Время от времени отцами нашего Отечества овладевает тяга к борьбе
за чистоту славянской речи. Особенно преуспел на этой почве депутат
Госдумы по имени Каадыр-оол Бичелдей, инициировавший обсуждение
в парламенте специального закона. Или вот, помнится, неистовый
Жириновский предлагал - в воспитательных целях - песню "Путана,
путана, путана! Огни отелей так заманчиво горят..." переделать
на русский лад: "Шлюха, шлюха, шлюха! Огни гостиниц так заманчиво
горят". Однако лидера либерал-демократов не послушались…
А буквально на днях Юрий Михайлович Лужков, любимый московский
голова, объявил, что негоже называть запланированный к строительству
грандиозный административно-деловой центр заморским словом Сити,
а надо бы по-нашему - Великий Посад. В Сити, как известно, будет
сидеть мэрия и сам Ю.М., поэтому желание всячески возвеличить
это небоскребное место вполне понятно. Вообразите себе выпуск
новостей по "ящику": "Сегодня в Кремле президент
принял…", а следом - "Сегодня в Великом Посаде прошла
встреча мэра столицы с…" Конечно, "великий" - это
круче! Гораздо!
Насколько помню, городские власти когда-то объявляли конкурс на
название этого самого Сити. Обещали жирный приз. Но то ли ничего
из поступившего не удовлетворило высокохудожественные вкусы наших
градоначальников, то ли (в чем сильно сомневаюсь, зная графоманский
зуд моего народа) вообще ничего не прислали. И Юрий Михайлович
вынужден был переквалифицироваться в копирайтера.
Лужков склонен к неожиданным арт-жестам: то истошным голосом споет
дуэтом с Кобзоном или Газмановым, то попозирует Шемякину для памятника
"Дети - жертвы пороков взрослых" (в образе одного из
пороков), то вирши собственного сочинения прочтет (чем не Мао
Цзэдун?), то пчел начнет разводить, то появится на подиуме в окружении
манекенщиц Юдашкина, то - в легкомысленном наряде, чтоб погонять
по полю футбольный мяч. Имеет право! Красиво жить не запретишь!
Теперь Ю.М. решил попробовать свои силы на опасном поле нейминга.
Увы и ах, Великий Посад - не самое удачное название. Ведь что
такое "посад" (обратимся к толковым словарям): 1. В
Древней и средневековой Руси: торгово-промышленная часть города,
обычно вне городской стены. 2. Пригород, предместье (устар.).
3. В Российской империи: небольшие поселки городского типа.
Лужковский Сити появится не в пригороде, не в спальном районе,
а в самом что ни на есть центре столицы. Но не это главное.
Обратимся к истории. Великий посад, или Большой посад, - историческое
название части территории Москвы, возникшей в XII веке на берегу
Москвы-реки, под Боровицким холмом и в Зарядье. То есть, тот Посад
существовал на месте нынешнего Китай-города, а новый будет в районе
Пресни. Явная путаница и несуразица!
К тому же "посад" - весьма неблагозвучное слово. Скабрезная
переделка в рифму не заставит себя ждать - наш народ любит жонглировать
словами.
*
Прошлая неделя порадовала двумя полезными книгами (вот бы их Ю.М.
Лужкову при случае подсунуть!). Сначала из Питера передали от
моих друзей Маргариты Васильевой и Андрея Надеина их свежее сочинение
- "Бренд: сила личности" (издательство "Питер").
Добрая Маргарита написала на форзаце: "Влад, ты - сила, ты
- личность. Надеюсь, тебя книжка хотя бы развлечет". А после
я купил и развлекался с "Рекламным текстом. Задачником для
копирайтера" (издательство "ОГИ"), вышедшим из-под
пера прежде незнакомой мне Марии Блинкиной-Мельник.
Обе книги настоятельно рекомендую иметь под рукой. Что касается,
Васильевой & Надеина, то прилежные читатели их журнала "Рекламные
идеи/Yes!" многие пассажи уже успели прочитать на журнальных
страницах, но собранные под одной обложкой они, к счастью, не
производят ощущения чего-то случайного, "на злобу дня".
