Выпуск шестой
Проживет ли Россия без рекламы?
…А сегодня, друзья мои, вместо эссе
на конкретную тему предложу-ка я вам окрошку. Или винегрет. Или коктейль.
Короче, жанр определите сами, согласно вкусовым ощущениям и гастрономическим
пристрастиям.
Ну, а причина появления этого неформатного изделия проста: далеко
не обо всем, что время от времени попадает в поле зрения колумниста, следует
писать две-три страницы. К чему увеличивать стрекозу до размеров собаки?
Иногда, чтобы обозначить проблему или явление, или новостью поделиться
достаточно и абзаца.
***
Когда вы будете читать эти строки, я, Бог даст, уже буду подлетать
к столице нашей Родины. Минувшую неделю ваш счастливый автор провел на
Мальте. Не самое, скажу я вам, образцово-показательное государство с точки
зрения рекламы, но своим пи-аром эта карликовая страна занимается весьма
изобретательно. Собственно за этим меня и еще нескольких коллег и поманило
на свой архипелаг Мальтийское управление по туризму.
Тамошние археологи (при поддержке вездесущего Тура Хейердала) пришли
к выводу, что Мальта - это часть затонувшей Атлантиды. Все, что
от нее сохранилось. Есть убедительные доказательства в виде храмов с 7000-летней
историей. И этот, что и говорить любопытный факт будет теперь активно
использоваться в рекламной кампании для привлечения туристов (а туризм
для островитян - одна из главных статей дохода). Приобщитесь, мол, к исчезнувшей
цивилизации…
Интересно, а наша страна начнет ли когда-нибудь себя рекламировать?
Слоган уже есть, даже думать не надо: Россия - родина слонов.
Или нам туристы не нужны? Или мы им?
***
Работая в рекламных агентствах, я всегда до хрипоты спорил с дизайнерами
и клиентами по поводу того, какой должна быть щитовая реклама. Специально
не говорю: наружная, поскольку под "наружной" подразумеваются
и более мелкие носители. Я же имею в виду то, что размещается на обочинах
дорог форматом три на шесть.
По-моему, эта реклама должна быть простой, как мычание. Лаконичной
и удобочитаемой. Чтобы без усилий проглатывалась на лету. Но знакомые
рыцари "макинтоша" почему-то обожают размещать мелкие буковки
серого цвета на розовом фоне (аргумент железный: кому надо - прочтет!).
А клиенты упорно требуют навалять всего побольше: и текста, и картинок,
и логотипов.
Поэтому, увидев недавно наружную рекламу нового журнала "Гастрономъ",
я искренне обрадовался. Все просто: на черном фоне - лишь белые буквы,
крупные и четкие: "Купи себе "Гастрономъ". Журнал для тех,
кто ест".
Одно смутило: черно-белая гамма. Очень уж официально, больше подходит
для шахматного журнала "64", а еда и гастрономия - это что-то
радостное, радужное, многоцветное. Или я не прав?
***
Не так давно судьба свела меня с Иващенко и Васильевым, создателями
нашумевшего мюзикла "Норд-Ост". Вы еще не видели их произведение?
Рекомендую! Я посмотрел дважды: прогон для "своих" перед премьерой
и 100-ый спектакль. Очень качественное зрелище. Но не о нем речь.
Если б я не относился весьма иронично к Российской Академии рекламы,
то немедленно порекомендовал бы принять туда Иващенко и Васильева.
Эти господа, сочетающие в одном, то есть в двух лицах, всевозможные
таланты - и художника, и менеджера, и черта в ступе - а так же примкнувший
к ним Александр Цекало, преподнесли нам пример блестящей рекламной кампании.
Возможно, лучшей за последние годы. Я так просто буду их уговаривать выставить
этот проект на грядущем "Золотом барабане", на конкурс рекламных
кампаний.
"Норд-остовцы" доказали, что такой интеллектуальный продукт,
как театральное зрелище, в России (где театры традиционно консервативны,
ленивы и неповоротливы) можно рекламировать по западным лекалам. Что у
нас эти технологии - назло всем консерваторам и бездельникам - работают!
И аншлаги, которые исправно собирает "Норд-Ост", а его играют
6 раз в неделю, есть в немалой степени заслуга правильной рекламной политики
и грамотного менеджмента.
