тренькал мобильниками. За дверями переругивались капельдинерши. А на
моих любимых "Письмах римскому другу" знаменитая чтица пару
раз сбилась… Короче, вышел я оттуда не в духе. На улице - мороз крепчает.
Дай, думаю, хоть в кофейню зайду, кину в организм что-нибудь сладкое.
Авось, эндорфины, они же гормоны удовольствия, взыграют. И будет мне
счастье.
Завалился в кофейню (благо теперь они на каждом шагу)
и заказал - чего прежде никогда не делал - горячий шоколад. Барышня-официантка
объясняет: французский шоколад - густой, его ложечкой есть можно, а
итальянский - жидкий. Французский хочу! Съел ложечкой, обжигаясь и кайфуя.
Прошу у барышни счет. А та вдруг объявляет: "Это подарок! Так Сережа,
наш начальник сказал…".
Вот еще новости! Почему? За что? Что я не могу 99
рублей заплатить? С такими мыслями пошел я к барной стойке, разбираться.
А там - менеджер Сергей, молодой и веселый, который в присутствии толпы
официантов, объясняет: "Вы сделали заказ на 24-ой минуте, а столик
у вас номер 24, я подумал и решил, что это любопытное совпадение… Потому
и подарок!"
"Ну, знаете… Ну, спасибо… Ну, с наступающим!"
* * *
Вы можете назвать это маркетинговым ходом. Я называю
это маленьким рождественским чудом.
Вряд ли начальник Сережа читает мою колонку, а на
лбу у меня не написано: журналист. Даже если он меня узнал (что почти
невероятно), нет же никакой гарантии, что я (сентиментальный и циничный
в одном флаконе) об этом факте что-то где-то напишу. Да и в эту кофейню
я заглянул впервые.
Наверное, ерунда это все: 24-ый стол, 24-ая минута.
Видят: зашел опечаленный чем-то персонаж с красным шарфом вокруг шеи,
сел в зале для некурящих, скребет ложкой по дну, не отрывая взгляд от
темного окна… Надо его чем-то обрадовать…
Нет, не случайно полчаса назад читала мне Демидова:
"В Рождество все немного волхвы…" Это только волхвы приносят
подарки.
* * *
Нарочно не скажу, в какую кофейню я зашел (вокруг
Консерватории штук двадцать подобных злачных мест)! А то сразу же найдутся
идиоты, которые завопят в форуме: "голимая джинса", "конкретная
заказуха", "скрытый пиар", "все придумал".
Сами-то не то что чашку шоколада, а снега зимой никому не подарят!..
Примета времени: в борьбе с так называемой "скрытой
рекламой" кое-кто (сейчас скажу, кто именно) дошел уже до маразма.
Перед тем, как отправиться на демидовский концерт,
смотрю по ящику "Принцип домино", НТВэшное ток-шоу с двумя
разноцветными ведущими. Представляют нового гостя: "Валерий Панюшкин,
известный журналист, главный редактор одного из московских журналов".
Опс! Хорошо, допустим, я Панюшкина знаю - не лично,
правда, но по его блестящим статьям, а что делать неискушенному зрителю?
"Одним из московских журналов" может оказаться и респектабельный
"Домовой", и уважаемый "Новый мир", и разнузданный
"XXL", и безобидное "Здоровье", и какой-нибудь вестник
черносотенцев или боевой листок бухгалтеров. И отношение к человеку,
который это издание редактирует, будет соответствующим. Неужели этого
не понимают?! Зрители имеет элементарное право на информацию: кто и
откуда. Но создатели программы думают иначе: ни-ни-ни, реклама! То есть
простое упоминание в эфире названия журнала (без эпитетов "популярный",
"всеми любимый", "замечательный") - это уже скрытый
пиар!..
Как-то раз, помню, в этом "Принципе домино"
обсуждали какую-то актуальную тему (кажется, что-то с природой связано)
и пригласили в качестве эксперта одного ученого. И видно перед тем,
как выпустить в студию, до такой степени мужичка зашугали, что нервы
у него не выдержали и, отвечая на вопрос из зала, он заявил (прямой
эфир!): "Да, этой проблемой занимается наш институт, который называется…
Ой, они мне не разрешили говорить название!" И еще пару раз - о
том, что ему не разрешили говорить в эфире про его абсолютно незасекреченный
НИИ. Здесь-то какая может быть реклама? Что домохозяйки бросятся, как
зомбированные, размещать заказы на научные исследования?
Или вот Тина Баркалая рассказывала мне, как была
участницей этого шоу. Ей, режиссеру рекламных роликов, строго-настрого
запретили упоминать в разговоре любые брэнды. Мол, снимала кое-какую
известную рекламу для кое-каких фирм - и все!
По-моему, это все и смешно, и глупо.
Пользуясь случаем, предлагаю НТВ (а там читают мои
опусы) новую тему для "Принципа домино": "Скрытая реклама".
Готов придти в студию в качестве "одного автора одной колонки на
одном сайте".
* * *
К счастью, на Sostav.ru до подобной уродливой цензуры
еще не додумались. Более того, здесь охотно рассказывают о тех, кто
чем-то отличился, и дают высказаться тем, кто с нами не согласен.
Итак, дамы и господа, повесьте ваши уши на гвоздь
внимания! Как говорится, в одном набившем оскомину ролике: "Сейчас
будет реклама".
Скоро вы станете свидетелями, а при желании и соучастниками,
одного доброго дела. В следующем выпуске колонки (пятница, 20 декабря)
я решился на беспрецедентный по наглости шаг: определить чемпионов и
аутсайдеров рекламного года, подвести его итоги - как хорошие, так и
плохие. Фишка в том, что рейтинг будет абсолютно субъективным, а название
скромнее некуда - "Выбор Васюхина". Это подарок.
Копите яд, сливайте желчь, готовьте ваши тухлые яйца
и гнилые помидоры!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|
Васюхин по пятницам, 2002 г. |
|
|
|
|