У книги четкая структура, чистый и остроумный язык, масса примеров.
И… полное отсутствие скромности. На 202-ой, последней, странице
вас ждет фраза: "Как, вы все еще не поняли, почему эту книжку
следует прочитать заново? Да потому, что ее можно сравнить со
своеобразным зеркалом, в котором отражаются нескромные желания".
Что меня действительно позабавило, так это постоянное ненавязчивое
вкрапление авторами в число "классических слоганов"…
собственных работ! К примеру, между "Изменим жизнь к лучшему"
и "Think different" вставлено не столь убедительное
"Достоинство и достояние" (девиз для мебельной фирмы).
А вместе с "Knorr" вкусен и скор-р!" приведены
в качестве "удачного варианта" собственные "Спаленки
для больших и маленьких".
Но - выделяю крупным кеглем (и, в первую очередь, для авторов,
имеющих странную особенность обижаться на критиков): "Бренд:
сила личности" заслуживает благосклонного читательского внимания.
*
Книжка "Рекламный текст" имеет весьма причудливую структуру
и позиционируется автором (кандидатом филологических наук, работавшим
в двух сетевых агентствах) как "курс молодого копирайтера".
Но и старым акулам пера будет весьма полезно его пройти, хотя
бы экстерном. Возможно, предлагаемые автором задания типа "напишите
диалоги для 30-секундных радиороликов на социально значимые темы
(Бивис убеждает Батхеда в пользе безопасного секса или Онегин
беседует с Татьяной о недолговечности ранних браков)" едва
ли вдохновят матерых волков, но повеселят.
Вот, к примеру, что пишет Мария о борьбе с конкурентами: "Самый
эффектный ход - самопародия. Мы смеемся над собой, но в проигрыше,
как ни странно, остаются конкуренты. Когда все прокладки были
на экране исключительно серьезны и в разговоре с потребительницами
предпочитали интимно доверительный тон, на их фоне выигрышно смотрелись
те, единственные в своем роде, что позволили лирическим героиням
нелепо подпрыгивать попкой кверху, дабы разглядеть свое отражение
в стекле проезжающего автомобиля".
*
Вы спросите, мои юные друзья, что такое вынесенные в заголовок
мокроступы? Это калоши обыкновенные. В позапрошлом веке жил адмирал
Шишков, который предлагал называть эту резиновую обувку таким
вот неологизмом в исконно русском духе. А бильярд - шарокатом.
Мокроступы в языке не прижились. Язык, он, знаете ли, существует
по собственным капризным законам. То же самое (смотри начало "салата")
и с посадом. Ну, какой посад, Юрий Михайлович?!
РазРСестить:
08.05.2003 13:03Yarik
Это у нас америкосы и англичане любят так лова слагать: карчина мяч, нога мяч :)) вот вам и мокроступ
08.05.2003 13:57An
как-то скучно...не люблю рецензии.
08.05.2003 14:59
Больше я это не читаю!!!
08.05.2003 15:10Ужели
Аноним, придумай что-нибудь новенькое.
08.05.2003 15:14Ужели
Великим посадом называть конечно же пошло, но и Сити не подходит. Хотя во многих городах мира есть такие районы. Даже французы при своей нелюбви к английскому не устояли и назвали один из центральных районов Парижа "СитЭ".
08.05.2003 15:44Ivashkins
Я ждал 3 салата и теперь могу, наконец, крикнуть ДЖИНСА ГОЛИМАЯ :)))))))
ну а книжечки захотелось приобрести:))
08.05.2003 16:23tiny
а где же те бешеные сотни бездельников, кот.постоянно тут соревнуются в остроумии? отдыхают? ну-ну... набираются сил, чтоб выдать что-нибудь этакое на след. неделе? посмотрим...
08.05.2003 16:31arishta
to Ужели Французы устояли, мало того, что писюк они упорно называют ordinateur, так еще и в переводе (вы будете смеяться) cite (ситэ) это городок )))
08.05.2003 16:57Ик
"Рекламный текст" - суперкнига, рекомендую!