Да, агрессивно! Да, непривычно! А, с точки зрения многих театральных
деятелей, и неприлично: ну, разве можно так навязчиво рекомендовать и
хвалить свое детище?! И можно, и нужно. Вспомните золотое правило: реклама
способствует провалу плохого товара и успеху товара хорошего.
Георгий Васильев признался мне, что когда рекламная кампания только
начиналась, он с большим трудом убедил коллег сделать упор лишь на одном
(и для сюжета мюзикла не самом главном) аргументе: "Каждый вечер
на сцену садится бомбардировщик в натуральную величину". И ничего
- про Сашу и Катю, про шхуну "Святая Мария", про капитана Татаринова
и его вдову (см. роман Каверина "Два капитана", легший в основу
зрелища).
В итоге эту фразу про бомбардировщик вдолбили в мозги зрителей
как "Отче наш". Все шли смотреть: как же он садится? Откуда?
А спустя какое-то время в центре рекламной кампании оказался не самолет,
а… люди с их романтической лав-стори. Реклама изменила интонацию, перестала
быть такой агрессивной. И сейчас нас ждет новый ее поворот.
Нет, в академики Иващенко и Васильева! В академики!
***
Если вы читаете "Огонек", то не могли не обратить внимания
на заднюю обложку: с нового года ее занимает самореклама этого почтенного
журнала.
Журнал хороший. Реклама плохая.
Единственное ее достоинство - спокойный и респектабельный слоган:
"Естественное освещение жизни". Хотя, если следовать банальной
логике, естественным освещением является солнце, и для британского таблоида
Sun эта фраза подошла бы лучше, а любой огонек - свечи ли, лампочки -
есть уже искусственное освещение. Но дело не в этом.
На белой полосе, кроме красного логотипа и слогана, размещено еще
две фразы: посередине - "Ясность взгляда", а вверху - цитата
из "огоньковского" интервью или статьи какого-нибудь известного
деятеля. Например, такая: "Для меня жизнь не количество прожитых
лет, а количество прикосновений к Богу". Константин Райкин. И мелкий
рисуночек: что-нибудь, связанное с профессией цитируемого господина. Да,
забыл сказать: все буковки набраны на полосе очень мелко, а потому напоминают
мух. Мертвое снежное поле и два-три десятка мух, неожиданно усевшихся
в рядок.
Я люблю текстовую рекламу, но в данном случае работа копирайтера
сведена на "нет" абсолютно беспомощным дизайном. А ведь для
того, чтобы получить этот "шедевр", редакция, насколько мне
известно, объявляла тендер. Ну и получила…
Нет, прежняя самореклама "Огонька" - с использованием
архивных фотографий была визуально интереснее. И слоган был лучше, точнее
и остроумнее: "Поэт - Пушкин, река - Волга, журнал - "Огонек".
***
Скоро, в конце апреля, в Санкт-Петербурге пройдут очередные "Дни
российской рекламы". Мероприятие прогремит уже в седьмой раз, я в
нем никогда не участвовал - не зовут, но по свидетельству очевидцев, этот
"всероссийский форум рекламистов", проходящий на берегу Финского
залива, в пансионате "Балтиец", очень вреден для печени.
Не так давно организаторы "Дней" вручили мне свой рекламный
буклет, где много чего сказано про "уникальный статус и объединяющую
роль" их акции. О чем я спешу сообщить вам: а вдруг кто-то надумает
смотаться в Питер?
Но самым забавным оказалось в этом буклетике вступительное слово
президента Рекламного совета России Владимира Кисмерешкина. Начинается
слово так: "Россия не может жить без рекламы".
Я когда прочитал этот пассаж, чуть с верхней полки "Красной
стрелы" не упал. Ох, г-н президент Рекламного совета, может! Еще
как может! Вы, наверное, давно с простым народом не общались. Подежурьте
хотя бы у станции метро и поспрашивайте простых граждан: "Вы проживете
без рекламы? А Россия проживет?". Уверен, каждый первый, не моргнув
глазом, ответит: проживем!
Еще г-н Кисмерешкин в своем слове обещает народу: "И Россия
без профессиональной рекламы уже не останется никогда". И с этим
я бы поспорил: после таких вот "дней активного отдыха и общения"
(цитирую все тот же красочный буклет) уровень рекламного творчества едва
ли достигнет заоблачных высот. Долго опохмеляться придется… |