|
8 мая.
Тарелка номер двенадцать
Салат из мокроступов
Время от времени отцами нашего Отечества овладевает тяга к борьбе
за чистоту славянской речи. Особенно преуспел на этой почве депутат
Госдумы по имени Каадыр-оол Бичелдей, инициировавший обсуждение
в парламенте специального закона. Или вот, помнится, неистовый
Жириновский предлагал - в воспитательных целях - песню "Путана,
путана, путана! Огни отелей так заманчиво горят..." переделать
на русский лад: "Шлюха, шлюха, шлюха! Огни гостиниц так заманчиво
горят". Однако лидера либерал-демократов не послушались…
А буквально на днях Юрий Михайлович Лужков, любимый московский
голова, объявил, что негоже называть запланированный к строительству
грандиозный административно-деловой центр заморским словом Сити,
а надо бы по-нашему - Великий Посад. В Сити, как известно, будет
сидеть мэрия и сам Ю.М., поэтому желание всячески возвеличить
это небоскребное место вполне понятно. Вообразите себе выпуск
новостей по "ящику": "Сегодня в Кремле президент
принял…", а следом - "Сегодня в Великом Посаде прошла
встреча мэра столицы с…" Конечно, "великий" - это
круче! Гораздо!
Насколько помню, городские власти когда-то объявляли конкурс на
название этого самого Сити. Обещали жирный приз. Но то ли ничего
из поступившего не удовлетворило высокохудожественные вкусы наших
градоначальников, то ли (в чем сильно сомневаюсь, зная графоманский
зуд моего народа) вообще ничего не прислали. И Юрий Михайлович
вынужден был переквалифицироваться в копирайтера.
Лужков склонен к неожиданным арт-жестам: то истошным голосом споет
дуэтом с Кобзоном или Газмановым, то попозирует Шемякину для памятника
"Дети - жертвы пороков взрослых" (в образе одного из
пороков), то вирши собственного сочинения прочтет (чем не Мао
Цзэдун?), то пчел начнет разводить, то появится на подиуме в окружении
манекенщиц Юдашкина, то - в легкомысленном наряде, чтоб погонять
по полю футбольный мяч. Имеет право! Красиво жить не запретишь!
Теперь Ю.М. решил попробовать свои силы на опасном поле нейминга.
Увы и ах, Великий Посад - не самое удачное название. Ведь что
такое "посад" (обратимся к толковым словарям): 1. В
Древней и средневековой Руси: торгово-промышленная часть города,
обычно вне городской стены. 2. Пригород, предместье (устар.).
3. В Российской империи: небольшие поселки городского типа.
Лужковский Сити появится не в пригороде, не в спальном районе,
а в самом что ни на есть центре столицы. Но не это главное.
Обратимся к истории. Великий посад, или Большой посад, - историческое
название части территории Москвы, возникшей в XII веке на берегу
Москвы-реки, под Боровицким холмом и в Зарядье. То есть, тот Посад
существовал на месте нынешнего Китай-города, а новый будет в районе
Пресни. Явная путаница и несуразица!
К тому же "посад" - весьма неблагозвучное слово. Скабрезная
переделка в рифму не заставит себя ждать - наш народ любит жонглировать
словами.
*
Прошлая неделя порадовала двумя полезными книгами (вот бы их Ю.М.
Лужкову при случае подсунуть!). Сначала из Питера передали от
моих друзей Маргариты Васильевой и Андрея Надеина их свежее сочинение
- "Бренд: сила личности" (издательство "Питер").
Добрая Маргарита написала на форзаце: "Влад, ты - сила, ты
- личность. Надеюсь, тебя книжка хотя бы развлечет". А после
я купил и развлекался с "Рекламным текстом. Задачником для
копирайтера" (издательство "ОГИ"), вышедшим из-под
пера прежде незнакомой мне Марии Блинкиной-Мельник.
Обе книги настоятельно рекомендую иметь под рукой. Что касается,
Васильевой & Надеина, то прилежные читатели их журнала "Рекламные
идеи/Yes!" многие пассажи уже успели прочитать на журнальных
страницах, но собранные под одной обложкой они, к счастью, не
производят ощущения чего-то случайного, "на злобу дня".
У книги четкая структура, чистый и остроумный язык, масса примеров.
И… полное отсутствие скромности. На 202-ой, последней, странице
вас ждет фраза: "Как, вы все еще не поняли, почему эту книжку
следует прочитать заново? Да потому, что ее можно сравнить со
своеобразным зеркалом, в котором отражаются нескромные желания".
Что меня действительно позабавило, так это постоянное ненавязчивое
вкрапление авторами в число "классических слоганов"…
собственных работ! К примеру, между "Изменим жизнь к лучшему"
и "Think different" вставлено не столь убедительное
"Достоинство и достояние" (девиз для мебельной фирмы).
А вместе с "Knorr" вкусен и скор-р!" приведены
в качестве "удачного варианта" собственные "Спаленки
для больших и маленьких".
Но - выделяю крупным кеглем (и, в первую очередь, для авторов,
имеющих странную особенность обижаться на критиков): "Бренд:
сила личности" заслуживает благосклонного читательского внимания.
*
Книжка "Рекламный текст" имеет весьма причудливую структуру
и позиционируется автором (кандидатом филологических наук, работавшим
в двух сетевых агентствах) как "курс молодого копирайтера".
Но и старым акулам пера будет весьма полезно его пройти, хотя
бы экстерном. Возможно, предлагаемые автором задания типа "напишите
диалоги для 30-секундных радиороликов на социально значимые темы
(Бивис убеждает Батхеда в пользе безопасного секса или Онегин
беседует с Татьяной о недолговечности ранних браков)" едва
ли вдохновят матерых волков, но повеселят.
Вот, к примеру, что пишет Мария о борьбе с конкурентами: "Самый
эффектный ход - самопародия. Мы смеемся над собой, но в проигрыше,
как ни странно, остаются конкуренты. Когда все прокладки были
на экране исключительно серьезны и в разговоре с потребительницами
предпочитали интимно доверительный тон, на их фоне выигрышно смотрелись
те, единственные в своем роде, что позволили лирическим героиням
нелепо подпрыгивать попкой кверху, дабы разглядеть свое отражение
в стекле проезжающего автомобиля".
*
Вы спросите, мои юные друзья, что такое вынесенные в заголовок
мокроступы? Это калоши обыкновенные. В позапрошлом веке жил адмирал
Шишков, который предлагал называть эту резиновую обувку таким
вот неологизмом в исконно русском духе. А бильярд - шарокатом.
Мокроступы в языке не прижились. Язык, он, знаете ли, существует
по собственным капризным законам. То же самое (смотри начало "салата")
и с посадом. Ну, какой посад, Юрий Михайлович?!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|