09.05.2003 01:00Профессор Игорь Крылов
Друзья и коллеги! Наконец прочитал подряд все 12 выпусков. Книгу Надеина и Васильевой - активно рекомендую купить всем. Это - класс !!! Не зря в рейтинге продаж издательства "Питер" она уже неделю на втором месте из 2000 наименований. Очень жалею, что не я ее написал. А вот колонка моего друга Влада в этом году, честно говоря, неровная, то на 2-, то на 5+. Гораздо лучше его только что выдедший сборник стихов, в нем я нашел по крайней мере шесть просто замечательных стихотворений.
P.S. Кто вас всех учил рекламе, включая Васюхина??? Несколько выпусков назад вы приписали Дэвиду Огилви фразу, которая ему не принадлежит. Она звучит в оригинале так :"Реклама стимулирует продажу хорошего товара и значительно ускоряет провал плохого товара. Она показывает каких качеств товар не имеет и помогает покупателю быстрее в этом разобраться". Те, кто знают автора этой цитаты , могут придти ко мне на лекцию за бутылкою армянского коньяка. Подарю за эрудицию в истории рекламы
Профессор Крылов
krylov@garnet.ru
11.05.2003 12:36Леон
Фанки бизнес в действии!
12.05.2003 11:26Ashot
2 Профессор Игорь Крылов: Эта цитата приводится в качестве эпиграфа к главе "Как создать эффективную рекламу?" книги Девида Огилви "Тайны рекламного двора". Её автор А. Политц. Кстати, о каком коньяке идет речь? :0)
12.05.2003 12:02Борисович
Как же я сразу не догадался?! :-0
2 Ashot Хоть рюмашку нальешь, плз?
12.05.2003 12:45Ashot
2 Борисович: Рюмашку? - Да нет проблем, вот только получить бы его, коньяк-то... :0)
12.05.2003 14:13
2 Профессор Игорь Крылов: Дорогой учитель! К чему ставить оценки Васюхину: "то на 2-, то на 5+"? "По крайней мере шесть просто замечательных стихотворений". Вы смотритесь смешно в своем порыве взять зачетку у властителя дум и будущего классика поэзии. Мне кажется, Владу это совершенно по барабану. Он давно не школьник и занет себе цену. \ А Сити я предложил бы назвать просто - "Большие Лужки".
12.05.2003 14:14чумаков
предыдущий постинг мой, не успел подписать :0.
12.05.2003 16:23Ashot
2 чумаков: "Большие Лужки" - это название Москвы в "интеллигентской" провинции.
12.05.2003 16:43егор
Не переживайте, Влад, как Лужков захочет, так и назовут. Хозяин - барин. Хотя Сити - хорошее название. Не хотел бы я быть в Москве иностранцем - неуважение к людям, которые не знают русского языка. В Пекине, например, вывески дублируются на латинице, можно прочитать - названия улиц и прочее, а у нас ничего подобного. Тоже самое и в метро. Как они ориентируются, бедные?
12.05.2003 16:53Таня Ацевич
RE: егор
Вы в метро давно были? Там все станции метро есть на латинице, внимательней смотрите. :))
12.05.2003 17:52Лена
А я поняла выступление Лужкова вот как. Он подал идею назвать этот "Сити" по-русски (!), а не по англицки, и как пример привел этот "Посад" (я понимаю нашу способность любое слово шефа воспринимать как руководство к действию, а тем паче на повод постебаться над его глупостью)
Если я не права, можете мне это сказать.
13.05.2003 01:19Владимир, город Владимир
То Лена: Сити и Посад - это две большие разницы. Нью-Йорк Сити, например. Это большой город. Это деловой квартал в ЦЕНТРЕ города. А Посад - окраина, предместье. Так что вы не правы, Лена. И мэр ваш неправ. ВЛАД! Хороший "салат". Продолжайте в том же духе. Мы, провинциальные рекламисты, читаем с большим интересом.
13.05.2003 12:34Лена
То Владимир, город Владимир
Вы внимательно читали мое сообщение?
13.05.2003 12:36Лена
То Владимир, город Владимир
Владимир, разницу я поняла :-). Я говорила не о том. А том что в принципе цепляться к словам зачем? Раздули из этого слона и давай обсуждать что такое "посад" а что такое "сити" и кто прав и кто не прав.
Лужков предложил назвать этот квартал по-русски! (а не по английски) Не в названии дело.
13.05.2003 13:57Алексей Андреев
2Профессор Игорь Крылов; Редко Вы sostav.ru посещаете, профессор! Фадеева с нацпремией не поздравили (как, кстати и Васюхин), в форумах не участвуете, нехорошо :) А я вот тут позволил себе, так сказать, в одном издании цитатку из ВАС, думаю - прочтёт профессор, прослезится, черкнёт словцо в ответ, мол, спасибо старик. Нет, молчит профессор:) УЖ ВЫ, АШОТА-ТО НЕ ОБИДЬТЕ! Если, конечно, он на Ваш взгляд прав!:)
13.05.2003 16:18Влад Васюхин
То Алексей Андреев: Дорогой Алексей! Если бы "нацпремию в области рекламы" присудили мне, я бы от нее тут же отказался. Мне эта награда кажется весьма... странной, как и организация ее учредившая - так называемая Академия российской рекламы. И вся тусовка, проходившая по этому случаю в Питере (Дни российской рекламы) была, по мнению, очевидцев, которым я верю, традиционной пошлой пьянкой. Поэтому я не и не поздравляю никого (включая своего близкого друга замечательного режиссера и человека Славу Бубнова) с этой "высокой" наградой.
13.05.2003 16:40Vic
Странная рецензия на книгу Васильевой и еще более странный вывод - "заслуживает благосклонного читательского внимания"??? Для практикующего рекламиста пользы от этой книги столько же сколько зоологу от книжек серии "Ребятам о зверятах". А вкрапления собственных работ, многих кстати неплохих на общем фоне питерской рекламы, но в примерах с классическими мощными брендами выглядят просто забавно. Развязный тон, который сквозит на каждой странице и советы адресованные то Клиенту то вдруг Рекламщику??? отдельное явление в нашей рекламной литературе. По существу вопроса ничего нового. Системой и не пахнет. Но зато получился наверное самый внушительный презентационный буклет рекламного агентства в истории российской рекламы.
13.05.2003 17:04Vittorio
Если профессор рекомендует ЭТУ книгу, значит неладно что-то в датском королевстве, или профессор - муд@к и самозванец. Книга - просто лажа, Васюхин из вежливости, видимо, не наговорил грубостей. Ничего нового, ничего полезного, пресловутая "структура бренда" (даже зарегистрировали, блин) - бессистемный набор понятий (слоган например, объединен с миссией в один пункт), таких структур нарисовать сможет каждый, а уж про примеры - особенно про якобы технологию нейминга - отдельная история. И во всем сквозит мания величия авторов - смотрите не украдите наши гениальные идеи - мы все уже за собой зарегистрировали. Тьфу, блин, читать было противно. А рекламу "пятерочки" и окон "Ди-макс" ни один уважающий себя профессионал не разместил бы в портфолио. Ибо не реклама это а пустая трата денег рекламодателя. Полностью согласен с предыдущим оратором
13.05.2003 19:00Alisa
Мне кажется, что Влад вполне ясно написал, что авторы сей "замечательной" книги - его ДРУЗЬЯ из Питера. "Добрая Маргарита написала на форзаце: "Влад, ты - сила, ты - личность. Надеюсь, тебя книжка хотя бы развлечет"". И он опять же не забыл себя похвалить, хоть и приписал эти слова своей подруге. :))
14.05.2003 13:20maltus
Как тихо ))) Вот чего не могу понять - это Влад в шутку выдает все эти "Влад, ты - сила!" и "Хорошо выглядишь, загорелый!"? Раззадоривает нас? Или все же сносит крышу, как у блондинок-певичек ("Мое творчество...", "Я делаю музыку...", "Израиль аплодировал, стоя...")? Наверное, 50/50 - начиналось когда-то в шутку... Всем привет!
14.05.2003 15:05Alisa
Влад же занимается самолюбованием. В каждой тарелке. Аккуратно пытается сделать это руками и устами других людей. Завуалированно так, по-тихому :))
14.05.2003 16:15Vittorio
Алиса и Малтус: вы абсолютно правы-
с точки зрения какого-либо продвижения, в том числе и себя любимого, влад-салат абсолютно бесполезен, каких-либо маркетинговых целей не преследует.
Остается самолюбование.
а вам что не хочется стать звездой???:))))
14.05.2003 16:16Александр Горелов
Мне кажется, господа оппоненты, это у вас "крышу сносит". Вы, бедняги понять не можете, почему Влад себя восхваляет и поэтому каждый раз прибегаете сюда посмотреть и считаете своим долгом написать свое "фу". Да это не просто "крышу сносит", это мазохизмом называется. Встречал Влада несколько раз, да это и не сложно, он присутствует почти на всех рекламных форумах, ну так вот что я скажу, Влад производит впечатление самого жизнерадостного человека, и пишет, соответственно, чего тут еще обсуждать? Или Влад всех так вдохновляет, что хочется тоже что-нибудь состряпать, ну хоть пару строк, ну хоть с автором померяться, только чем меряетесь, было бы чем. Влад, я тут прочитал прошлые колонки, в частности, про последний билайновский ролик с нарезками. Они в них итог подводят. После такой рекламной компании обычно фирму закрывают и все уходят на пенсию. У меня только такое объяснение 8))))))
14.05.2003 16:27maltus
to А. Горелов. Вероятно, и Вы в чем-то правы... Но скажите... Если бы Влад написал хорошую рецензию на книгу Васильевой, опустив при этом очередное напоминание "я крут! о, как я крут!", колонка стала бы хуже? Или (а вдруг?) лучше? Извращенный мозг рекламщика шепчет мне: "Если бы Васильева не написала этого Владу на титульном листе, рецензии могло бы не быть!". И, подумав, добавляет: "Потому и написала!" Хотя тут, конечно, мой извращенный мозг перегнул палку ))
14.05.2003 17:23слон
То maltus: Как же Вы не можете понять: это стиль! Без "я крут!" это был не Васюхин, а что-то усредненное и похожее на всех. А здесь смесь иронии и самоиронии. Авторское начало. А что касается рецензии. то они с Васильевой - старые друзья, поэтому появление рецензии на книгу друга - вполне объяснимое и без теплых посвящений явление.
14.05.2003 17:37maltus
слон. Клевый стиль ))
14.05.2003 17:56Alisa
2 Maltus: respect
14.05.2003 18:21Александр Горелов
Малтус, не то чтобы раздражает, нет, совсем не раздражает, даже скорее наоборот, раздражало бы отсутствие. Тут я согласен со слоном, не было бы иронии и самоиронии, это была бы совсем другая колонка. Простой пример - итоги недели. Видели на составе открыли рубрику совместно с Рекламным Журналом, там Желобанов и Дицман, они вроде бы тоже шутят, иронизируют, но читать дальше второго абзаца не получается. Нет, если конечно же приложить усилие, то дочитаю. Но вот как-то не хочется.
14.05.2003 19:25nonstop
таки вы это называете самоиронией?.. таки вы это называете стилем?.. конечно-конечно! это именно они и есть, что же еще?))
15.05.2003 13:03Ashot
2 Профессор Игорь Крылов: Вот я не понял, какой все-таки коньяк мне полагается... :0)
15.05.2003 13:09
2 Ashot: профессор же написал, что колонку смотрит крайне редко, так что пождите полгодика, авось нальют! :))
15.05.2003 17:43КИТ
В-вау! Сколько эмоций по поводу простой рецензии! Обязательно посмотрю эту книгу - редко какой труд по брэндингу удостаивается таких страстей...
18.05.2003 02:00Neosky
Просто даже удивительно! Господа, если вас раздражает позицирования Васюхина в стиле "Я самый неподражаемый, неужели Вы этого не знали?", то просто не читайте эту колонку :) А то вы действительно напоминаете мазохистов, которые испытывают мучения, потокая больному манией величия (с вашей же точки зрения) преодолевать свои комплексы. Ну не терзайте себя так, это же не гуманно :0)
05.06.2003 16:20Mike Pelevin
To IK
Прислушался к Вашей рекомендации в части "Рекламного текста". Ваша оценка верна.
тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail